Казахстанский оппозиционный политик Айдос Садыков на своей странице в «Фейсбуке» задается вопросом: откуда миллионы на выборную кампанию у кандидатов в президенты? А действительно, откуда, задумались мы и переадресовали этот вопрос нашим читателям.
Как объяснил Айдос Садыков «для особо наивных», «чтобы организовать работу предвыборного штаба, набрать агитаторов во всех регионах Казахстана, а затем расставить наблюдателей по всем избирательным участкам, требуется как минимум несколько месяцев серьезной работы. Это если у вас уже есть рабочие структуры во всех регионах, что касается денег, то на всю предвыборную кампанию кандидата в президенты Казахстана потребуется как минимум несколько миллионов долларов».
Эти миллионы нужны на подготовку наблюдателей, агитаторов, печатные материалы и рекламные объявления, аренду помещений для встреч с избирателями и т.д.
Задавая вопрос, откуда у людей, позиционирующих себя оппозиционными кандидатами, миллионы долларов и тысячи агитаторов в регионах страны, Садыков сам на него и отвечает: «Людей нет, денег тоже, вся задача этих шавок, выдвигающихся в кандидаты, — пару раз засветиться по телевизору и съездить на несколько организованных КНБ встреч в областные центры. Вот и вся предвыборная кампания».
Опрошенные нами респонденты, отвечая на вопрос Айдоса Садыкова, дружно продемонстрировали здоровый цинизм и полное отсутствие иллюзий.
«Вопрос правильный, — согласился общественный деятель Ермек Нарымбаев. — По закону выборы — только для богатых». На вопрос, где берут деньги бедные, он ответил: «Смотря какие. Если подставные — то от президента, из секретных фондов. А не подставные — путем сбора денег у народа, с миру по нитке, что доступно либо лишь известным в народе, либо при поддержке знакомых бизнесменов».
«От спонсоров, видимо, — решил политолог Расул Жумалы. — С тем уточнением, что почти все «денежные мешки» контролируются властями».
Сам взнос-то небольшой (1 млн 68 тысяч тенге — авт.), заметил наш собеседник, а вот избирательная кампания и сбор подписей стоит больших усилий. «Как правило, у нас эти дела решают деньгами, а это на самом деле большие деньги, — добавил он и невесело закончил: — Но можно взывать и к сознанию граждан. Хотя в наших условиях…»
«У сегодняшних претендентов, из которых многие будут в дальнейшем не в состоянии даже собрать необходимые подписи в свою поддержку, миллионов, конечно же, нет, — уточнил общественный деятель Ерлан Калиев. — Но сам факт наличия этих так называемых претендентов на этом этапе прежде всего важен для властей, для последующей аргументации миру о демократичности выборного процесса».
Оставшимся кандидатам (в том числе и представителям политических партий), кому все же позволят проскочить процедуру регистрации — опять же для придания легитимности этих выборов, — избирательный фонд, скорее всего, будет частично профинансирован по негласному распоряжению из администрации президента, сделал вывод Калиев из опыта прошлых лет.
«Эти миллионы берутся из банков. Понимаете, так как-то исторически сложилось, что деньги берутся из банков, — начал с каламбура глава ОФ «Гражданская экспертиза» Данил Бектурганов. — Я понимаю, что мой ответ чем-то напоминает ответ Жириновского на вопрос: откуда у вас «Майбах»? — Из Германии! Так вот примерно: откуда деньги? Из банка! А потом уже, применительно к каждому кандидату можно будет попытаться разобраться, какой именно банк и какие именно деньги».
У нынешних самовыдвиженцев нет никаких миллионов, подтвердил Бектурганов. «Это фейк, так, для затравки, нужно же показать, что народу интересны выборы президента и пассивное избирательное право… — считает он. — Что же касается «народных коммунистов», нужно попробовать понять, что за это человек (кандидат от КНПК Тургун Сыздыков — авт.) и кто за ним стоит».
…В общем, кто заказывает выборы, тот их и оплачивает. Такой грустный вывод можно сделать, суммировав мнения опрошенных. Плохо, что в казахстанских законах не закреплена прозрачность финансирования избирательных фондов кандидатов. Это была бы хоть слабая надежда узнать, откуда «дровишки».