Последние события в арабском мире наглядно показали, что сосредоточение всей власти в стране в руках одного человека или семьи чреваты для народа массой негативных последствий. Неслучайно в западных странах главную роль играют не президенты, а парламенты. Оппозиционный политик Мухтар Аблязов видит для Казахстана будущее в парламентской республике.
Автор: Мухтар АБЛЯЗОВ
В своем интервью телеканалу «К‑плюс» он изложил свою позицию в отношении политического будущего нашей страны. Полностью интервью можно посмотреть это интервью можно по ссылке.
- В Казахстане ситуация развивается настолько динамично, что в любой момент может встать вопрос о мерах, необходимых для выживания страны.
- У нас сейчас президентская власть. Парламент существует только номинально, акимы не избираются, а назначаются. Есть местные парламенты, так называемые маслихаты, но они не имеют никаких прав.
Для меня очевидно, что президентская форма правления в Казахстане должна бесследно исчезнуть, как пример того, что делать ни в коем случае нельзя. Потому что в тех условиях, в которых сейчас развивается Казахстан и многие страны СНГ, президентская форма правления не работает и не будет работать. Она приводит к конфликтам. Даже если во главе стоит сильный лидер, даже если он честен, через какое-то время сама система власти трансформирует человека, и режим становится несправедливым. Поэтому я считаю, что форма правления у нас должна быть парламентская.
Взять, к примеру, Англию. Парламентская форма правления — это когда различные партии со своими программами выходят к населению, и побеждает именно программа. Партия с победившей программой приходит к власти и назначает правительство и Премьер-министра. И определенный промежуток времени, 4 года, народ наблюдает, как правительство выполняет свои предвыборные обещания и насколько эффективными были их действия. Более того, если количество партий становится значимым и голоса избирателей дробятся, то чтобы получить решающее количество мест в парламенте, даже партиям, набравшим 30—40% голосов, приходится создавать альянсы и вступать в блоки.
В Киргизии, например, когда несколько партий набрали 20—30% голосов и никто не мог единолично выбрать премьера, пришлось партиям между собой договариваться. Это был сложный процесс, но в итоге премьер был выбран. В результате такой борьбы новое правительство представляет и учитывает интересы разных групп населения и разных регионов. Если же баланс интересов будет нарушен и договоренности не соблюдены, фракции распадаются, правительство уходит в отставку и заново ищется компромисс.
Так должно быть и в Казахстане. Страна по размерам большая, население 16 миллионов, а всё за всех решает президент страны. Это неправильно.
- В ситуации, когда президент решает за всех и за всё, справедливого перераспределения ресурсов в рамках всей страны не происходит?
- В условиях Казахстана происходит на самом деле диктат: сначала лично Назарбаева, потом членов его семьи и группировки, которая поддерживает этот диктат. И справедливости, в принципе, нет. Идёт перераспределение национального богатства в узкой группе людей, которая контролирует реальную власть.
В качестве примера можно привести Магнистауский регион или Атыраускую, Западно-Казахстанскую или Актюбинскую области. Нефтяные регионы формируют основной национальный доход страны. Бюджет поддерживается за счет высоких цен на нефть. В такой ситуации, казалось бы, регионы и, соответственно, люди, которые формируют национальный доход, должны получать пропорционально и хорошо жить.
Но посмотрите, например, на жителей Жанаозена: добывают огромное количество нефти, но живут бедно. Посмотрите на Атырау, который с Алма-Атой спорит — кто донор номер один? А люди там живут плохо, хотя и формируют основные доходы страны. Регион сейчас стал немного развиваться, но давайте сравним с Астаной или с Алматой. В Астану за короткое время инвестированы десятки и сотни миллионов долларов, город чиновников процветает, а те, кто формирует основной национальный доход, бедствуют.
Разве это справедливо? Это говорит о том, что президент принимает решения, не учитывающие интересы регионов и граждан, которые участвуют в формировании национального дохода.
Такой дисбаланс можно исправить, только если страной будет управлять парламент. Парламентская форма правления приведет к тому, что подобные диспропорции будут устраняться в результате борьбы в парламенте и в правительстве. Ситуации, когда семь месяцев на нефтяников не обращали внимания ни парламент, ни правительство, станут невозможны. Ни один депутат даже не поехал в Жанаозен, потому что сейчас депутаты не представляют регионы — их просто назначили. Это подставные депутаты, подставные представители народа, то есть куклы. Правительство тоже лично назначается Назарбаевым. Президентская форма правления не дает никаких возможностей людям представлять и защищать свои интересы.
