Сергей Безруков: «Мы не нефтяники!»

Попу­ляр­ный рос­сий­ский актер уже во вто­рой раз при­ез­жа­ет в Аста­ну на День горо­да. На этот раз он, как обыч­но, похва­лил казах­стан­ское госте­при­им­ство и пожа­ло­вал­ся на недо­ста­точ­ное финан­си­ро­ва­ние искус­ства.
 

Автор: Камиль АЯНОВ

Впро­чем, самим жур­на­ли­стам было впо­ру стро­чить жало­бы на почет­но­го гостя. Как выяс­ни­лось, пунк­ту­аль­но­стью он не стра­да­ет. Обе­щан­ной пресс-кон­фе­рен­ции пред­ста­ви­те­лям СМИ при­шлось дожи­дать­ся несколь­ко часов. Сна­ча­ла ее пере­нес­ли на 14—30, потом на 16—00,  затем ожи­да­ние затя­ну­лось еще на час.

- Доб­рый день. Он дей­стви­тель­но доб­рый, — радост­но сооб­щил Без­ру­ков, при­быв, нако­нец, на встре­чу к пред­ста­ви­те­лям масс-медиа. — В Астане он все­гда доб­рый. Доб­рый, пото­му что здесь доб­рые люди, пото­му что здесь при­ни­ма­ют тепло.

«Доб­рые люди», они же оса­та­нев­шие от ожи­да­ния жур­на­ли­сты, судо­рож­но гада­ли, успе­ют ли они сдать инфор­ма­цию в бли­жай­ший номер до дедлайна.

- Мой театр, кото­рый будет пред­став­лен на этих гастро­лях, со спек­так­лем «Пуш­кин», он про­сто оча­ро­ван Аста­ною, — заявил актер. — Мои кол­ле­ги, они про­сто оча­ро­ва­ны и гово­рят, что тако­го при­е­ма они нико­гда не испы­ты­ва­ли. Они люди теат­ра, они мно­го рабо­та­ли в теат­ре,  но так как здесь, их не при­ни­ма­ли еще нико­гда. Я ска­зал: «Дру­зья мои, не обо­льщай­тесь, толь­ко здесь при­ни­ма­ют так!».

Поме­ня­ли хулигана…

Спек­такль, кото­рый Без­ру­ков при­вез в Аста­ну — это его новый про­ект, пер­вый режис­сер­ский опыт. Если пер­вый визит арти­ста в Аста­ну со спек­так­лем «Хули­ган» год назад был посвя­щен зна­ме­ни­то­му поэту Сер­гею Есе­ни­ну, то на этот раз на сто­лич­ных под­мост­ках — спек­такль «Пуш­кин. Послед­няя дуэль».

Впро­чем, назвать это рядо­вым спек­так­лем слож­но. Дей­ствие длит­ся око­ло четы­рех часов. Как заме­тил сам автор, его про­из­ве­де­ние потре­бо­ва­ло огром­но­го коли­че­ства вло­же­ний. Как в костю­мы и рек­ви­зит, так и в кино­со­про­вож­де­ние спектакля.

- Поми­мо актер­ской игры, здесь нуж­но создать атмо­сфе­ру XIX века, — заявил Сер­гей Без­ру­ков. — Это и деко­ра­ции, кото­рые необ­хо­ди­мы для того, что­бы Пуш­кин на сцене был живой. Это и моя при­дум­ка сде­лать кино­спек­такль из этой исто­рии. Кино­спек­такль — пото­му, что он соеди­нит театр и кино.

Пре­зрев теат­раль­ную услов­ность, свой режис­сер­ский дебют Сер­гей Без­ру­ков поста­рал­ся мак­си­маль­но при­бли­зить к реальности.

