В спортивных федерациях Казахстана правят бал высокопоставленные чиновники и бизнесмены, но только, за редчайшими исключениями, не профессионалы. Что с таким подходом ждет наших атлетов на Лондонской Олимпиаде, а в перспективе – и весь казахстанский спорт?
Автор: Ян ПОЛОНСКИЙ
До старта XXX летних Олимпийских игр в Лондоне, которые начнутся 27 июля, осталось меньше месяца. Недавно председатель Агентства по физической культуре и спорту Талгат Ермегияев с гордостью объявил: «Казахстанцами уже завоеваны 102 олимпийские лицензии по 24 видам спорта». Но чем тут гордиться?
Во-первых, путевок на Игры-2012 не 102, а 91! Видимо, Талгат Амангельдинович не совсем разбирается в правилах Международного олимпийского комитета, где говорится, что если на Олимпиаду отобралась команда по какому-то виду спорта, то лицензию получают одну на всех игроков. В данном случае речь идет о мужской сборной Казахстана по водному поло. В ее состав входит 12 человек, но путевка-то одна!
А во-вторых, сравнивая нынешние показатели с предыдущими олимпийскими циклами, мы видим, что сегодня по числу завоеванных лицензий мы уступаем самим себе прежним
Где деньги — там и надежды на медали
Что ждет казахстанский спорт на главных стартах четырехлетия? Ответ очевиден: наши спортсмены если и добьются успеха, то лишь в тех видах спорта, федерации которых возглавляют высокопоставленные чиновники, заинтересованные в развитии того или иного вида спорта в стране, и бизнесмены, вкладывающие свои личные сбережения. Поэтому главные надежды казахстанцев на медали — в борьбе, легкой и тяжелой атлетике, боксе, дзюдо, то есть в тех видах, где правят бал не только грамотные профессионалы, но и люди, занимающие ответственные посты.
Возникает резонный вопрос: почему спортивные федерации Казахстана возглавляют по большей части именно чиновники и агашки? Ведь чтобы развивать наш спорт, нужно как минимум знать его подноготную, а максимум — работать по 20 часов в сутки. Но откуда столько лишнего времени у тех, кто вчера принимал важное государственное решение, сегодня совершает рабочую поездку по стране, а завтра выступает в парламенте?
- Проблема не в том, что у нас ту или иную федерацию возглавляет госчиновник или бизнесмен, — считает олимпийский чемпион в лыжных гонках, четырехкратный чемпион мира, член исполкома МОК казахстанец Владимир Смирнов (долгое время он прожил в Швеции и знает, как обстоят дела в спортивных федерациях различных стран, не понаслышке). — Проблема в том, что они, руководители, дали своим федерациям? Госчиновник у руля федерации — пускай это звучит грубо, но это «крыша». Дали вам «крышу» — дальше работайте как хотите. Но в каждом виде спорта необходима структура, которой сегодня в большинстве из них нет. Нет, потому что для функционирования этой структуры должен быть рабочий орган, а его нужно содержать. Но кто будет финансировать? Рассчитывать на щедрость государства — наивно. Остается уповать на коммерческие структуры и влияние, которое могут оказать на них высокопоставленные чиновники. И где-то под давлением, где-то еще под чем-то бизнес и спонсирует национальные федерации. Если финансирование слабое — нет структуры и, соответственно, вида спорта как такового.
Крути педали, пока не дали
Но «крыша» — еще не все. Яркий пример — отечественный велоспорт. Возглавляет эту федерацию бывший глава самого большого денежного мешка республики — ФНБ «Самрук-Казына» — Кайрат Келимбетов, ныне вице-премьер. И что с того?
Да, есть в Казахстане профессиональная команда «Астана», выступающая в гонках самого высокого уровня. Она имеет не самый маленький бюджет — 15 млн евро в год. Спонсирует ее все тот же Фонд национального благосостояния. Но доморощенные гонщики в «Астане» — на вторых и даже третьих ролях.
На международной арене казахстанцы, за исключением Винокурова, который вот-вот уйдет на пенсию, давно ничего не завоевывают. В результате в этом виде спорта у нас всего две путевки на Олимпиаду в Лондоне.
Однако, когда у руля федерации стоял ныне оказавшийся не у дел Даниал Ахметов, сам заядлый велосипедист, занимавший тогда посты премьера и министра обороны, на Олимпиады ездили по максимуму, то есть по 4—5 казахстанских гонщиков. К слову, именно он и его заместитель Николай Проскурин и были инициаторами и вдохновителями проекта «Астана», который теперь известен на весь мир.