- То есть президентская форма правления не является справедливой? Она не гарантирует справедливости, потому что у людей нет своего реального представительства во власти, и они могут только ходить на демонстрации и там высказываться?
- В казахстанских условиях они даже на демонстрацию ходить не могут. Своё представительство иметь недостаточно, нужен правильный баланс власти, когда судебная система независима от власти, когда пресса действительно независима и не подвержена давлению. Вот тогда можно эффективно бороться против коррупции, потому что если пресса будет вскрывать подобные факты, то судебной системе придётся реагировать. А в нынешней ситуации, когда все подмято под президента, это невозможно. Когда же будет настоящий парламент, когда каждое ведомство, отвечающее за те или иные вопросы, будет подотчётно парламенту, и, соответственно, представителям народа, которые находятся в этом парламенте, тогда да, мы сможем говорить о справедливости.
- Критики Вам скажут: в Америке страна шла к такой системе два столетия, там гражданская война была, прежде чем был выстроен некий правильный баланс интересов между федеральным правительством и властями штатов. У нас нет столько времени, мы не можем себе этого позволить.
- У меня ответ очень простой. Неужели мы не можем импортировать судебную систему, систему управления, которая применяется в той или иной развитой стране? Сейчас это несложно — взять книжки почитать, пригласить консультантов, разобраться, как должно осуществляться управление государством. Если парламентская модель нам не подходит только потому, что Америка шла к ней 200 лет, тогда нужно ездить на лошадях и ишаках, жить в юрте, как 200 лет назад.
Разве мы не можем пользоваться машинами, потому что это не наш продукт? Чем отличается управленческий продукт, управление государством от машины? Почему мы не можем импортировать сам принцип управления государством? Машины, продукты, одежду, технологии, заводы мы, оказывается, можем импортировать. Нам почему-то хватает ума применять импортные технологии и принципы управления везде — в экономике, например, а как только дело касается технологий перераспределения власти, то сразу превращаемся в дурачков. Это всё ерунда, это от лукавого, это враньё.
- Вы предполагаете, что если в парламенте Казахстана соберутся представители, честно избранные от разных регионов страны, то даже если они, условно говоря, “передерутся” внутри парламента, это не приведет ни к гражданской войне, ни к отделению регионов?
- Конечно же такого не случится. Я хотел бы привести пример. Почему распался Советский союз? Предлагалась же другая система управления — когда региональной власти дается больше самостоятельности и, соответственно, возможность влиять на те или иные события с учетом местных особенностей. Центральная же власть никого не отпускала, и это привело, в конечном счете, к развалу. Разваливаются именно диктаторские режимы. Демократии находят консенсус в парламенте. Договариваются. Может быть, ругаются и дерутся, но в итоге договариваются. В результате споров внутри парламента и появляется наиболее правильное и справедливое решение. И это, как следствие, ведет к стабильности.
Может данный способ управления кому-то не нравится, но это лучшее, что сейчас есть. Посмотрите, как происходит передача власти в парламентских странах: нет конфликта, приход оппозиционной партии к власти не приводит к гражданским войнам, нет захватов власти или переворотов, нет сомнительных смертей лидеров (когда непонятно — то ли он сам умер, то ли его убили). Все это мы видим в авторитарных странах.
- Еще одной важной проблемой политической ситуации Казахстана, которая стала особенно актуальной в последний год, мне представляется вопрос религиозной политики и взаимоотношения власти с разными религиями, прежде всего с мусульманством.
- Понимаете, в этой сфере опять же всё регулирует один человек. У него есть своё мнение по отношению к той или иной религии, и его мнение трансформируется в государственную политику в отношении данной религии. Например, Комитет национальной безопасности решает преследовать то или иное религиозное течение только потому, что так сказал президент.
При парламентской форме правления представители различных религиозных течений, как и представители партий, выходят к избирателям и говорят, например: «Я мусульманин, у меня такая-то позиция». Если граждане его поддерживают, он попадает в парламент. Если не поддерживают, у него нет сторонников, он не попадает в парламент. И тогда, извините, на что обижаться?!
