То, что Ермек Турсунов «вытащил» своего друга из зиндана, конечно, хорошо. Только зря Турсунов подает выход Атабаева из СИЗО как свою победу. Это не его победа, это победа КНБ, сумевшего в неудобной для властей ситуации (а) заполучить показания от Атабаева, которые по любому будут использованы против Козлова, (б) снять проблему нарастающих протестов по Атабаеву за рубежом, и (в) нанести урон имиджу Атабаева в общественном мнении.
Автор: Сергей ДУВАНОВ
Надо быть очень далеким от политики человеком, чтобы этого не понимать. «Сломав» Атабаева руками Турсунова, КНБ решило все свои задачи в обмен на изменение меры пресечения. Да, Атабаев на свободе, но цена этой свободы для него может стать слишком большой: согласие на сотрудничество (пусть и формальное) с КНБ в рамках уголовного дела против оппозиции мало кого украшает. Но это если смотреть на ситуацию с политической точки зрения.
Победителей не судят?
Есть и другой взгляд на ситуацию, согласно которому предлагается смотреть на происшедшее исключительно через призму того факта, что в результате неких действий Турсунова Атабаев оказался на свободе. В своей статье «Дело художника», опубликованной на сайте Guljan.org, Ермек Турсунов размышляет о происшедшем и выдвигает главный тезис, объясняющий его позицию: «Художник должен творить, а не сидеть в тюрьме». С этой точки зрения неважно, кто кого в этой ситуации использовал: КНБ Турсунова или Турсунов КНБ, главное результат — Атабаев не в СИЗО, а дома.
В этом плане Турсунова не касается то, что показания, данные Атабаевым в рамках «деятельного раскаивания», будут использованы следствием против Владимира Козлова. Ему не интересен ни Козлов, ни Мамай, которые для него по определению занимаются не тем и не так, да еще и нормальных людей сбивают с правильного пути. Он выше этого. Он себе поставил конкретную задачу — помочь другу освободиться, и он ее решил очень прагматично, не заморачиваясь на средства — уговорил друга пойти на сотрудничество с КНБ. Он победитель, а победителей, как известно, не судят.
У этой миссии по освобождению друга, безусловно, есть своя логика. Трудно не согласиться с тезисом, что художник с большой буквы не должен сидеть в тюрьме, а должен творить во благо страны и духовности людей. А политика в наших условиях — это все от лукавого, пусть ей занимаются другие.
Правда, без политики Ермек все же не обошелся — в его статье содержатся обвинения, что оппозиция в лице Козлова и Аблязова использовала Болата в своих корыстных целях. Полагаю, это либо от недопонимания ситуации, либо от слишком большого доверия к тому, что ему наговорили сотрудники Комитета национальной безопасности. Ну, нельзя же быть таким доверчивым! Даже дети в Казахстане знают, что нельзя верить официальной статистике, «Хабару» и людям в погонах.
Болат Атабаев — политически зрелый и идеологически самодостаточный человек. Предположение, что его могли использовать, само по себе оскорбительно для него. Атабаев является принципиальным идеологическим противником нынешней власти и никогда не скрывал своего желания поменять эту власть. В идеологическом плане Атабаев представлял куда большую оппозиционность режиму, чем даже отдельные оппозиционные партии. Поэтому говорить о том, что кто-то мог подвигнуть его на какие-то поступки, высказывания, из-за которых он оказался за решеткой, по крайней мере, не умно.
Атабаев знал, что делает, знал, о возможных последствиях и, что особо важно, шел на это осознанно. При этом ему никто не обещал «горы золотые», он делал СВОЕ ДЕЛО. По крайней мере, пока к нему не приехал Ермек, он считал его своим. Точно также можно сказать, что это Атабаев использовал оппозицию для достижения своих политических целей.
Чего ты хочешь? Справедливости!
