Темой заседания был заявлен Таможенный союз с точки зрения того, что население трех стран — участниц этой интеграционной структуры приобретает, а что теряет с созданием Таможенного союза. Разбитая на две части (условные сторонники и противники ТС) аудитория приводила доводы, с которыми в итоге соглашались оппоненты. Начали, как водится, с оптимистичных заявлений.
- Казахстанская экономика встает на ноги, и ей нужны новые рынки сбыта. Компания «Рахат» с созданием Таможенного союза резко увеличила сбыт в соседнюю Россию — к сожалению, только, у нас таких компаний немного, — заявил ректор университета «Туран» Рахман Алшанов.
- Интегрироваться надо было в 1994 году, когда Россия и Казахстан только что вышли из СССР и их экономики были похожи, — оппонировал ему президент Центра деловой журналистики Тулеген Аскаров. — Теперь мы разные, сальдо торговли с Россией у нас отрицательное, мы импортируем инфляцию из России, и логичнее для Казахстана было бы интегрироваться, скажем, с Украиной и Узбекистаном — там у нас положительное сальдо торговли.
Черту под рассуждениями о плюсах и минусах ТС именно для Казахстана решил подвести член президиума ОСДП «Азат» Петр Своик:
- Мы все — и Россия, и Казахстан, и Белоруссия — являемся частью большого долларового государства, той системы, которую Назарбаев назвал «дефекталом», — заявил представитель ОСДП. — Мы не только сырьевая, но и монетарная провинция: тенге у нас — это местный доллар, встроенный в эту систему и привязанный к доллару американскому.
События сегодняшнего дня Петр Своик назвал «кризисом по распаду мировой государственной системы, аналогичным распаду СССР».
- Поэтому мы и сейчас периферия, но периферия просвещенных Европы и США. А в результате кризиса будем провинцией России, которая не намного лучше Китая.
Эту мысль подхватил и российский эксперт Михаил Хазин, правда, предложивший Казахстану роль сотворца, а не периферии в Таможенном союзе.
- Условно говоря, период последних 30 лет — это период масштабной глобализации, период не просто расширения рынков, а расширения рынков под единый центр финансовый — в
Иными словами, по утверждению эксперта, у Казахстана и России выбор небольшой: либо совместно создать собственный рынок, либо «стать
- И
С этой точки зрения, по мнению
- Мы не закончили строительство, это то же самое, что жаловаться на протекающую крышу в здании, которое по плану шестиэтажное, а построено всего три этажа — конечно, протекает, ее просто еще нет, — заметил он.
Тем не менее, как бы ни лило на нижних этажах, строительство, по убеждению Хазина, надо завершить, потому что «в противном случае нас разорвут на части и мы уже никак не сможем влиять на ситуацию».
- Смотреть надо в будущее, а с точки зрения будущего это абсолютно правильная конструкция, это шаг к выстраиванию своей системы в рамках того многополярного мира, который будет через 10 лет, — продолжил он. — У Таможенного союза есть колоссальные перспективы развития, а Всемирной торговой организации через 10 лет не будет. Сегодня еще можно обсуждать, что лучше — ТС или ВТО, через пять лет таких разговоров уже не будет, потому что Таможенный союз — это региональное объединение, которых через 10 лет будет много.
Позже журналисты спросили: если с ВТО все так плохо, на кой черт российские власти туда так рвутся? Хазин заметил, что
- Существует такая точка зрения, что Медведев — либерал и поэтому он за вступление в ВТО, а Путин — консерватор и он за создание региональной интеграции, — прокомментировал Хазин. — Это не совсем так, или, может быть, но совсем не так. На самом деле Путин не менее либерал, чем Медведев, просто Путин уже понимает, что ВТО не жилец, а Медведев — еще нет.
В итоге Хазин, известный тем, что предсказал нынешний кризис еще в середине
- А дальше надо придумать, как подниматься с этого дна. Основная проблема: никто сегодня не знает, какие экономические механизмы нужны для этого, — сказал он.
И здесь у постсоветского пространства, не испорченного монополией либеральной модели, по мнению Хазина, есть конкурентное преимущество перед Западом по выдвижению из своих рядов политиков, способных выработать сплав из самых разных экономических теорий.
- В большинстве случаев, чтобы принципиально изменить политическую линию, нужно полностью сместить политическую верхушку. В этом смысле жуткие проблемы в Европе! У меня там имеются разные связи с теми, кого называют «закулисой», и европейская «закулиса» формулирует проблему так: мы понимаем, что эти политики ничего не могут сделать, более того, мы их можем всех убрать, условно говоря, горничных хватит на всех, — сказал россиянин. — Но дальше что? Этих убрали, а новых откуда взять?
Проблема Европы и в США в том, что несколько поколений граждан ориентированы исключительно на либеральную модель управления. А ее, уверен российский гость, пора менять.
- В этом смысле у нас есть колоссальные преимущества — мы не испорчены этой либеральной моделью, люди знают, что кроме либеральной модели есть и другие. Этим преимуществом надо воспользоваться, — убежден он.
Ну и, наконец, несмотря на протестные настроения внутри
- В России это невероятно сильный фактор, потому что финансовая система России находится под контролем запада, в России нет суверенной
Борьба с этим явлением в России, по мнению Михаила Хазина, должна начинаться с замены руководства центробанка РФ. Марченко же эксперт трогать не рекомендовал.
- В Казахстане руководство центробанка (Национального банка), насколько я понимаю, в этом смысле вполне адекватное. Но в Казахстане сильнее была либерализована финансовая система, значит, в некоторых местах нужно эту либерализацию
…В общем, под занавес дискуссии стало ясно, что в клуб «Эксперт», инициатором которого стал Тимур Кулибаев, «кого попало» не пригласят.
See the original article here:
Россияне подали ТС под новым соусом