Сделав сделку с Казатомпромом, Китай обеспечит поставку ядерного топлива и укрепит связи с Казахстаном
В апреле 2021 года на виртуальном глобальном климатическом саммите, организованном Соединенными Штатами, президент Китая Си Цзиньпин заявил о намерении своей страны начать сокращение выработки угольной энергии в 2026 году и достичь пика выбросов углерода до 2030 года. Объявление последовало за выпуском 14-го документа Китая. Пятилетний план , опубликованный в марте, в котором Пекин поставил цель увеличить производство ядерной энергии с 50 гигаватт (ГВт) до 70 ГВт всего за пять лет. Ядерная энергия — ключевой компонент плана Китая по сокращению выбросов углерода и победе в глобальной гонке за чистую энергию . В настоящее время строятся 17 АЭС, и Китай осуществляет крупнейшую в мире программу строительства АЭС. По словам Ло Ци Китайской инициативы по исследованиям в области атомной энергии: «К 2035 году мощность действующих атомных станций должна составить около 180 ГВт», что почти в четыре раза увеличит нынешнюю выработку ядерной энергии в Китае за 15 лет.
Вслед за заявлением Си Цзиньпина в апреле Китай заключил сделку по ядерному топливу с национальным атомным агентством Казахстана Казатомпром, крупнейшим поставщиком урана в мире. Государственная компания China General Nuclear Power Group (CGNPC) и Казатомпром создали совместное предприятие для строительства завода по производству ядерного топлива в Ульбе, предоставив Китаю 49 процентов акций завода за 435 миллионов долларов и гарантируя, что CGNPC приобретет 49 процентов продукции завода. ежегодно. Первоначальные инвестиции от CGNPC и его последующие покупки позволят Казатомпрому подняться по лестнице добавленной стоимости и работать на всем начальном этапе ядерного топливного цикла.. Соглашение также гарантирует покупателю продукцию нового завода в мире непредсказуемого спроса на уран и его побочные продукты. После ядерной катастрофы 2011 года в Фукусиме, Япония, ядерная энергетика стала политически противоречивой, и мировые цены на уран резко упали . Близость Китая и Казахстана и общая граница будут способствовать наземным поставкам по железной дороге, избегая иностранных юрисдикций и потенциальных рисков безопасности, связанных с транспортировкой урана через них.
Генеральный директор Казатомпрома Галымжан Приматов недавно заявил, что закупки урана Китаем превышают его текущий спрос : «Я думаю, что участникам рынка не хватает комментариев, исходящих из Китая по поводу обсуждений по созданию стратегических запасов. Так что сегодня долгосрочная безопасность поставок, несомненно, находится в центре внимания китайской программы строительства новых зданий ». Растущие закупки Китая могут указывать на то, что Китай хочет заблокировать поставки, пока они дешевы, или что он хеджируется от возможных будущих санкций или нестабильности цепочки поставок.
Учитывая, что CGNPC ранее подвергалась санкциям со стороны США за связи с китайскими военными, неудивительно, если это соглашение с Казахстаном будет с беспокойством восприняты в Вашингтоне, округ Колумбия. Соединенные Штаты в течение некоторого времени были обеспокоены государственными корпорациями Китая. приобретение стратегических ресурсов по всему миру. В мае Иван Глазенберг, генеральный директор Glencore, крупнейшего в мире трейдера сырьевыми товарами, публично предупредил, что Китай занимает лидирующие позиции в сфере стратегических сырьевых товаров за счет инвестиций, часто осуществляемых в рамках инициативы «Один пояс, один путь». В 2020 году, за несколько месяцев до сделки с Казатомпромом, еще одной китайской государственной компанией, Китайской национальной ядерной корпорацией (CNNC),приобрела урановый рудник Россинг в Намибии, второго по величине производителя урана в мире. Китайское правительство, приобретая активы за рубежом, создало глобальную цепочку поставок стратегических ресурсов, находящихся в его собственности.
Несмотря на широко распространенное мнение, что отношения между Россией и Китаем становятся все более тесными, это соглашение, несомненно, вызовет беспокойство в российском правительстве. Со своим новым заводом по производству ядерного топлива Казатомпром становится конкурентом России на мировом рынке ядерных материалов — одном из основных экспортных секторов России. Россия традиционно была крупнейшим деловым партнером Казатомпрома, но теперь Китай предоставляет Казатомпрому альтернативу — с большими карманами — в качестве противовеса российскому влиянию. Китай постепенно отказывался от привилегированного положения России в стратегических секторах экономики Казахстана, и эта сделка, пожалуй, была для него самой большой выгодой.
Дополнение по теме : https://zagranburo.org/%d1%87%d0%b5%d0%b9-%d1%8d%d1%82%d0%be-%d0%b4%d0%be%d0%bc-%d0%ba%d0%b0%d0%b7%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%bc%d0%bf%d1%80%d0%be%d0%bc/
Источник: https://thediplomat.com/