Эти люди — не оппозиционеры и не демонстранты, они просто не хотят оставаться под властью режима Башара Асада. Пусть им недостает смелости выступить против властей, но их инстинкт самосохранения достаточно развит, чтобы, взвалив на плечи нехитрую поклажу и взяв в трудный путь семью, постараться уйти из Сирии в соседнюю Турцию.
Увы, но сирийские власти подобный поступок считают предательством. Армия и спецслужбы сотнями отлавливают беженцев, направляющихся к турецким рубежам, бросают их в тюрьмы вместе с женами и детьми. Все больше пограничных деревень стали объектами для нападений со стороны военных: селение, чьих жителей заподозрили в оказании помощи беженцам, может оказаться в кольце блокады или даже сожжено дотла, как это произошло в конце минувшей недели с небольшим поселком Заини, расположенном всего лишь в десяти километрах от границы с Турцией.
Дружба под прицелом
Успевшие перебраться в Турцию сирийцы рассказывают о своих мытарствах страшные вещи, многим из них приходится неоднократно пересекать границу, чтобы передать семье, оставшейся на сирийской территории, немного продуктов. По словам курсирующих
По словам этого молодого человека, он вынужден ежедневно рисковать жизнью — в Сирии остались беременная жена и малолетний сын, которым не под силу преодолеть трудную горную дорогу и добраться до турецкого лагеря беженцев. Он и несколько его товарищей вынуждены постоянно носить оставшимся на сирийской территории семьям продукты, медикаменты и даже воду. Все это они покупают на деньги, полученные от живущих в Турции родственников либо от турок, жертвующих беженцам свои припасы.
Впрочем, нельзя утверждать, что с турецкой стороны граница для беженцев оказалась открытой. Пограничники
«Они голодны и оборваны, среди них — женщины и дети, — рассказал офицер одной из пограничных застав, — а за ними по пятам гонятся на джипах и грузовиках солдаты, стреляют на поражение… В конце концов мы тоже люди, мы не можем просто так стоять и смотреть, как эти ублюдки убивают людей. Руки чешутся устроить им хороший бой — это, небось, не по безоружным палить, но до самой границы они обычно не доезжают, по турецкой территории не стреляют».
По словам турецких пограничников, они стараются выдвинуть патрули вплотную к границе, чтобы продемонстрировать сирийским солдатам свое присутствие и тем самым заставить их прекратить преследование беженцев.
Естественно, все это приводит, мягко говоря, к весьма напряженной ситуации на
Хлеб, вода и Анджелина Джоли
Тем временем ситуация в лагерях беженцев по турецкую сторону границы становится все более напряженной. Количество «населения» в них превысило уже 15 тыс. человек, а с сирийской стороны, только по официальным данным, ожидают возможности попасть в Турцию еще более 10 тыс. Причем никто из них в обозримом будущем обратно в Сирию не собирается, что можно понять, учитывая абсолютно нечеловеческое обращение с ними со стороны сирийских солдат и сотрудников спецслужб.
«Асад — страшный человек, убийца, — говорит все тот же беженец, вернувшийся из очередного опасного похода к собственной семье. — Он ненавидит собственный народ. Как я могу хотеть жить в его стране?» Примерно так же думают и остальные тысячи беженцев, которым повезло добраться до Турции.
Впрочем, повезло ли? В данный момент эти люди сконцентрированы в малоприспособленных для подобных целей лагерях. К примеру, ставший в последнее время известным лагерь Явладаги на
Расположенный в 30 км от него дополнительный лагерь Альтинозу — это кусок степи, огражденный колючей проволокой. Отсюда хорошо видна сирийская территория, а вот до ближайшего турецкого поселка пешком добираться несколько часов. И то, если охрана позволит. Турецкие власти не поощряют походы сирийцев вглубь своей страны, стараются изолировать их от живущих неподалеку турок и курдов, полагая, что в этом регионе и без того достаточно межнациональных проблем.
Похоже, турецкие власти не
Турецкие власти можно понять:
Так что турки, взяв на себя обязанность обеспечить сирийских беженцев временным пристанищем, едой и медицинским уходом, стараются всячески ограничить их возможность общения с внешним миром. Репортеров в эти лагеря не пускают — более того, порой даже у сотрудников ООН возникают проблемы с приездом сюда.
«Откровенно говоря, это удивительно, — признается один из работников UNHCR, организации ООН, занимающейся проблемами беженцев, — если исходить из того, что мы успели увидеть, в этих лагерях обеспечение беженцев поставлено просто образцово. Туркам, на наш взгляд, нечего стыдиться и нечего скрывать».
Тем не менее, по словам представителей ООН, случаи отказа в допуске на территории лагерей беженцев учащаются. Чтобы прорвать эту стену и одновременно обратить внимание мировой общественности на эту проблему, в минувшую пятницу лагерь Явладаги посетила мировая знаменитость и по совместительству посол доброй воли ЮНИСЕФ, актриса Анджелина Джоли. У нее не возникло проблем с посещением — разве что, по ее словам, «достали» охранники, наперебой просившие автограф…
Read the original:
Сирийские беженцы – «камень раздора»