После последнего “Политона” с Косановым и Козловым осталось много не договоренного. А точнее того, что я хотел бы сам сказать, но не смог, в силу того, что должен был сохранять нейтралитет и вести эту дискуссию.
Поэтому здесь то, чего я не сказал вчера на “Политоне“
Странные люди. Им объясняешь, что в политике нет кандидатов которые бы нравились всем, что там из двух зол приходится выбирать меньшее. А они закатывают глаза, бьются в истерике и требуют дать им непременно того кандидата, который бы их устраивал во всем, забывая при этом в какой стране они живут и как обстоит дело с выдвижением этих кандидатов.
Главная претензия к Косанову что он своим участием помогает Акорде легитимизировать выборы. С одной стороны это действительно так. Токаеву чтобы в глазах Запада стать легитимным президентом очень важно участвовать в альтернативных выборах. Так что «отстреливать» Косанова они не будут. Его участие им нужно. В противном случае вся легитимность избрания Токаева летит коту под хвост.
Поэтому в развитии событий два варианта.
Либо Косанов не сможет собрать требуемые подписи и тогда власти ни причем.
Либо у него это получается и тогда в стране состоятся альтернативные выборы.
Сразу скажем, что участие в выборах кандидата от оппозиции (пусть и не радикальной) чревато большими неожиданностями. В этом случае появляется важная переменная составляющая – настроения казахстанцев, о которых мы мало что знаем. Настроения могут измениться под воздействием различных факторов, и это не может ни тревожить Акорду.
Именно этим объясняется работа по продвижению идеи бойкота, который может существенно уменьшить количество избирателей, готовых проголосовать за кандидата от оппозиции.
Пока все складывается в пользу Акорды, потому что на идею бойкота работает и ДВК, и ОСДП, и масса активистов Фейсбука, которым уже успели запудрить мозги. Ну и само собой — нурботы. Как же без них?!
Так что интрига уже есть и она достаточно серьезная.
Теперь о том, что дает выдвижение Косанова политическим оппонентам Акорды.
Первое и самое важное — страна получает возможность поучаствовать в политической борьбе . Борьбе между кандидатом от власти и кандидатом от тех, кто против этой власти. Такое не часто у нас бывает.
Второе — все недовольные властью получают возможность принять участие в этой предвыборной кампании.
И здесь нужно забыть про результат выборов, который всем уже давно известен. Да, эти выборы противники власти, скорее всего, проиграли. Но это не повод опускать руки и залезать на диван.
Ведь что такое предвыборная кампания? Это возможность говорить и делать открыто то, что до этого было невозможно. Это полный простор для пропаганды своих взглядов и критики власти под прикрытием агитационной работы. Целый месяц свободы для проведения встреч и митингов с людьми по всей стране. Для любой нормальной оппозиции и гражданских активистов – это просто подарок судьбы.
Но наши оппозиционеры и активисты предпочитают это игнорировать.Почему?
И это еще не все. На этих выборах ОСДП имела право ввести во все избирательные комиссии представителей от оппозиции (в лице ОСДП). А это серьезный заслон от возможных фальсификаций на избирательных участках во время голосования и подсчета голосов. Никто даже не почесался. Почему?
Во-первых, никому это не нужно. А во-вторых, у оппозиции просто физически нет столько людей (9 тыс ), которые могли бы войти в состав избиркомов.
Следующий момент – кто мешал оппозиции и всем, кто сегодня кричит о бойкоте создать мощную систему наблюдения за выборами,организовав сеть наблюдателей, хотя бы в крупных городах? Это позволило бы покрыть сетью наблюдения значительную часть избирательных участков и предотвратить нарушения в ходе голосования. Не фига! Никто об этом даже не заикнулся. Ни в оппозиции, ни в общественных организациях, ни из числа тех, кто ныне активизировался в Фейсбуке.
Почему? Да потому, что они не хотят и не умеют работать с людьми. Более того, я выдам страшную тайну, сказав, что там просто НЕКОМУ работать. Вот главная причина пассивности оппонентов режима.
Сами эти оппозиционеры это товар штучный — их всех можно уместить о одной комнате. Сегодня оппозиция представлена исключительно лидерами, к которым чисто номинально имеют отношение незначительное количество сторонников.
