Кайрата Келимбетова на посту главы Национального банка может сменить председатель совета директоров «Народного» Александр Павлов. Не так давно его принимал президент, а с учетом усилившихся разговоров, что после выборов действующего «главного банкира» снимут, в околофинансовых кругах пошли разговоры на тему, кто же придет вместо него.
Происходящее сегодня в Казахстане можно охарактеризовать одной фразой: «На Шипке все спокойно». Для читателей, не знакомых с этим крылатым выражением, поясняем, что такими словами иронически определяют ситуацию, когда кто-то пытается скрыть плачевное состояние дел, опасное положение или представляет события в более выгодном для себя свете, чем есть на самом деле.
Так что в «в Казахстане все спокойно», просто продолжается кампания по выдвижению Нурсултана Назарбаева кандидатом в президенты республики. Эта часть предвыборного «марафона» должна завершиться 11 марта 2015 года, когда съезд «Нур Отана» единогласно проголосует за то, чтобы лидер партии, он же «лидер нации», представлял эту политическую силу на досрочных выборах 26 апреля.
Шаг вперед от СССР
Сомнений в том, что будет именно так, как и в том, что елбасы победит на выборах, нет, поэтому и интереса к ним тоже нет. Попытка Акорды имитировать активизацию политической жизни в стране терпит крах как из-за бюрократизма и формализма исполнителей, так и отсутствия хоть какой-нибудь интриги. В результате эта избирательная кампания превратилась в классический фарс образца 1970‑х годов.
Ее «принципиальное» отличие от аналогичных выборов времен «развитого социализма» состоит в том, что тогда кандидатов от блока КПСС и беспартийных выдвигала только одна партия, а теперь это делают сразу несколько. То есть Казахстан за годы независимости и суверенитета сделал в политическом развитии только один шаг вперед до уровня пресловутых «народных демократий».
Но в чем мы точно превзошли Советский Союз, так это в восхвалении первого лица государства. Чтобы убедиться в этом, достаточно просматривать ежедневно публикуемые на официальном сайте Акорды сообщения о корреспонденции, поступающей на имя елбасы от «работников предприятий и организаций, представителей сферы образования и здравоохранения, культуры, спорта, молодежных организаций, от граждан страны». Все они дружно и безоговорочно поддерживают решение о проведении президентских выборов и просят Назарбаева выдвинуть свою кандидатуру.
По широте, определенности и красочности этой «общенародной» любви казахстанский «лидер нации» точно опережает не только Барака Обаму, Франсуа Олланда или Ангелу Меркель, но и своих евразийских коллег Владимира Путина и Александра Лукашенко. Так что конкурировать с елбасы могут только лидеры Туркменистана, Северной Кореи и возможно какие-нибудь малоизвестные нам африканские диктаторы.
Другое дело, что возраст и физическое состояние Назарбаева накладывают серьезные ограничения и соответственно сильно осложняют рекламно-пропагандистскую кампанию. Например, елбасы не может подтвердить свою кондиционность демонстрацией голого мускулистого торса, как это делал российский президент, или игрой в хоккей подобно белорусскому «Батьке». Поэтому ему приходится подтверждать свою дееспособность доступными способами: принимать подчиненных, раздавать им ценные руководящие указания, а также посещать различные объекты и мероприятия. Нетрудно заметить, что в последние недели это происходит заметно чаще, чем в прошлом году, а освещение этой активности стало намного шире.
Подходящий кандидат
Другим способом замаскировать дряхлость Назарбаева, и физическую, и политическую, стал подбор ему правильных «конкурентов». Если не принимать во внимание самовыдвиженцев, которых отсеют на этапах проверки знания государственного язык, сдачи налоговых деклараций и листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатом, то пока известен только один оппонент елбасы. Им стал секретарь Центрального комитета КНПК Тургун Сыздыков.
Интересно, что Коммунистическая народная (читай назарбаевская) партия Казахстана выдвинула именно его, а не куда более известного в республике благодаря участию в предыдущих президентских выборах Жамбыла Ахметбекова. Похоже, что главным достоинством Сыздыкова стал год его рождения.
Жамбыл Аужанович 1961 года рождения, а Тургун Искакович 1947 года. Поэтому последний намного более «выигрышно» смотрится рядом с семидесятипятилетним Нурсултаном Назарбаевым, в том смысле, что не будет подчеркивать своим внешним видом и относительной молодостью старость «лидера нации».
Кстати, у Тургуна Сыздыкова и Жамбыла Ахметбекова, несмотря на разницу в возрасте, есть общее в биографиях — перед приходом в КНПК они оба были госслужащими, хотя и в небольших чинах. Первый с 2003 по 2013 год работал руководителем аппарата Акмолинского облмаслихата, а второй в 2002—2005 годах был главным специалистом и начальником организационно-контрольного отдела акимата (какого именно, сказать не можем, поскольку этой информации на сайте партии нет).