Но этого всего нет в рассуждениях Ермека. Он далек от понимания, того, что помимо Художника Болата есть еще и Болат Оппозиционер. Для Турсунова оппозиционность Атабаева — бред. Для него он только Художник, которого нужно было спасать любой ценой. Сработал принцип — цель оправдывает средства. Как оппозиционер Атабаев Турсунова не интересует, более того он отказывается видеть таковым. Со свойственной Турсунову прямотой он говорит это открыто в лицо Болату. Идет принципиальный и по сути очень философский спор о жизни, принципах, ценностных ориентациях.
«Чего ты хочешь»? — вопрошает Ермек.
«Справедливости» — отвечает Болат.
«Справедливость — капризная баба, — объясняет его визави — Она любит правых. А правда не у тех, кто правее, а у тех, кто сильнее».
Что тут сказать, прямо по Гете:
«Пред силою бессильна речь, Смирись пред нею, не перечь.
А если хочешь взять борьбой, Рискуй и домом и собой».
Но одно дело, когда человек констатирует, что справедливости в Казахстане нет, что сильный всегда прав, и совершенно другое — когда он соглашается с этим и более того убеждает принять это как должное окружающих. Мол, зачем дергаться, если правда по определению на стороне власти, поэтому смирись, друг Болат, прими это как данность. Болат возражает ему: с этим нельзя мириться, я гражданин и мне небезразлична судьба страны. Да кому нужна твоя гражданская позиция, тебя используют и забудут — возражает Ермек. Долго они так спорили, но, в конце концов, аргументы Турсунова, а скорее, вкус свободы оказались сильнее, и Болат согласился на «деятельное раскаяние».
Вспоминаю, с каким воодушевлением слушатели воспринимали Болата на его лекциях в Гражданской школе. Как он говорил!!! Молодежь буквально ловила каждое его слово, было видно, как он своей убежденностью, своим пафосом вселяет в них уверенность в неотвратимость перемен в стране. Он буквально зажигал в юных сердцах огонь желания работать на демократическое будущее Казахстана. Чувствовалось, что в тот момент он был для них кумиром, и они были готовы пойти за ним.
Да, он мог зажигать в молодых людях огонь гражданственности и патриотизма! И таких людей с огнем в сердце с каждой Школой, где выступал Болат, в стране становилось все больше и больше. Он был одним из тех, кто ковал новое поколение казахстанцев. Сегодня я с тревогой думаю: сможет ли он после своего «деятельного раскаяния» точно так же находить контакт с молодежью? Да и будет ли он этим заниматься? Слишком сильным было потрясение, слишком серьезным оказалось испытание. Останется ли оппозиционер в Художнике?
Пофигисты — потому что все по фигу
Давно заметил такую особенность: многие из аполитичных людей в качестве девиза оправдывающего их гражданский пофигизм, используют фразу Довлатова: «После коммунистов я терпеть не могу антикоммунистов». Удивительно, но эти люди не понимают, что попытка позиционировать себя «над схваткой» на самом деле является демонстрацией их гражданской неполноценности.
Отсутствие политической позиции в отношении того, что происходит в стране, говорит только о том, что люди в гражданском плане ни рыба ни мясо. Имя им пофигисты, потому что им абсолютно по фигу, что происходит вокруг. Их хватает только на брюзжание по поводу плохой власти и не менее плохой оппозиции. У таких плохи все, кроме их самих.
В части политических симпатий и антипатий их можно сравнить с той субстанцией в проруби, которая болтается сама по себе … да еще и хвалится своей непричастностью к происходящему. Стоит ли этим бравировать? Политическая беспринципность и идеологическая амофность еще никому не добавляла очков. Это простительно людям, далеким от амбиций и претензий на исключительность, но не тем, кто претендует на большее, чем быть просто обывателями.
А есть и другой уровень гражданственности. Это когда возникает потребность отстаивать свою позицию, свое несогласие с происходящем вокруг. А вот для этого мало хорошо подвешенного языка, нужно еще мужество, способность на поступок. Это очень опасно и рискованно в Казахстане, можно нажить себе неприятности, а то и сесть в тюрьму, как это случилось с Болатом Атабаевым.
Конечно, проще заниматься делами разрешенными, безопасными, но не имеющими никакого отношения к политике, а значит к судьбам страны, ее будущему. Живи, твори в свое удовольствие… пока дают возможность. Есть блестящая фраза Бисмарка (перефраз Перикла): «Если вы не занимаетесь политикой, то политика займется вами». На моей памяти масса примеров, когда люди, тоже небесталанные, кривили губы при слове «политика», но приходило время и политика вторгалась в их жизнь в виде рейдерства, препятствий для творческой работы, запрета на профессию, обвинения в совершении преступления и т.д.
Зная независимый характер Турсунова, его бунтарский дух, не исключаю, что Ермек в ближайшее время будет вынужден поменять свое отношение к политике — жизнь заставит. Более того, возможно мы даже увидим его в числе лидеров новой оппозиционной волны — не может такой неравнодушный человек быть в стороне от главного. Если это произойдет, то это будет логическим завершением дискуссии, которую он сегодня открыл, противопоставив оппозиционность творчеству.
Тому, что Ермек уже на этом пути, косвенно свидетельствует его фраза: «Я хочу, чтобы сбылась программа обыкновенного казахстанского обывателя. Я хочу, чтобы Государство научилось его уважать и ценить». Как правило, всё начинается с этой фразы: «я хочу». Следующий этап — понимание того, что сами по себе такие программы не сбываются. Для этого мало просто хотеть, нужно еще что-то делать. Сидеть на кухнях и нудить про то, как все плохо, — это удел боящихся политики.
Нужно двигаться, и для этого нужны атабаевы-оппозиционеры. Чем больше, тем лучше. Оттого, что в Казахстане будет много атабаевых-художников, государство не начнет уважать обывателя, оно будет продолжать вытирать о них ноги. И «я хочу» так и останется пустым сотрясанием воздуха. Появление же атабаевых-оппозиционеров — это реальный шанс изменить ситуацию. Они способны заставить людей двигаться.
Духовные авторитеты способны объединить всех недовольных ситуацией, а это серьезная заявка на появление широкой социальной базы протеста. Чем шире эта база, тем больше шансов, что власть начнет менять свое отношение и к обывателю, и к творческим личностям. Только так можно обеспечить реализацию плана, о котором мечтает Ермек Турсунов.
Нужно просто стать гражданином
Я понимаю, что имел в виду Ермек, говоря об оппозиции как о компашке предприимчивых людей, которая бодается за место под солнцем. Однако не все так однозначно с казахстанской оппозицией. Там действительно есть проблемы, но где их нет? Точно так же можно говорить о казахстанской компашке людей искусства, которые, борясь за место под солнцем, забыли о своем предназначении. Чем ситуация лучше?
Но и в том, и в другом случае находятся отдельные личности, которые пытаются изменить ситуацию и своим личным примером бросают вызов старым подходам. Будь то в политике или в искусстве. Болат, которого Ермек при помощи КНБ попытался выдернуть из «оппозиционного болота», был одним из тех, кто мог придать нашей оппозиции новое дыхание, сделать ее иной.
Памятуя, как в свое время власти мягко удалили из оппозиции Нурбулата Масанова, создав для него институт, можно предположить, что театру Атабаева также может быть оказана посильная помощь. Это выгодно власти. Если Художник будет заниматься театром, и не будет лезть в политику, это устроит очень многих. Так будет удобнее всем: и Акорде, и Турсунову (не придется больше спасать друга), и, видимо, самому Болату Атабаеву, осознавшему всю опасность политической деятельности.
Кто знает, возможно, Ермек и прав: каждый действительно «должен делать то, что он делать мастер». По крайней мере сегодня. А как оно сложится завтра — говорить рано. Но при всей неоднозначности и спорности ситуации считаю, что расставлять точки в дискуссии о том, кто Атабаев — художник или оппозиционер, рано.
Не надо торопиться. Не исключено, что жизнь сама все расставит на свои места и может так статься, что те, кто сегодня принципиально дистанцируются от политики, завтра станут главными персонажами политической борьбы и наоборот. Так часто бывает. Это оппозиционеру сложно стать художником, а художнику — легко. Нужно просто почувствовать себя Гражданином.
See the original article here:
Останется ли Оппозиционер в Художнике?