Строго говоря, никакой политической оппозиции в Казахстане сегодня нет.
Есть клубы по интересам. С одной стороны, это мягкотелая ОСДП и «ждуны» из «Жана Казахстан». С другой, это радикально-партизанское движение ДВК. И с третьей, диванные оппозиционеры, способные много рассуждать обо всем на свете в онлайне, но абсолютно не способные, что-то делать оффлайн.
При всей разности подходов в части выборов никто из них не хочет и не умеет работать с людьми. Никто не хочет заниматься черновой повседневной работой. Такой как пропаганда идей, подготовка к выборам, создание сети наблюдателей, сборы подписей и прочее, прочее, прочее.
Одни могут заседать и обсуждать «умные» программы и писать Конституцию для постназарбаевского периода. Другие – призывать к массовым публичным протестам, нещадно подставляя под полицейские репрессии тех, кто откликается на эти призывы. Третьи – болтать, давать советы и возмущаться, когда что-то делается не по их.
Кто-то сейчас скажет, а чего же ты предлагаешь голосовать за такую оппозицию?Да потому что она НАША, родная! И другой у нас просто нет.
И при всех ее недостатках ситуация такая, что не важно какая оппозиция, важно что власть хуже и ее нужно менять, пока она не довела нас до Венесуэлы и Северной Кореи. Вот в чем главная фишка дня.
Я не против оппозиции, я «за». Но тогда где те люди, которые должны готовиться к выборам, те, кто будет продвигать людей из гражданского общества в избирательные комиссии, кто будет думать о сети наблюдателей, кто будет заниматься организацией бойкота, если власть не допустит альтернативного кандидата.
Ведь бойкот — это не просто не пойти на выборы. Сидя на диване, бойкота не получится. Потому что это будет всего лишь банальная обывательская лень. Во всем мире людей, отлынивающих от выборов, в расчет не берут и на их мнение не ориентируются. Это то «болото», которое никому не интересно.
Важнейшим элементом бойкота является его активное проявление в публичном пространстве. Это сбор подписей, петиции протеста, различные акции, митинги, демонстрации. Власть, наблюдатели, весь мир должен видеть несогласие людей с выборами, только тогда это станет бойкотом. Понятно, что в наших условиях никакого бойкота не может получиться в принципе. Его просто некому проводить. Разве что на диванах — по старинке.
Другой момент – это проблема верификации явки. Состоялся или не состоялся бойкот — это может определить только независимый мониторинг явки на участки. Это очень большая и сложная работа. И опять нужно признаться, что сегодня в стране нет никого, кто бы мог это сделать.
Это по факту, если без эмоций и криков о том, что мы бы все это сделали, если бы нам это позволили: в стране, где за плакат с цитатой из Конституции, сажают за решетку ждать что кто-то чего-то позволит – глупейшее занятие. Тут либо вы вешаете эти плакаты не спрашивая разрешения, либо сидите тихо и ждете…изменений.
В таких жестких условиях нужно использовать любые предоставляющиеся возможности для достижения своих задач. И одной из таких возможностей является выдвижение кандидатом в президенты Амиржана Косанова. Этот шанс появился только благодаря тому что Токаеву понадобилась легитимность европейского образца. Это, если хотите его европейский кураж. Так давайте и мы попробуем использовать его кураж, но только в свою пользу!
Давайте отбросим эмоции и будем рассуждать прагматично. Ну не пошел бы Косанов на выборы. И что? С точки зрения легитимности выборов главное, было ли ему это доступно? Запрета не было, мог выдвигаться… и если бы не выдвинулся, то какие претензии к власти? Это был бы выбор оппозиции а значит с легитимностью выборов было бы все в порядке. По крайней мере в глаза западных наблюдателей.
А вот в отсутствии Косанова, уверяю вас, выборы прошли бы предельно честно и справедливо: казахстанцы в большинстве своем тупо бы проголосовали за действующего президента. Все были бы довольны: и новый президент, и проголосовавший «народ» и даже западные наблюдатели, не обнаружившие серьезных нарушений. И уж точно никто бы не вспомнил о тех, кто не голосовал, называя это бойкотом.
А когда в списках кандидатов оппозиционер Косанов – все совершенно иначе. Все напрягутся. Сразу появится ощущение баррикады и того, что по одну ее сторону «свои» а по другую «чужие». Главным вопросом станет «А вы за кого»? Политически страна поделится на две части. Так что накал страстей и полемики ожидается не шуточный. уверяю вас, что в такой наколенной атмосфере противостояния сторонников Нур-отана и оппозиции многие из тех, кто сегодня ратуют за бойкот пойдут и будут голосовать за своего кандидата.
Голосование станет тем рубежом на котором столкнутся два политически противоположных лагеря. Нейтральных скорее не будет.
Не верю, я что Ермурат Бапи, Володя Козлов и сторонники Аблязова не проголосуют за Косанова и будут равнодушно смотреть как нур-отановцы мочат кандидата от оппозиции. Если это случится, это будет первая победа оппозиции. Победа над самой собой, над своей разобщенностью и неспособностью находить точки соприкосновения.
И это еще не все. В день голосования все будут напряженно следить за предварительными результатами экзит-пулов. И если вдруг процент голосующих за кандидата от оппозиции превысит критическую (в понимании сценаристов во власти) отметку, нервы в Акорде могут не выдержать и … тогда они конечно же прибегнут к адмресурсу. И все пойдет как всегда: вброс бюллетеней, карусели, фокусы с выездной урной и прочее. И это конечно же все будет зафиксировано наблюдателями.
Это будет вторая победа оппозиции. Победа над командой власти, не сумевшей обеспечить видимость честности и справедливости голосования. А это крест на легитимности избрания нового президента, который очень необходим господину Токаеву.
Есть еще один важный момент — пока никто не знает, сколько реально людей проголосует за оппозицию.
Неужели никому не хочется это узнать? Только ради одного этого стоило проводить эти выборы и выдвинуть на них кандидата из оппонентов власти. И не нужно про то, что все равно мы не узнаем реальную цифру. Узнаем! Для этого и существуют данные экзит-пулов, ошибки которых настолько мизерные, что ими полностью верить.
Даже если нам «нарисуют» не тот результат, мы все равно узнаем сколько в стране сторонников оппозиции. А это значит что противники власти наконец-то «измерят» самих себя, что поможет им реальнее оценивать свои возможности в противостоянии с властью. Чего до этого не было.
Но и это еще не все. Процесс участия в голосовании это отличная школа гражданственности для тех, кто в большинстве своем раньше не ходил голосовать.
Понятно, что одним голосованием дело не обойдется. Обязательно будут жаркие споры с окружающими их сторонниками власти, будут объяснения тем, кто колеблется. То есть волей-неволей люди пройдут своеобразный «курс молодого бойца» участия в выборах, получат практический опыт к того, как это делается.
И не беда, что в этот раз их кандидат скорее проиграет, важно другое — что они станут участниками противостояние власти и оппозиции. Прочувствую это, что нарывается, спинным мозгом. Это может стать хорошей репетиций на будущее. Ведь впереди парламентские выборы.
Все это будет третьей победой на этих выборах Не правы те, кто говорит о бесполезности участия в этих выборах. Напротив, даже проиграв выборы, можно выиграть их в чем-то другом, что может очень пригодиться в самом ближайшем будущем.
Жизнь не заканчивается этими выборами, она с них только начинается.
Хватит жевать сопли и плакаться в жилетку, мол, все пропало, выборы проиграны, мы ничего не можем сделать и т.д.. Да власти постарались сделать все, чтобы сформировать в обществе чувство безысходности, настроения пораженчества. Им это на руку, чтобы легче играть свою игру. Но в наших силах попробовать провести свою игру на этих выборах.
А тем, кто упорствует в своем пораженчестве и бессилии я хочу напомнить сцену из гениального фильма «Пролетая над гнездом кукушки», где главный герой под смех окружающих пытается оторвать от пола неподъемную мойку. Помните его убойные по своей силе слова «Я хотя бы попробовал». Это все, что нужно знать о том, чем отличаются люди смирившиеся с нахождением в психушке от тех, кто еще надеется оттуда вырваться
Может и мы перестанем косить под сумасшедших, смирившихся с окружающей безнадегой и попробуем сделать хоть что-то, чтобы подтолкнуть изменения в стране?