- У новых управленцев совсем другие виды на команду, — говорит Николай Абрамович, покинувший в 2010 году федерацию и велоконюшню «Астана». — Для нас было главным создать позитивный имидж стране через участие «Астаны» в крупнейших гонках. Те же люди, что сейчас пришли в велоспорт, решили, что здесь крутятся сумасшедшие деньги. И начались закулисные разговоры, что на нем можно зарабатывать. Они не понимают, что сами по себе профессиональные команды в велоспорте не могут быть источником прибыли, поскольку существуют за счет рекламы, которая создает рекламодателям положительный имидж и в конечном счете приносит им доходы. Я пытался объяснить этот очевидный факт, но меня не слушали. Меня начали учить тому, что я очень долгое время и так делал до прихода этих людей. Представьте, к вам в газету приходит фермер и начинает учить вас журналистике! Поэтому, чтобы не обострять ситуацию в федерации, куда пришли работать, в основном, дилетанты, я и ушел.
Смирнов ушел — награды тоже
Аналогичный пример и в зимних видах спорта. Два года назад на зимней Олимпиаде-2010 в Ванкувере единственную медаль — серебряную — нашей стране принесла биатлонистка Елена Хрусталева. Тогда Федерацию биатлона возглавлял Владимир Смирнов.
Но затем он ушел с этого поста, и ведомство возглавил бизнесмен Андрей Карлин. Все спортсмены и тренеры отзываются о нем хорошо: вроде и денег выделяет сколько нужно, и о спортсменах заботится. Но вот незадача: в последний год у наших стреляющих лыжников на международных стартах ни одного более или менее успешного выступления. Если раньше казахстанцы входили хотя бы в двадцатку лучших, то сейчас результаты на порядок ниже.
- Будь у нас организация чуть получше, наши результаты были бы, соответственно, тоже лучше, — сетует Хрусталева. — Владимир Михайлович (Смирнов) сам был спортсменом. Он знал, что и как нужно сделать, чтобы его подопечные давали результат. Нынешний же глава федерации делает то, что ему преподносят спортивные функционеры. Делает он, конечно, это со всей отдачей и готовностью, но не всегда его вклад приносит ту пользу, которую мог бы.
Спасение обреченных — дело рук их самих
В свое время Темирхан Досмухамбетов, будучи министром туризма и спорта РК, призвал к тому, чтобы спортивными федерациями руководили профессионалы и грамотные менеджеры. Однако воз, за редким исключением, и ныне там. Между тем, исчезающих, «краснокнижных» видов спорта в стране с каждым годом все больше.
Это настольный теннис, стрельба из лука, прыжки в воду, шашки. Не все в порядке и с командными видами: уже который год казахстанские баскетболисты не участвуют не только в континентальных первенствах, но даже в международных турнирах.
Мастера хоккея с мячом собираются раз в год на чемпионат мира, при этом не имея полноценного национального чемпионата. А лучшие регбисты вынуждены выступать в иностранных командах: месячная зарплата игрока, участвующего в чемпионате в Казахстане, всего 100—300 долларов.
Вот и получается, что в отсутствие внятной государственной политики в области спорта и его достойного бюджетного финансирования судьба того или иного вида зависит от пристрастий и прихотей конкретного VIP-чиновника или «денежного мешка». Нет у вида спорта своего влиятельного болельщика — считай, он обречен. Ну, а спасение обреченных, как известно, дело рук самих обреченных.
Казахстанские спортивные федерации и их президенты
Футбол - Адильбек Джаксыбеков, министр обороны.
Волейбол — Нуртай Абыкаев, председатель КНБ.
Гольф — Нуртай Абыкаев.
Баскетбол — Аскар Сманкулов, председатель социально-предпринимательской корпорации «Жетысу».
Пулевая стрельба — Имангали Тамагамбетов, аким Астаны.
Хоккей с шайбой — Аскар Мамин, президент национальной компании «Казахстан Темiр Жолы».
Велоспорт — Кайрат Келимбетов, вице-премьер.
Легкая атлетика — Павел Новиков, вице-президент НОК РК.
Тяжелая атлетика — Кайрат Турлыханов, бизнесмен.
Бокс — Тимур Кулибаев, бизнесмен.
Борьба — Серик Султангали, председатель совета директоров АО «КазТрансГаз».
Бенди (хоккей с мячом) — Владимир Школьник, глава АО «НАК «Казатомпром».
Биатлон — Андрей Карлин, бизнесмен.
Теннис — Булат Утемуратов, спецпредставитель президента РК по вопросам сотрудничества с Республикой Кыргызстан.
Водные виды спорта — Темирхан Досмухамбетов, президент Национального олимпийского комитета РК.
Тайский бокс — Карим Масимов, премьер-министр.
Настольный теннис — Касым-Жомарт Токаев, заместитель Генерального секретаря Организации объединенных наций, генеральный директор отделения ООН в Женеве.
Конькобежный спорт — Вадим Шакшакбаев, вице-президент государственного холдинга Kazakhstan Engineering, в прошлом — прославленный конькобежец.
Дзюдо — Бекет Махмутов, бизнесмен.
Гандбол — Гульнара Турлыханова, бизнесмен.
View original post here:
Размышления накануне Олимпиады