- Если это вен­ча­ние, то вен­ча­ние будет насто­я­щим, — заявил он. — На сцене вос­со­здать вен­ча­ние слож­но. Есть мера услов­но­сти. Пред­ста­вить, что на сцене храм, тоже слож­но. Это храм искус­ства, но не храм пра­во­слав­ный. Я сни­мал в насто­я­щем хра­ме, с насто­я­щим батюш­кой. Это был храм воз­не­се­ния Бого­ро­ди­цы, тот самый храм, в кото­ром вен­чал­ся Пуш­кин с Ната­ли Гон­ча­ро­вой. Вот из этих атмо­сфер­ных вещей скла­ды­ва­ет­ся спектакль.

Нема­лых спе­ц­эф­фек­тов потре­бо­ва­ла и сце­на рас­стре­ла декаб­ри­стов на Сенат­ской пло­ща­ди. Что­бы вос­со­здать атмо­сфе­ру, широ­кие тру­бы-колон­ны в один из момен­тов спек­так­ля, к вяще­му испу­гу зри­те­лей, пре­вра­ща­ют­ся в пушки.

- Для меня важ­на атмо­сфе­ра. Дуэль, кото­рая пред­став­ле­на в кино­спек­так­ле, она насто­я­щая! — эмо­ци­о­наль­но вещал артист.

А жур­на­ли­сты меж­ду собой вспо­ми­на­ли ста­рый теат­раль­ный анек­дот, про каприз­ную при­ма­дон­ну, кото­рой режис­сер так же обе­щал сде­лать все «по-насто­я­ще­му»: и насто­я­щий жем­чуг в пер­вом акте, и насто­я­щий яд в последнем.

Так же Без­ру­ков поста­рал­ся опро­верг­нуть обще­ствен­ное мне­ние, что он «пара­зи­ти­ру­ет» на име­нах вели­ких поэтов.  Дескать, его роли и про­ек­ты про­дик­то­ва­ны исклю­чи­тель­но любо­вью к гени­ям рус­ской поэзии.

- Пуш­кин — гений. Бес­спор­ный гений, — счи­та­ет Без­ру­ков. — Кото­ро­му поз­во­ле­но мно­гое. И быть хули­га­ном — в том чис­ле. Нам может быть не поз­во­ле­но, а Пуш­ки­ну поз­во­ле­но. Пото­му что он — гений. Все, что на сцене про­ис­хо­дит, там есть и хули­ган­ство, и озор­ство. Все, что угод­но. Ему поз­во­ле­но! Он чело­век. С одной сто­ро­ны такой же, как и мы и не такой, как мы.

Тот факт, что совре­мен­ный зри­тель запом­нит вели­ких людей ско­рее геро­я­ми ска­брез­ных анек­до­тов, чем поэта­ми, Без­ру­ко­ва совер­шен­но не напря­га­ет. Впро­чем, по сло­вам само­го акте­ра, он не про­тив и сме­ха над соб­ствен­ной персоной.

- Когда есть паро­дия, это зна­чит, что ты все-таки, навер­ное, попу­ля­рен, — счи­та­ет артист. — Так у нас пове­лось. Если на тебя паро­дии дела­ют, зна­чит, ты — чело­век извест­ный. Зна­чит ты неор­ди­нар­ная лич­ность. И потом, это вни­ма­ние. Над собой посме­ять­ся тоже можно.

Сказ­ка — ложь. Съел и забыл

Впро­чем, Сер­гей Без­ру­ков счи­та­ет себя не толь­ко режис­се­ром, но и про­дю­се­ром. Имен­но в этой роли так же в роли глав­но­го героя, Ива­нуш­ки-дурач­ка), он высту­па­ет в про­ек­те «Реаль­ная сказка».

- Если все будет хоро­шо, дай Бог, сказ­ка будет пока­за­на здесь, в Казах­стане, — под­черк­нул актер. — Это нестан­дарт­ный про­ект. Пото­му что таких ска­зок сей­час не сни­ма­ют. К вели­ко­му мое­му сожа­ле­нию. Сказ­ки сей­час какие-то печаль­ные и стран­ные. В них очень мно­го ярко­сти, очень мно­го ком­пью­те­ра, очень мно­го той самой мишу­ры, запад­ной, гол­ли­вуд­ской. А смыс­ла я прак­ти­че­ски не вижу. И идей, кото­рые долж­ны быть в сказ­ке. Сказ­ка ложь, да в ней намек.