А сейчас мы имеем по факту подавление тех или иных течений, причём не знаем, имеют ли они серьезную социальную поддержку?
Вот пример Ливии. Казалось бы, светское государство, а сейчас к власти пришли исламисты. При Каддафи они были подавлены, а оказывается — имели серьезную социальную базу.
И мы точно так же не знаем, что у нас на самом деле происходит в Казахстане, какие религиозные течения имеют поддержку.
- Но Вы не опасаетесь повторения ливийского сценария? Мы действительно не знаем реальной социальной поддержки разных течений, вдруг мы откроем котел и оттуда, фигурально выражаясь, выйдет дьявол?
- Я думаю, что если говорить о Казахстане, это маловероятно. Религиозные течения — это убеждения людей. Убеждениями людей силой управлять невозможно, это может привести к плохим последствиям, например, к терроризму. Если людям не дают возможности думать и делать то, что они считают правильным, в конце концов, это заканчивается военными действиями. Террористические акции — от безысходности, потому что нет легальных способов защищать свою позицию, жить так, как ты считаешь правильным. Государство не должно подавлять граждан. Непременный атрибут прав человека — безусловное право выбирать, кем быть: иудеем, мусульманином, христианином, агностиком или атеистом. Когда это право отбирается, формируется конфликт.
Если мы хотим построить нормальное общество, которое учитывает интересы всех людей, мы должны дать людям право на те или иные религиозные убеждения. Взрыв произойдет, если свобода совести и другие права человека и дальше будут подавляться.
- Можно ли предположить, что нынешняя власть страны сознательно использует эти страхи для того, чтобы сказать гражданам: «Мы являемся единственным гарантом Вашей безопасности и стабильности общества, без нас всё взорвётся»? А на самом деле ничего чрезвычайно опасного и страшного не будет?
- Именно так и происходит. Я сам был тому свидетелем, когда, будучи министром, ездил с президентом по регионам. Он посылал казахскому населению один сигнал, а русскому населению — другой. На русском языке он говорил одно, а на казахском — совершенно другие вещи, которые противоречили тому, что было сказано по-русски. То есть он открыто действует по принципу «разделяй и властвуй». В северных регионах он говорит, что интернационалист, а в южных предлагает: «Подождите, нас [казахов] пускай станет больше, тогда разберемся».
Таким образом, русскую часть запугивает казахским населением, а для казахов придумывает какие-то другие страхи — и так управляет.
- Почему Вы считаете, что политика приоритетна перед экономикой?
- Что значит, когда Назарбаев говорит «сначала экономика»? Это значит, что он сам решает кому завод, кому недра, кому жить, кому в тюрьме сидеть. Такая высокая концентрация власти в руках одного человека приводит к тому, что в конечном итоге все хотят получить расположение того, кто всё регулирует, дает возможность заниматься экономикой. И он превращается в, как мы говорим сейчас, «лидера нации» или «золотого человека», как в Туркмении или в Северной Корее. Такой волюнтаристский подход очень плохо отражается на экономике, потому что ей начинают руководить случайные люди, отобранные по принципу личной преданности.
- А кому достанутся ресурсы и недра при новой политической системе? Как будут приниматься решения?
- Это очень просто. Все должно быть прозрачно. Если мы говорим о разработке месторождений, то технология решения давно существует — это тендеры. Права на разработку достаются тем, кто даст наилучшие условия, причем публично и открыто. А не так, чтобы договорились за закрытыми дверями, а потом Назарбаев распределил кому что.
Я приводил примеры, когда достояние республики тихо пропадает — ни тендера, ни аукциона. Например, пропадает целое здание в центре города, как здание, принадлежащее академии наук Казахстана. Раз — и Тимур Кулибаев забрал. Или всё здание мэрии Алматы: раз — и пропало без денег. То же касается и практически всех месторождений.
Когда существуют четкие и ясные правила, когда существует парламент, когда существуют законы, когда существует судебная система, то нарушители этих правил наказываются. Поэтому в парламентской республике, справедливой, с системой сдержек и противовесов во власти, все эти блага распределяются так, как считает справедливым общество в целом. При этом открыто, прозрачно, без ущерба бюджету и интересам рядовых граждан.
- Вам могут возразить: хорошо, наверху, может быть, и можно установить правила. Но Вы представляете, насколько уже укоренилась коррупция на низовом уровне? Купленные тендеры, бесконечные откаты, коррупция на уровне учителей, врачей, как с этим бороться?