Интрига с Масимовым
Поскольку логика и развитие выборной кампании по досрочному переизбранию Нурсултана Назарбаева президентом Республики Казахстан ясны как слеза младенца, политологам остается только гадать, с каким результатом победит «лидер нации». Мы считаем, что он получит те же самые 95,5%, так как более высокий результат будет колоть глаза Западу, а более низкий может быть поставлен в вину главным избирателям страны — акимам всех уровней.
Поэтому для нас куда больший интерес представляет прогноз действий главы государства после инаугурации. И не только в части очередной девальвации национальной валюты. Дело в том, что согласно Конституции РК, после президентских выборов правительство страны обязано подать в отставку. Соответственно появляется шанс, что у нас будет новый премьер-министр.
Судя по неофициальной информации из Астаны, не исключено что Кариму Масимову не удастся поставить новый политический рекорд и в третий раз стать главой правительства. Вопрос — куда его денет Назарбаев? Сегодня Карим Кажимканович персона, по общему мнению, несменяемая, поэтому он может или вернуться в кресло руководителя администрации президента, или возглавить одну из палат парламента. Впрочем, если вдруг случится так, что он снова возглавит правительство, то можно быть уверенным, что преемник елбасы именно он.
Кроме того, возникнет еще одна проблема — глава государства «новый», а парламент «старый». Чтобы распустить Мажилис и назначить досрочные выборы достаточно решения Назарбаева или троекратного отказа нижней палаты парламента утвердить премьер-министра, предложенного президентом. Вряд ли будет разыгран второй сценарий, он слишком сложен для исполнения. Скорее всего депутаты осознают, что не соответствуют новым задачам и требованиям. Или елбасы сам объявит, что нужно обновить парламент, а они послушаются.
Кто вместо Келимбетова
Судьба еще одного фигуранта, председателя Нацбанка РК Кайрата Келимбетова, куда более определенна. Благодаря девальвации тенге 11 февраля 2014 года он сам стал фактором, способствующим долларизации казахстанской экономики и в этом качестве подлежит удалению. Однако политическая логика подсказывает, что до момента своей отставки Кайрат Нематович должен «скорректировать» курс национальной валюты, чтобы новый глава Нацбанка начал с чистого листа.
Кстати, в стране уже поползли слухи о том, что председателем Нацбанка РК может стать глава правления «Народного банка Казахстана» Умут Шаяхметова. По нашей информации, это маловероятно. А вот появление во главе Нацбанка РК Александра Павлова вполне возможно. Дело в том, что недавно председателя совета директоров «Народного банка Казахстана» принял Нурсултан Абишевич, чего не делал уже давно. Принципиальное отличие Павлова от всех нынешних государственных менеджеров, включая Карима Масимова, состоит в том, что он имеет реальный опыт руководства экономикой в условиях кризиса. Более того, опыт успешный.
На фото премьер-министр РК Карим Масимов у микрофона, председатель Совета директоров банка Александр Павлов — второй слева, аким Восточно-Казахстанской области Бердибек Сапарбаев — второй справа.
В сложные девяностые годы он работал министром финансов — заместителем премьер-министра и был той самой рабочей лошадкой, которая вместе с несколькими ключевыми госслужащими вытащила страну из экономического кризиса. Так что возвращение Александра Сергеевича на государственную службу вполне укладывается в тактику елбасы по призыву в строй старых соратников.
Это тем более важно, что Акорда оказалась вынужденной перейти к практике ручного руководства не только экономикой, но и политическим процессом. А все потому, что нынешний государственный аппарат, великолепно справлявшийся с задачами распределения возрастающих бюджетных доходов и их утилизацией в интересах правящей элиты в годы экономического роста, полностью провалил выполнение антикризисных мероприятий.
Об этом в частности свидетельствует введение министром энергетики РК 45-ти дневного запрета на ввоз в страну российского моторного топлива. Вместо того чтобы позволить казахстанским потребителям насладиться снижением розничных цен на бензин и дизтопливо, правительство озаботилось поддержкой крупного бизнеса. Вот и получается, что независимо от уровня цен наше правительство в обязательном порядке использует административные рычаги для регулирования внутреннего рынка.
…И в завершение обзора. Мало кто в стране обратил внимание на отставку Мухтара Кул-Мухаммеда с поста советника президента РК. Причин ее мы не знаем. Возможно, закончилась «выдержка» экс-министра культуры и информации РК после его отставки в марте 2014 года, которой Назарбаев обычно подвергает тех своих соратников, кого не хочет отдавать на расправу недоброжелателям.
А может быть и иное. Мы, например, надеемся, что елбасы освободил место советника для Ермухамета Ертысбаева, который сейчас отбывает синекуру послом Казахстана в Грузии. В условиях предсказуемости и тусклости нынешних внутриполитических процессов возвращение Ермухамета Кабиденовича стало бы счастьем для прессы — на безрыбье даже рак рыба. Понятно, что Ермухамет Кабиденович тот же клоун в театре политического фарса имени «лидера нации», но с ним хотя бы не так скучно. Да и «говорящая голова» Акорде точно не помешала бы, а то смотришь вверх и видишь только маски.