Впро­чем, тут же актер опро­верг сам себя.

- Но сказ­ки — это про­дукт… — начал он, осек­ся, и тут же попра­вил­ся. — Про­дукт конеч­но. Люди при­хо­дят в кино­те­атр, они потреб­ля­ют этот про­дукт. Это про­дукт не про­сто — съел и забыл. Это про­дукт, кото­рый нуж­но переварить.

Посте­пен­но раз­го­вор пере­шел в мате­ри­аль­ную плос­кость. Так, артист пожа­ло­вал­ся, что соб­ствен­но­го ста­ци­о­нар­но­го теат­ра у него нет по очень вес­кой при­чине — из-за недо­стат­ка финансирования.

- Про­фес­си­о­наль­ный театр под­ра­зу­ме­ва­ет боль­шую труп­пу, — счи­та­ет Без­ру­ков. — Пока, как антре­приз­ный театр, он меня устра­и­ва­ет. По затра­там. Пото­му что это все-таки гораз­до дешев­ле. Тем более что сей­час под­держ­ки не наблю­да­ет­ся. Неко­то­рые теат­ры в Москве под­дер­жи­ва­ют­ся еще. Но не всем теат­рам так повез­ло. Театр — это убы­точ­ное на самом деле пред­при­я­тие. Без под­держ­ки, без спон­со­ров это невоз­мож­но. Искус­ство без спон­со­ров, вооб­ще, к сожа­ле­нию, невоз­мож­но. Сво­и­ми сила­ми мож­но толь­ко вый­ти на ули­цу, прой­тись, взять гар­мош­ку, самим орга­ни­зо­вать какой-то пик­ни­чок, ну и все. А что­бы сде­лать это мас­штаб­ным — на это все нуж­ны сред­ства. Дай Бог, когда власть забо­тит­ся о том, что­бы устро­ить празд­ник. Вот здесь, в Астане, устра­и­ва­ет праздник.

Актер выра­зил вос­торг, что на День сто­ли­цы его уже вто­рой раз при­гла­ша­ют в хоро­шей компании.

- Смот­рю: «Боже мой, сре­ди каких я людей!» Со сво­им спек­так­лем! — вос­хи­щал­ся он. — В про­шлый раз — Хво­ро­стов­ский, Мацу­ев… и я со спек­так­лем «Хули­ган», Сер­гей Без­ру­ков. Это конеч­но гор­дость про­сто какая-то. Зна­чит, оце­ни­ли по досто­ин­ству. Спа­си­бо, конечно.

Прес­са напряг­лась. В нынеш­нем году афи­ши спек­так­лей Сер­гея Без­ру­ко­ва сосед­ство­ва­ли с бан­не­ра­ми с мятеж­ным Стин­гом, в послед­ний момент решив­шим, что он чужой на сто­лич­ном празд­ни­ке жиз­ни. Одна­ко в послед­ний момент бес­такт­но­сти артист не допу­стил и нынеш­них гостей поми­нать вооб­ще не стал. Мол, об отсут­ству­ю­щих либо хоро­шо, либо ничего.

- Хва­ла и честь тем людям, кото­рые помо­га­ют искус­ству, — резю­ми­ро­вал Без­ру­ков. — Мы — не неф­тя­ни­ки. И мы — не гол­ли­вуд­ские звезды…

В све­те послед­них казах­стан­ских собы­тий пас­саж про неф­тя­ни­ков про­зву­чал весь­ма дву­смыс­лен­но. Одна­ко ниче­го лиш­не­го артист себе не поз­во­лил. Что, впро­чем, было объ­яс­ни­мо с само­го начала.

- Я здесь Астане — авт.) был, — заявил Без­ру­ков еще в нача­ле пресс-кон­фе­рен­ции. — Бывал уже не один раз. Вто­рой. Наде­юсь, что при­гла­сят и в третий.

Read More:
Сер­гей Без­ру­ков: «Мы не нефтяники!»

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще