Казахстан может лишиться системы среднего профессионального образования. В лицеях и колледжах, несмотря на многочисленные инициируемые МОН реформы, в последние десять лет учить лучше не стали. У заведений меняются только вывески, а база становится все скуднее. И виноваты в этом, как ни парадоксально, чиновники. Год за годом они огорошивают учащихся и педагогов на местах новыми правилами, претворение которых в жизнь не приносит ровно никаких результатов. Толковых слесарей, электриков и прочих специалистов с золотыми руками в стране, стремящейся развиваться в инновационно-индустриальном ключе, как не хватало, так и не хватает.
Автор: Дмитрий БОЙКО
Под занавес прошлого года Караганда лишилась 31 профессионально-технического лицея. В 2013 год они вошли под другими «знаменами» — в качестве колледжей. То же самое произошло по всей республике. Для чего была нужна очередная реформа и кому от нее будет польза, мы попросили рассказать заслуженного работника образования, 30 лет руководившего Карагандинским коммерческим колледжем, Дмитрия Бойко, возмущенного этими фактами.
«Это диверсия какая-то!»
- Дмитрий Макарович, расскажите, что Вас возмутило в очередной реформе Министерства образования?
- Одним взмахом пера наши чиновники превратили лицеи в колледжи и заявили о благих целях этого действа. Но я уверен, реформа приведет к тому, что качество среднего профессионального образования в РК значительно снизится. Не будет колледжей, дававших нормальное образование, и лицеи захиреют. В результате мы потеряем систему, которая была признана ЮНЕСКО одной из лучших в Европе.
- У Вас есть серьезные основания полагать, что рядовая реформа приведет к столь глобальным последствиям?
- Разумеется! Судите сами: для того чтобы называться колледжем, надо, чтобы преподавателей высшей и первой категорий в заведении было не менее 40%. Это лицензионные требования. Необходимая обеспеченность учебниками должна составлять 40%, т. е. на 100 учащихся — 40 книг. А профессионально-технические лицеи этим нормам не соответствовали и не соответствуют.
Чиновники от образования эту задачу решили топорно — снизили лицензионные требования для всех колледжей. Преподавателей высшей и первой категории в них теперь будет не 40%, а 30%. Требования к обеспечению учебниками составляют 25% вместо 40%. Представляете?
Чиновники сами заявляли в программе развития образования до 2020 года улучшение качества, а теперь понизили лицензионные требования! То есть не профлицеи подняли до уровня колледжей, а, наоборот, колледжи понизили до уровня профлицеев. Это диверсия какая-то!
- Может быть, от данной реформы выиграют преподаватели профессионально-технических лицеев?
- Напротив, педагоги могут потерять статус гражданских служащих, а с ним и определенные выплаты. Например, в конце года перед отпуском им выдается доплата в размере заработной платы, есть и другие виды доплат. Но в Гражданском кодексе говорится о том, что статус гражданских служащих имеют только те работники бюджетных организаций, которые трудятся в казенных предприятиях и госучреждениях. Сейчас же все профлицеи из госучреждений превратились в коммунальные учреждения. А значит, их преподаватели уже не являются гражданскими служащими и не имеют права на доплаты.
- Наверняка преподаватели бывших профессионально-технических лицеев не захотят мириться с потерей денег…
- Чтобы устранить эту нелепицу, придется менять Гражданский кодекс. В противном случае тысячи преподавателей «благодаря» головотяпству чиновников, не приученных думать, потеряют то, что они имели.
Кстати, я беседовал с вузовскими работниками. Они также не принимают тот стиль управления, который сейчас превалирует в казахстанской сфере образования. После того как лицеи преобразовали в колледжи, предстоит переработать учебные планы, переделать уставы, изменить печати, бланки. То есть заменить около десяти документов. Плюс перерегистрация в ЦОНах и т. д. Это же деньги! Но господам из Минобразования на это наплевать. Они своих денег тратить не будут, а бюджетных, я полагаю, на это тоже никто не даст.
За Западом погонишься, свое потеряешь
- Но министерство, внедряя новшества, каждый раз мотивирует свои действия желанием соответствовать мировым стандартам…
- Это их «дежурная» отговорка. Превращение лицеев в колледжи, заявляют они, якобы нужно для того, чтобы унифицировать казахстанскую систему в международном образовательном пространстве к мировой практике. Но это неправда!
В странах СНГ есть и техникумы, и профлицеи. В странах Таможенного союза есть и профучилища, и техникумы. Как поступили в Беларуси и России? Они создали аттестационную комиссию, провели аттестацию всех техникумов, коих в России было более 4 тысяч, в Беларуси — около 200. Длилась эта процедура примерно 4—5 месяцев. В результате в Беларуси сейчас примерно 45% колледжей, 55% — техникумов. В России около 42% учебных заведений стали колледжами, остальное — техникумы.
Ведь колледж в истинном понимании — это учебное заведение, дающее повышенное среднее профессиональное образование. Там лучше материальная база, педагогические кадры. А у наших чиновников есть дурацкая привычка никого не слушать. В их стиле — одним махом взять и людей огорошить!
- Можете привести примеры других неожиданных и непродуманных реформ в сфере образования в Казахстане?
