Казахстан твердо и бесповоротно решил перейти с аналогового телевидения на цифровое. С точки зрения технического прогресса это большой шаг вперед. Однако проблем, связанных с его внедрением в Казахстане, больше, чем хотелось бы, и их количество растет.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
С переходом на цифровое вещание зарубежные телеканалы могут навсегда уйти с рынка казахстанского телевидения. Несколько популярных российских каналов уже отказались проходить процедуру регистрации в нашей стране в связи с новым Законом “О телерадиовещании”.
А еще “Казтелерадио” и Министерство культуры и информации объявили о введении условного (то есть платного) доступа к цифровому эфирному вещанию, вызвавшее у представителей медиасообщества недоумение и даже негодование.
В январе этого года парламентарии утвердили Закон “О телерадиовещании”, который в марте вступил в силу. Документ сулит казахстанцам много нового. К примеру, правительство намерено отозвать у всех телеканалов бессрочные лицензии на купленную ими частоту и выдать вместо нее свидетельство о регистрации СМИ.
К слову, в начале 90‑х годов некоторые бизнесмены покупали частоту для вещания в одном городе за 80—100 тысяч долларов. Разница между этими документами в том, что свидетельство может отозвать Министерство культуры и информации в любой момент, лицензии же можно лишить только по решению суда.
- Согласно Закону “О телерадиовещании” все эти бессрочные лицензии изымаются, рвутся, а вместо них телеканалам выдается свидетельство о регистрации, — пояснила исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева. — На каком основании? Это же рейдерский захват бизнеса! Если вы изымаете бизнес, дайте, пожалуйста, компенсацию либо оставьте частоту.
Мало кто знает, что в цифровом формате на одной частоте можно создать целый мультиплекс, вмещающий до 14 телеканалов. Поэтому недовольство собственников частот вполне объяснимо. Член правления ассоциации телерадиовещателей, он же директор карагандинского телеканала “Новое ТВ” Руслан Никонович обратился в Минкультуры, чтобы получить лицензию на цифровую частоту как оператор связи. Однако министерство отказало.
- Почему я, как владелец частоты, не могу открыть собственный, альтернативный государственному, мультиплекс? Ведь Закон “О телерадиовещании” не запрещает это. Получается, на бумаге все за конкуренцию, а на деле только и делают, что лоббируют государственного монополиста, — возмущен Руслан Никонович.
Опасения предпринимателя объясняются тем, что однажды по решению суда у принадлежащего ему телеканала АРТ отозвали свидетельство о постановке на учет. Размер ущерба даже сложно представить — неустойка по неоказанным услугам за рекламу, потеря доходов, сотрудников. Пришлось все начинать сначала, благо, лицензия на частоту позволяла продолжить работу канала под другим названием. Теперь же вопрос стоит об отзыве лицензии…
Зарубежных телеканалов станет меньше
Второе новшество касается непосредственно кабельных операторов, потому как согласно новому закону все иностранные СМИ — зарубежные и российские телеканалы — должны пройти регистрацию на территории Казахстана. К слову, подзаконный акт, в котором расписана вся процедура регистрации иностранного СМИ в Казахстане, созрел в недрах правительства всего пару месяцев назад — в октябре. А конец срока регистрации (2 марта 2013 года) уже на носу. Поэтому члены правления Национальной ассоциации телерадиовещателей готовят казахстанцам довольно туманные прогнозы.
- Многие чисто физически не успеют пройти процедуру регистрации, — сказал Руслан Никонович. — Так что пока неизвестно, что будет в следующем году…
- Мы собираемся обратиться в министерство с просьбой, чтобы продлили срок регистрации зарубежных программодателей еще на год, — дополнил коллегу директор кабельного телевидения “Ювис” Юрий Сецеховский. — Несколько российских каналов уже отказались проходить процедуру регистрации. Насколько мне известно, в данный момент зарегистрировался всего один иностранный канал — ТВЦ. Для зарубежных телеканалов Казахстан с двумя миллионами телезрителей — небольшая потеря. В одной только Москве у них больше клиентов, чем во всем Казахстане.
Так что кабельные операторы загнаны в рамки — они не смогут предоставлять телезрителям тот продукт, который захотят. Теперь им предстоит запрашивать в министерстве список иностранных СМИ, прошедших в Казахстане процедуру регистрации. И уже из него выбирать и составлять свои пакеты услуг.
Кроме того, кабельных операторов заставят транслировать 14 телеканалов в обязательном порядке на бесплатной основе. Восемь из них государственные: “Казахстан”, “Мадениет”, “Балапан”, “Хабар”, “Ел Арна”, “Казах ТВ”, “Бiлiм”, “24.кз”; и шесть частных: “Астана”, “7‑й канал”, КТК, “31‑й канал”, НТК, СТВ.
- Конечно, это бьет по крупным кабельным операторам, потому что они с частных каналов взимали в месяц от семи до десяти тысяч долларов за то, чтобы поместить их в свой пакет, — сказала Шолпан Жаксыбаева. — Теперь правительство обязывает их транслировать бесплатно. Представляете, какое было недовольство со стороны этих операторов?
К слову, ежемесячная плата за трансляцию в своих пакетах услуг порой зашкаливает за миллион тенге. Причем с государственных взимается плата в пределах разумного, а с частных сдирают втридорога. К примеру, с “Казахстана” — 700 тысяч тенге, в то время как средняя ставка для частников — восемь тысяч долларов. Нетрудно посчитать, какие многомиллионные убытки понесут кабельные операторы.