- Коррупция очень легко побеждается. Да, говорят, что мы боремся, и каждый год борьба усиливается. Но эта борьба будет бесконечной при нынешней системе власти.
Я приведу простой пример. В Советском Союзе долго боролись с официантами и плохим обслуживанием в ресторанах, существовала книга жалоб и предложений, а результата не было. Сейчас, при рынке, все изменилось. Не нужно никаких специальных мер. Если качество пищи и обслуживания в ресторане не нравится — ушёл в другой и никаких проблем. Так же и с коррупцией: в каких-то моментах она, безусловно, будет присутствовать, но с ней очень легко бороться, если есть конкуренция. Где присутствует коррупция? Там, где нет прозрачности, когда принимаются монопольные решения, когда можно дать взятку безнаказанно. При условии же нормальной работы судебной системы с независимыми судьями и когда четвертая власть — пресса — охотится за всеми случаями коррупции, предаёт их гласности и не боится, что её за эту гласность будут преследовать, арестовывать и даже убивать, как сейчас, коррупция пойдёт на убыль.
Только конкуренция, только открытое общество быстро уничтожает коррупцию. И этого у нас сейчас нет.
- Очень часто в спорах о том, как должно быть устроено государство, ссылаются на некие вековые исторические традиции. Теперь этот аргумент работает как в местной политике на бытовом уровне, так и в отношениях международного часто экспертного сообщества. Речь идет о том, что в такой-то стране есть традиции клановой организации общества, поэтому обычные цивилизационные нормы и к этому государству в целом, и к обществу применить нельзя. К Казахстану этот аргумент чаще всего применяется относительно родового принципа организации общества. Скажут: вы ничего не сможете добиться, потому что настоящие решения будут приниматься все равно по-другому. Насколько обосновано подобное суждение?
- Я думаю, что сейчас это точно уже не обосновано.
Потому что, если говорить о Казахстане, родовые принципы существуют только в голове самого Назарбаева и тех людей, которых он подобрал по этому принципу. Более того, он на данный момент в большей степени ориентируется не на родовые принципы, а на родственные. Он настолько многих предал, в том числе и своих сородичей, что понимает: опираться на людей, подбираемых по родовому признаку, уже невозможно.
Теперь он пытается использовать последнюю зацепку, а именно родственные отношения. Кто вокруг него? Двоюродные племянники, зятья, дочери, и вот с этими людьми он пытается сейчас управлять государством.
Чем больше конкуренции, тем быстрее размываются и пропадают все эти признаки, связи родовые, исторические и так далее.
Когда человек попадает в город из деревни и правила игры там такие, что он целый день работает на заводе, а вечером приходит в квартиру, у него все меньше и меньше смысла в каких-то клановых родовых отношениях, поскольку они не помогают выживать в городской среде, становятся ненужными.
Допустим, у кого-то есть родственник, но он нехороший человек, бестолковый, лентяй и непрофессионал. Зарабатывая, например, 1000 долларов, человек может ему раз помочь, два, а потом скажет: «Ты мой родственник, ты моего рода, но я же не могу тебя кормить, ты должен сам». Вот и происходит фактически отказ от родового признака, понимаете?
Конкуренция всё это разрушает, это уже несовременно. Если наша страна хочет интегрироваться в мировое сообщество, не быть сырьевым придатком, не ходить в роли обслуживающего персонала, то у нас нет иного выбора, кроме как взять высокие стандарты других стран — США или Англии. Взять эти стандарты, обучиться, применить их, преобразовать свою страну, и только тогда мы можем быть конкурентными. Потому что с клановой экономикой, где отдается предпочтение не таланту и трудолюбию, а родственному принципу, быть конкурентным в современном мире невозможно.
Да, традиции существуют, но выживают и сохраняются лучшие традиции, и их, безусловно, надо беречь. А традиции, которые являются анахронизмом, которые мешают качественно меняться стране и людям, отмирают. Это естественный эволюционный путь развития.
- Помимо естественных конкурентных преимуществ, я имею в виду ресурсные возможности Казахстана, какие Вы видите перспективные точки роста и возможности для развития?
- Казахстан безуспешно пытается построить такую промышленность, которая была бы диверсифицирована и ориентирована не только на сырье. Это опять же связано с политическим устройством страны.