- Сколько угодно! Только в сфере среднего профессионального образования таких случаев уже три. Первая глупость, когда хотели присоединить все колледжи к вузам. Помню, каркаралинский зоотехникум в то время был прикреплен к политехническому институту. Можете себе представить? Это все равно что аграрный колледж объединить с консерваторией!
Вторая ошибка — прекратили прием в средние специальные учебные заведения на базе девяти классов. Этот бардак продолжался три года, пока тогдашнего министра образования не освободили от занимаемой должности после того, как было собрано 90 тысяч подписей против его реформ.
В течение десяти лет пытались уничтожить систему среднего профессионального образования, не давая возможности выпускникам колледжей и лишая их конституционного права получить бесплатно высшее образование. Только с 2011 года появился маленький госзаказ для выпускников колледжей.
И каждый раз чиновники вводят новшества без экспериментальной апробации, без учета мнения общественности: работников образования, учащихся и их родителей. Можно говорить о самой настоящей диктатуре в системе образования!
Реформаторов — в сад
- А педагоги пытаются как-то повлиять на министерство? Чиновникам-то из их кабинетов не видно, что делается в школах и колледжах. Так, может, если гора не идет к Магомету, стоит самим встретиться с министром и открыть ему глаза?
- Какой там! Я не раз писал в министерство, говорил: «Ну что же вы делаете, господа?» Ведь в третий раз за каких-то шесть-восемь лет переименовывают средние профессиональные учебные заведения. Раньше они были профессионально-техническими училищами, потом — профессиональными школами, профессиональными лицеями, а теперь стали колледжами. Что это за реформы такие? Все сводится к изменению названий, а качество падает. Но мои обращения — как об стену горох.
А чего еще ожидать от чиновников, которые провалили программу развития образования до 2020 года?! Да-да, когда Счетный комитет проверил ее выполнение, так и написал: «Программа цели не достигла, задачи, поставленные ею, не реализованы». Они выполнили примерно 23 пункта из тех, что предусматривал документ.
Казалось бы, если ты завалил программу — подай в отставку! Дай место человеку, который будет работать нормально. Но нет, эти господа продолжают и дальше гробить систему образования непродуманными реформами.
- Не можем не задаться вопросом: куда же смотрят депутаты?
- А с их мнением Министерство образования также не считается. Вот наглядная иллюстрация: в 2009 году состоялись парламентские слушания с участием практических работников по внесению поправок в законодательство «Об образовании».
Было приглашено около 30 педагогов школ, профлицеев, колледжей и т. д. Абсолютное большинство участников были против системы ТПО (техническое профессиональное образование). Они все считали, что надо сохранить ту систему образования, которая нарабатывалась десятилетиями. Профлицеи готовят рабочие кадры, колледжи — специалистов среднего звена.
Единственным, кто возражал, был представитель Министерства образования. Но, несмотря на мнение парламентариев и практических работников, чиновники министерства в очередной раз сделали по-своему.
- Можно ли что-то все-таки сделать, чтобы не допустить уничтожения системы среднего профессионального образования?
- Я вижу только один выход. Реформаторов надо освободить от занимаемых ими должностей.
Так и сказал!
«Чиновники заявляли в программе развития образования до 2020 года улучшение качества, а сами теперь понизили лицензионные требования! Это диверсия какая-то!» — считает заслуженный педагог Дмитрий Бойко.
Глас народа. Да сколько же можно экспериментов?
О том, что казахстанская система образования и года прожить не может без новой грандиозной реформы, ни для кого не секрет. Выхлопов от этих чиновничьих потуг никто так ни разу и не заметил, а вот то, что качество образования с каждым годом снижается, знают все.
Согласно данным, предоставленным управлением образования Алматы, в городе сегодня работают свыше 12 тысяч педагогов. Около 30 процентов из них имеют высшую квалификационную категорию, 23 процента — специалисты первой категории.
Как говорят в управлении образования, сейчас система повышения квалификации учителей претерпевает кардинальную реформу. Педагоги проходят обучение по новым технологиям, учитывающим передовой педагогический опыт. Вот только толку особого граждане не видят.
Казахстанцы давно не скрывают своего отношения к новым инициативам властей. Свои «восторги» граждане выплескивают в комментариях к новостям о тех или иных новых реформаторских решениях чиновников от образования. Мы приведем лишь немногие из них.
«Да сколько же можно менять всякие стандарты? Сколько можно экспериментировать над нашими детьми? Замучили уже всякими реформами в образовании.Сколько бабла вбухивают в образование, а качество все хуже и хуже… Как новый министр образования, так какая-нибудь реформа… Зла не хватает».
«20 лет со всех трибун говорят правильные слова, но между разговорами и делами дистанция огромного размера».
«Наша система образования одна из лучших была, но сейчас она разваливается на глазах из-за необдуманных реформ. В первую очередь нужно менять учебную программу. Убрать такие предметы, как волеология, культурология, самопознание, религиоведение.
Затем устранить бюрократию в школах и в высших учебных заведениях. А самое главное, необходимо сделать профессию учителя престижной, поднять людям зарплату».
«Госслужащие — это как поток воды в арыке. Куда канал ведет — туда и текут. Блабла-бла… Достали. Хочу ветра перемен».
Подготовила Марина ВЕЙЦЕЛЬ
Оригинал статьи: