На электронную почту нашей редакции постоянно приходят письма, часть которых – наиболее интересные – мы с удовольствием публикуем, отдавая предпочтение тем, кто, судя по всему, реально разбирается в ситуации в стране. Вот и это письмо не могло не привлечь нашего внимания, тем более что оно реально является откликом на уже опубликованные нами ранее матриалы.
Автор: Нам пишут
«Уважаемая редакция!
Являясь, в общем, Вашим давним читателем, я благодарен за возможность без прикрас следить за ситуацией в стране, понимать, что происходит «за кулисой», скрытой от всех казахстанцев высокими дифирамбами.
Обычно я никогда не обращался в СМИ, даже комментариев не оставлял на сайтах (сами понимаете, почему), но в данном случае хотел бы обратить внимание редакции на принципы работы органов правопорядка на примерах из ваших же текущих публикаций, которые будьте уверены внимательно прочитываются руководящим составом силового блока.
Речь идет не только о том, что смело и без оглядки на должности и деньги публикуете вы. Значительный объем интересной и необходимой информации для защиты закона и порядка в РК публикуют несколько средств массовой информации, независимых в мнениях от олигархов и продажных чиновников в той или иной мере.
Будучи вкладчиком, клиентом пенсионного фонда, держателем пластиковой карточки и небольшого, но честно заработанного депозита, я всегда внимательно слежу за информацией о стабильности нашей финансовой системы, тем более что и по долгу службы приходится достаточно глубоко и оперативно разбираться в экономической тематике.
В этой связи не могу не поделиться своими сомнениями в связи со странным молчанием государственных органов по поводу участившихся публикаций, связанных с ситуацией вокруг «Казкоммерцбанка». Обращаюсь с письмом именно к Вашей редакции по той причине, что Вы последние, кто активно поднимал эти вопросы, хотя также не получили внятных ответов.
Указанием главы государства органам финансовой полиции (АБЭКП) РК, равно как и другим силовым и государственным органам, предписано реагировать на любые публикации в СМИ, как и на заявления, проверять их, докладывать о наличии реальных нарушений и исправлении, либо наказании виновных в указанных правонарушениях.
Теоретически именно так должно работать взаимодействие органов правоохранительного направления со средствами массовой информации, которые должны быть помощниками в борьбе с коррупционными и экономическими преступлениями. К сожалению, приходится констатировать, что на самом деле все это далеко не так.
Указание «работать» по направлению очевидных нарушений законодательства РК получается далеко не всегда, зачастую даже проверять многие публикации руководство департаментов АБЭКП РК не то, чтобы не приказывает, но наоборот запрещает, предлагая сыскарям заниматься «своей работой».
Под этим подразумевается «мелкая рыбешка» — проверка тысяч и тысяч мелких предпринимателей, ИП, ТОО на предмет, к примеру, лжепредпринимательства. Большие факты, очевидные вещи, которые касаются крупных фигур в бизнесе, государственные органы предпочитают не замечать, игнорировать. И это — несмотря на постоянные сигналы от агентуры о том, что в «Казкоммерцбанке» постоянно подделывают бухотчетность и с ней статистику!
Сегодня многое публикуется по громкому атыраускому делу братьев Рыскалиевых, хотя и не все, можете поверить мне. Обозначенные суммы в десятки миллиардов тенге — это только верхушка айсберга, копать который дали отмашку с самых высоких кресел Астаны. Однако, даже более очевидные вещи, раскрывающие «мутные» схемы учредительства среди акционеров того же «Казкоммерцбанк», пока так никого и не заинтересовали.
Еще летом, начав изучать данную тему, вызванную ухудшением оценки банка, мною было подробно оценено то, что накопали журналисты. На самом деле ситуация, когда теряющий на фондовом рынке в цене банк, которому оказывает финансовую поддержку государство, выплачивает фиксированные дивиденды в десятки миллионов долларов товариществам с ограниченной ответственностью, имеющим лицензию на производство спиртосодержащих напитков, но не платившим за последние 5 лет ни тиинки налогов государству, просто обязано стать предметом проверки со стороны органов АБЭКП РК, либо Налогового комитета министерства финансов РК!
С точки зрения законодательства, конечно, есть практика применения так называемых «пустографок», сдачи налоговой отчетности, не содержащей никаких цифр, кроме ноля. Но она распространима, в первую очередь, на организации общественного профиля — Общественные фонды, например. Редко-редко ИП сезонного характера (например, те, кто в летнее время организовывает парковые развлекательные мероприятия) тоже могут сдавать пустогафки — зимой они ничего не арендовывают, зарплату не платят, прибыли не получают, услугами даже приходящего бухгалтера часто не пользуются, самостоятельно заполняя отчетность через домашние компьютеры с использованием электронных подписей.