Купите карточку и смотрите ТВ
Что же касается населения, то и рядовым казахстанцам стоит подготовиться к переходу на “цифру”. Полностью переход с аналогового телевидения на цифровое произойдет 17 июня 2015 года. С этого дня ни один канал в аналоговом формате не сможет вещать на территории республики. Это значит, что телевизоры старого поколения не смогут настроиться на прием “цифры”. Придется раскошелиться на новые цифровые телевизоры либо купить приставку. Кстати, о приставках…
Загвоздка в том, что государственные каналы в лице АО “Казтелерадио” заявили о том, что они собираются закрыть цифровой эфирный сигнал и вещать через так называемый СУД — систему условного доступа. То есть смотреть госканалы можно будет, только активировав закодированную карточку доступа. Это сейчас практикует российский телеканал НТВ. Для того чтобы ее активировать, необходимо приобрести специальный телевизор с местом для карточки — декодером — или приставку с устройством для дешифровки СУД.
- Для того чтобы смотреть отечественное телевидение, которое оплачивается государством, мы должны будем покупать карточки доступа, — пояснил Руслан Никонович. — Что за условный доступ в наземном вещании? Почему я должен платить за этот доступ, когда у нас идет речь об удешевлении сотовой связи, услуг интернета, а тут все наоборот — удорожании услуг телевидения. Так все перейдут в интернет.
Проблема еще и в том, что приставки любого производителя, даже сертифицированные, не подойдут для принятия приема цифрового сигнала. Годятся только те, которые реализует через своих дилеров национальный оператор АО “Казтелерадио”. Получилась полная государственная монополия.
- Карагандинский предприниматель завез приемники-ресиверы, сертифицировал их и стал продавать в ЦУМе, — продолжил Руслан Никонович. — Эти приемники в два раза дешевле тех, что продает “Казтелерадио”. Люди купили, стали их использовать, и вдруг в один прекрасный день их экраны погасли. Выяснилось, что АО “Казтелерадио” закодировало эфирный (наземный) сигнал системой условного доступа, то есть повесило замок. А это уже не бесплатное телевидение! Я, живя в Казахстане, не смогу смотреть казахстанское! Это нонсенс!
Общественники выступают против монополии
19 декабря Национальная ассоциация телерадиовещателей Казахстана и другие медийные НПО обратились к руководству страны с заявлением об антиконституционных действиях АО “Казтелерадио”. В обращении говорится, что государство выделило на переход телерадиовещания страны на цифровой формат 52 миллиарда тенге. Населению обещали улучшение качества изображения, доступ к отечественным телеканалам в самых удаленных уголках страны и в итоге — создание единого казахстанского информационного пространства.
Однако 4 декабря в домах карагандинцев потухли телеэкраны. Это произошло в результате того, что АО “Казтелерадио” в пяти городах Казахстана, подключенных к цифровому эфирному вещанию, ввело кодирование системой условного доступа (СУД) всех бесплатных телеканалов свободного доступа, в том числе государственных.
“Сеть эфирного цифрового телевещания Казахстана, заявленная как открытая и общедоступная, стала закрытой. В ближайшем времени это может произойти по всей стране… Население, в том числе малоимущие и социально уязвимые слои, должны теперь покупать дополнительное оборудование к своим телевизорам исключительно у авторизованных дилеров АО “Казтелерадио”, которое стоит дороже, в том числе за счет устройства для декодирования СУД. Предприниматели, которые завезли качественные, недорогие приставки и получили на них сертификаты соответствия, терпят убытки, поскольку зрители, у которых после 4 декабря 2012 года погас экран, возвращают приобретенный товар”, — сказано в обращении.
Полгода назад Национальная ассоциация телерадиовещателей Казахстана уже обращалась с открытым письмом к президенту Казахстана, премьер-министру, председателю мажилиса и председателю Комитета по социально-культурному развитию г‑же Назарбаевой. Авторы заявления требовали адресатов принять меры и отменить конкурс по государственным закупкам, объявленным “Казтелерадио” на приобретение системы условного доступа. “Введение системы обязательного доступа в наземном телевещании ограничит право граждан на свободный доступ к гарантированным законом телеканалам. Население будет вынуждено покупать приемные устройства только у определенных производителей, что приведет к неконкурентным ценам и сговору продавцов оборудования. Следствием станет уменьшение аудитории отечественных телеканалов, падение их популярности”,— сказано в обращении. То, что авторы письма предрекали в мае, сейчас сбывается в Караганде.
Сейчас приставка дилеров АО “Казтелерадио” для цифрового эфирного вещания стоит от 12 до 14 тысяч тенге. Абонентам спутникового телевидения придется покупать приемное оборудование (тарелку и приставку) с установкой в пределах 28—32 тысяч тенге. Проблем не возникнет только у абонентов кабельного телевидения, потому что вопросы с получением доступа к отечественным каналам решат сами операторы. И пока неизвестно, повысится ли от этого ежемесячная абонентская плата.
Насколько это соответствует законодательным нормам, позволяющим казахстанцам приобретать любой сертифицированный в стране товар у любого предпринимателя, похоже, правительство вообще не интересует. Грубое лоббирование интересов государственного монополиста АО “Казтелерадио” приводит не только к нарушению прав потребителей, но и к уничтожению конкурентной среды.
Словом, казахстанцам стоит подготовиться к новой эре — переходу на “цифру”, иначе они рискуют остаться в один прекрасный день у потухших экранов телевизоров. Кстати, 12 июня 2009 года почти три миллиона американцев не смогли смотреть телевизоры из-за перехода на “цифру”. Хотя правительство до этого дня потратило на пропаганду и покупку специальных дешевых ваучеров два миллиарда долларов. Как отразится переход на “цифру” на казахстанцах, покажет время…