Потому что если страна будет устроена политически правильно, как парламентская республика, то, например, представители Южного Казахстана, которые по численности будут доминировать в парламенте, скажут: «У нас в регионе есть определенные экономические проблемы». И правительство вынуждено будет принять меры для их устранения, например, решить проблему с рабочими местами. Ведь там находится большая часть избирателей. Сейчас же мы имеем парадоксальную ситуацию: чуть ли не половина населения страны живет в Южном Казахстане, а Южные Казахстанские области — одни из беднейших.
При парламентской форме управления, представители отдельного региона будут принуждать правительство через парламент открывать те производства, которые давно пора было открыть.
Почему нельзя поднять пищевую промышленность? Деньги есть, национальный фонд имеет десятки миллиардов долларов, есть что инвестировать. Или легкая промышленность. Ведь странно — хлопок производим, но не перерабатываем, и швейных производств не имеем. Или же вопрос переработки аграрной продукции.
Через парламент будет возможным заставить правительство пересмотреть свой подход к развитию страны, Значит, будут размещены производства, которые диверсифицируют нашу экономику.
Возьмём, к примеру, нефтяные регионы. У них кроме нефти и газа ничего нет. А если будет правильное перераспределение доходов? Вы посмотрите на арабские страны — пески были, пустыня. А теперь Дубаи — туристическая зона, в песках построили мощную современную инфраструктуру, современный мегаполис, граждане страны процветают.
Если правильно распределить доходы в нефтяных регионах и они будут получать справедливо свой процент, то эти деньги останутся в регионе. Это значит, что будет перестроена вся инфраструктура и с большой долей вероятности будут запущены необходимые производства.
Сейчас реально режим над этим не работает, нефть качается — и всё. Под ногами — колоссальное богатство, но всё уходит на экспорт, а экспортные поступления проходят мимо бюджета в карман узкой группы людей. В регионах ничего не остается, не создаются новые рабочие места.
Поэтому и формируются такие моногорода как Жанаозен, где у людей нет выбора: если они начнут открыто выражать свое недовольство сложившейся ситуацией, то их просто выгонят из нефтедобывающей кампании — и всё, они никому не нужны. Это как раз к вопросу о гражданских правах: люди не могут занимать независимую позицию, быть независимыми гражданами страны, потому что если они себя проявят «неправильно» с точки зрения нефтяной компании, их с этой работы уволят — и они потеряют всё. У них нет выбора, и это приводит к нарастанию и радикализации протеста. А при правильном устройстве страны будет погашено всё их недовольство, потому что будут устранены причины конфликта.
Диверсификация в авторитарной стране невозможна. Я в принципе не могу представить, чтобы авторитарная страна диверсифицировала бы экономику. Диверсифицируют экономику граждане страны, которые хотят жить в нормальных условиях, которые хотят, чтобы страна получила толчок в развитии.
При существующем авторитарном режиме никакой диверсификации экономики не будет. Более того, если цены на нефть упадут до 40 долларов за баррель, экономика рухнет и целостность страны будет под вопросом.
- Вы знаете, я разговаривал со многими экспертами, и часть из них настроена крайне пессимистично. Они прямо говорят, что у Казахстана как государства в принципе нет будущего, и нужно признать этот факт.
- Если и далее будет использоваться авторитарный способ управления страной, я действительно соглашусь, что у страны нет будущего. А если политический строй изменится на более справедливый и открытый, то очень быстро изменится и всё остальное. Да, есть много факторов, которые делают существование нынешнего Казахстана нестабильным. Это прежде всего огромная территория, которую населяет всего 16 миллионов человек. Очевидно, что на такой территории должно жить не менее 50, а возможно — даже 100 миллионов населения. Но опять же: чтобы достичь такого результата, должна вестись сбалансированная политика и существовать специальная программа, которая предполагает возможность увеличения численности населения. А когда задействована только малая часть экономического потенциала и только в интересах и под контролем правящей верхушки при бедственном положении всего остального народа, то я соглашусь, что существует постоянная угроза целостности государства. То есть вопрос смены политической системы и политической элиты — это вопрос выживания Казахстана как государства и казахов как этноса.
Беседовал Алмат АЗАДИ
Источник: “Общественная позиция”
Taken from:
Смена системы — вопрос выживания