Но так, чтобы ТОО существовало годами, ничего не выплачивая государству, но имело бы при этом стабильный пускай и дивидендный доход, такая практика порождает весь спектр вопросов правоприменения статьи «лжепредпринимательство», и это только как минимум. Более того, в случае более пятилетнего срока сдачи пустографок органы Налогового комитета просто обязаны поставить вопрос о ликвидации данного ТОО! Ведь оно получило у государства лицензию, и теперь обязано работать, нанимать людей, платить заработную плату, выпускать товар, участвовать в товарно-денежных отношениях, в противном случае выходит, что создано оно только с одной целью — замаскировать реального акционера, получающего деньги в убыточное время.
ТОО «Оптимус» и «Инвестиционная компания K.S.D.», которые получают деньги из теряющего вклады и депозиты банка, слишком похожи на подставные конторы, через которые топ-менеджеры откладывают в свой карман народные деньги.
Закрывая глаза на такие вещи, но предлагая запретить юридическим лицам обналичивать их собственные средства в банках, руководство АБЭКП РК не борется против коррупции и экономических преступлений, защищая финансово-экономическую стабильность страны, а наоборот попустительствует тому, чтобы те, кто реально выводят деньги из страны, продолжали спокойно делать это.
На самом деле, о чем можно судить по разговорам коллег, занимающихся следственными мероприятиями по банковским делам (которых, кстати, очень мало в нашей практике), практически всегда клерков среднего уровня просто «кидают» — их же собственное руководство. Большинство невозвратных кредитов, выданных, а затем вынужденно списанных или просто украденных, являются результатом не сговора на уровне злоумышленника и кредитного офицера. Как показывает практика, действительно серьезные нарушения в рассмотрении заявок на получение кредитов кредитными комитетами большинства банков — это следствие устных распоряжений руководства, которое диктует своим подчиненным, кому выдать деньги, которые в банк больше никогда не вернутся, а кому — отказать. И, можете мне поверить, такими делами тоже заниматься почти не позволяют.
Пока это делается на фоне постоянного роста, опасность от таких преступлений маскируется общими показателями с положительным знаком, но когда имеются противоположные тенденции, продолжение воровства в финансовой системе страны угрожает уже не просто банкам, как частным учреждениям, но и самой экономической стабильности государства. Тем более что в том же «Казкоммерцбанке» одним из акционеров являются государственные структуры, чье присутствие призвано гарантировать возврат миллиардов долларов, выделенных на поддержку банку, но на деле это манкируется, — ведь это один из крупнейших банков страны, банкротство которого способно вызвать новый финансовый кризис.
Говорю об этом, как человек, также пострадавший от марченковской девальвации, разом «срезавшей» четверть моих накоплений. Теперь же тот же человек ничего не делает, пока у него под носом неизвестно кто выводит деньги из банков. Если же судить по сообщениям тех же СМИ, речь идет о миллиардах, но не тенге — долларов, которые покидают или уже давно покинули «Казкоммерцбанк» и страну с помощью приделавших им «ножки» руководителей банка!
Постановка вопросов о необходимости проверок по изложенным в СМИ фактам вероятных правонарушений в «Казкоммерцбанк» ответа не получила. Может быть опубликованием вашим сайтом этого письма поможет сдвинуть вопрос с места, уберегая наших сограждан от очередного обмана тех, кто считает своим домом Лондон, а не Казахстан? Но не будет ли это также поздно, как и в случае с Рыскалиевыми, которых начали искать после бегства из страны, и теперь уже Субханбердин и Жусупова будут за пределами Казахстана?
С уважением, хоть и не подписываюсь.
P.S. Кстати, в августе месяце я тоже забрал свой депозит из «Казкоммерцбанка». И большинство моих знакомых — тоже. Мы больше не доверяем банку и его «топам», которые так откровенно «мутят воду», которая им даже не принадлежит».
ОТ РЕДАКЦИИ: мы, как обычно, предупреждаем читателей, что не можем гарантировать достоверность изложенной в этом письме информации. Но эмоциональность автора подкупает, а факты, которые они приводит, шокируют. Может быть, и правда, соответствующие органы наконец обратят внимание на ситуацию?
More here:
Миллиардам “Казкоммерцбанка” приделали “ножки” топы?