Озвученное накануне праздников послание президента и четыре дня выходных явно повлияли на работу Мажилиса. К очередному пленарному заседанию в “копилке” депутатов не нашлось готовых законопроектов. В повестку пленарки было включено всего пять вопросов – о сроках работы над только что поступившими проектами законов.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Даже традиционно насыщенная часть заседания, посвященная оглашению депутатских запросов, в этот раз оказалась весьма скудной. У мажилисменов нашлось лишь три темы, которые они сочли необходимым донести до правительства.
Похищают и продают
Айгуль Нуркина выразила обеспокоенность участившимися случаями торговли людьми. По ее данным, только за 10 месяцев текущего года по таким случаям возбуждено 231 уголовное дело.
Из них четыре — похищение человека с целью эксплуатации, 13 — за незаконное лишение свободы с целью эксплуатации, 21 — торговля людьми: из них два — несовершеннолетних; 35 — вовлечение в занятие проституцией: из них 11- вовлечение несовершеннолетних, 158 — организация или содержание притона. За указанные преступления за 10 месяцев осуждено 98 лиц.
Отметив, что в стране в целом предпринимается немало мер для обеспечения прав и свобод граждан, депутат, тем не менее, решила заострить внимание именно на случаях похищения людей, и поинтересовалась, какие меры государство принимает для предупреждения подобных преступлений, и как оказываются меры поддержки, защиты и адаптации жертвам похищения, в том числе — и в специализированных Центрах помощи.
Догуманизировались!..
Спеццентрами, правда, иной направленности, заинтересовался и мажилисмен Юрий Тимощенко. Народный избранник обеспокоен тем, что после передачи Центров временной адаптации и детоксикации (медвытрезвитель), бюджетные деньги, выделяемые на их содержание, расходуются не слишком эффективно.
Депутат отметил, что хотя гуманизация в Центрах действительно проведена, но при этом значительная часть работы оказалась попросту выпавшей. Так, теперь не взимаются штрафы за пребывание в вытрезвителе. Хотя раньше эти штрафы брались сотрудниками правоохранительных органов, и хоть как-то компенсировались затраты бюджета на содержание Центров. Они, кстати, не такие уж и маленькие: стоимость одного дня пребывания на человека в медвытрезвителе составляет 12280,99 тенге.
Утрачена и собиравшаяся годами база данных по “клиентам” вытрезвителя, а личность попадающих в Центр граждан перестала устанавливаться — заниматься этим некому, да и единой базы у Минздрава с МВД нет.
- Оказание экстренной медицинской помощи лицам, помещаемым в ЦВАД в состоянии простого алкогольного опьянения сопряжено с высокой степенью психоэмоциональной напряженности и высоким риском возможных агрессивных действии против медицинского персонала, — посетовал мажилисмен, и обратился к главе правительства, — Просим Вас поручить соответствующим государственным органам провести мониторинг состояния Центров временной адаптации и детоксикации, так как бюджетные расходы не оправдываются в связи с тем, что в большинстве регионов страны органами внутренних дел не налажен четкий порядок взыскания административных штрафов с лиц, поступивших в ЦВАД после их отрезвления; восстановить функции взаимодействия между Министерствами внутренних дел и здравоохранения по установлению личности, судимости, гражданства доставляемых в ЦВАД.
В защиту рынков
Горящую тему подняла в своем запросе депутат Меруерт Казбекова, решившая обратить внимание премьер-министра на ситуации, складывающиеся в регионах страны в связи с переносом рынков.
Депутат уточнила: в партию “Ак жол” поступают обращения от предпринимателей, страдающих из-за этих переносов “базарных мест”. “Из обращений следует, что местные исполнительные органы при переносе рынков на новую территорию, допускают нарушения прав предпринимателей. При этом нужно учитывать, что на рынке, как правило, торгуют не крупные бизнесмены, а представители малого предпринимательства, большинство из которых — женщины”, — отметила г‑жа Казбекова.
Примеров, когда перенос рынка вызвал неоднозначную реакцию как у торговцев, так и у горожан, немало. Это и рынок в городе Есик в Алматинской области, и рынок в Атбасаре (Акмолинская область), и нашумевшая история с переносом городского рынка в Таразе. Показательным же, по мнению народной избранницы, является то, что предпринимателей при принятии решений о переносе местные власти “даже не приглашают на диалог, а просто ставят перед принятым решением, обсуждать которое никто не собирается”.
Хотя сами предприниматели, работающие на рынках, в общем-то против создания нормальных условий торговли не возражают. Но, конечно, им не нравится, когда их заставляют переехать на окраину города, где никакой торговой инфраструктуры нет, автобусы не ездят, зато арендная плата за место на рынке традиционно после переезда увеличивается в разы. Так, в Таразе предприниматели “вынуждены отказываться от торговых мест на территории новых рынков в связи с тем, что они не соответствуют требованиям санитарных норм, к ним не проложены транспортные маршруты, отсутствует необходимая инфраструктура”.
- В результате закрытия прежних рынков и отсутствия покупателей на новых местах, у сотен предпринимателей возникли разрывы в обороте средств, что привело к невыплате очередных платежей по кредитам, включая ипотечные займы, — подчеркнула г‑жа Казбекова. — По отношению к “должникам поневоле” банки и микрокредитные организации начинают принудительные меры взыскания, существует реальная угроза того, что действующие предприниматели окажутся выброшенными на улицу вместе со своими детьми.
Убытки считают только сами продавцы. Местные власти упущенная предпринимателями выгода совершенно не волнует. Как и размер дополнительных затрат, которые “рыночники” вынуждены нести при переезде с одного места торговли на другое.
Дабы не вызывать у граждан негативного отношения, депутат Казбекова (а с ней — и фракция “Ак жол”) предложила премьеру создать специальную рабочую группу по взаимодействию с акимами регионов, Министерством экономического развития и торговли, с привлечением Ассоциации торговых предприятий Казахстана, Профсоюза предприятий торговли и сферы услуг и других организаций.