В прошлом номере газеты мы рассказали о мнениях ученых по поводу инициативы ТОО «Казцинк» хоронить скородит, вещество 3‑го класса опасности, в хвостохранилище, функционирующем с 1968 года. В настоящее время оно входит в городскую черту Зыряновска, а Экологический кодекс запрещает захоронения промышленных отходов на таких территориях. Правда, этот неприятный для ТОО «Казцинк» нюанс в законодательстве его специалисты на встречах с народом обходят стороной, делая акцент на другом:
Дабы разобраться в этой истории более тщательно, наш корреспондент отправилась в те края посмотреть, как живется людям по соседству с предприятиями «Казцинка», и взять комментарии у жителей, что называется, из первых рук. Одним из тех, с кем ей удалось пообщаться, оказался горный инженер Николай Петров.
- Николай Григорьевич, специалисты «Казцинка» говорят, что до начала реализации проекта провели большие подготовительные работы. Но люди считают, что риски все равно остались. А Вы как думаете?
- В «Казцинке» уверяют, что внедрили систему полного водооборота, разработан перехват подземного стока с хвостохранилища, исключающий попадание
- А независимые специалисты у нас в принципе есть?
- Есть, но единицы. Не секрет, что многие науч
- Почему у Вас такое недоверие к «Казцинку»? Ведь его специалисты не раз публично заявляли, что готовы к открытому диалогу и придерживаются политики прозрачности…
- Заявлять и придерживаться такой политики на деле — несколько разные вещи. Для жителей — Зыряновска или другого населенного пункта — помимо выбора безопасного места захоронения, еще очень важно знать, какое именно вещество собирается захоранивать «Казцинк», к какому классу опасности оно относится. Почему для экспертных заключений по захоронению скородита на хвостохранилище не предоставлялись данные, как именно он получается, какие технологии используются?
Сомнений бы не было, если бы не одна давняя история, тоже связанная с захоронениями отходов этим предприятием. Несколько лет назад газета акима
Вот какие тонкости есть даже при отборе и анализе проб вещества, которое подлежит захоронению. Анализ какого вещества проводился на этот раз?
-
- Это не единственный случай. При разработке проекта ликвидации Зыряновского рудника в 2000 году исполнительные власти Зыряновска обязали «Казцинк» предусмотреть меры, исключающие затопление южной части города. Однако жилые районы спустя
Возможно, «Казцинк» в итоге опять будет продвигать проект «складирования скородита на хвостохранилище ЗГОКа». Но сегодня вообще невозможно предугадать, как поведут себя грунтовые воды в Зыряновске. Хвостохранилище по горизонту находится выше, чем затопленный карьер. Оно не закрыто от проникновения в грунтовые воды. Борта карьера отсыпаны скальным грунтом. До 100 метров вглубь идет галечник, то есть сыпучая порода, через которую спокойно вода просачивается.
- Какую альтернативу захоронению скородита видите Вы?
- Найти действительно безопасное место для захоронения или внедрять технологии по переводу содержащих мышьяк отходов в более низкий класс опасности. Ученые ВКО еще в 1984 году разработали способ переработки опасных отходов, содержащих мышьяк, и перевода их в 4‑й класс опасности. Техсовет
Более того, в конце 1999 года президент ОАО «Казцинк» Никола Попович одобрил эту технологию, а Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды рекомендовало технологию к внедрению. Но внезапно предприятие отказалось от нее. Директор по экономике ОАО «Казцинк» Юлия Диктовная объясняла в 2000 году нежелание применять технологию тем, что это якобы требует слишком больших финансовых затрат и экономически оправданнее закрыть металлургическое производство. Хотя это было не так: опытный свинцовый завод включил в отчет о промышленных испытаниях лишние затраты.
Кстати, сейчас у специалистов «Казцинка» совсем другое объяснение своему отказу…
- Какое же?
- На общественных слушаниях с жителями Зыряновска специалисты «Казцинка» заявили, что отказались от этой технологии потому, что при переводе мышьяка в менее токсичную форму получается еще несколько более ядовитых веществ, которые нельзя утилизировать. Что любопытно, они не говорят, что это за странные вещества такие, не называют их химических формул, как они образуются.
И это называется открытостью предприятия? Здоровье людей — вот что должно быть превыше всего, а «Казцинк», казалось бы, солидная компания, ищет лазейки, как проще и дешевле свалить токсичные отходы. У меня такое впечатление, что нашим властям все безразлично. Акимы у нас меняются через каждые полгода, и почти все акимы — не из Зыряновска.
- Но ведь «Казцинк» постоянно публично рассказывает о своем вкладе в природоохранные мероприятия…
- Если есть экологические проблемы в тех населенных пунктах, где основным загрязнителем является «Казцинк», то этих мероприятий, очевидно, недостаточно.
У меня на общественных слушаниях получился такой неприятный диалог с представителями этого предприятия. Они мне сказали: «Да вы просто хотите «Казцинк» выгнать из Зыряновска! Не осознаете, что мы даем рабочие места, платим налоги в бюджет, экономику страны укрепляем».
Я им ответил: «Пока здесь есть руда, которая вам приносит сверхприбыли, гони — не гони вас, вы останетесь. А обеднеют запасы природных ископаемых — сами уйдете и про свою социальную ответственность не вспомните».
Прямым текстом
В разговоре с нашим корреспондентом жители поселков рассказывали о том, как им живется, без прикрас. Так, Марина Щербакова из Малеевска пожаловалась: «Некуда выйти погулять с детьми, хотя такая красивая природа кругом! В поселке Зубовка, что рядом с нами, — еще похлеще клоака: воду из колодцев вообще нельзя пить!»
Последние два года, по ее словам, в питьевой воде появился желтый осадок, растения на огороде приходится закрывать пленкой, иначе они погибают, а в этом году
Другая жительница Галина Александрова рассказала, что практически у всех жителей Малеевска, возможно,
По словам же старожила Николая Шерстобитова, на кладбище Малеевска число захоронений после расширения хвостохранилища, открытия Малевского рудника превысило количество жителей поселка, в котором насчитывается около 1400 человек. Пришлось открыть новое кладбище, но и там уже полно могил. Многие покинули поселок
Не к добру такая благотворительность?
Тем временем ТОО «Казцинк» проявляет, по словам жителей Зыряновска, невиданную прежде щедрость: в этом году по меморандуму с акиматом Зыряновского района предприятие обязалось выплатить на благоустройство города, организацию детсада и профилактория, поддержку Центра культуры, праздничные мероприятия 1,5 млрд тенге — «в рамках корпоративной социальной ответственности бизнеса на 2011 год». К слову, больше половины этой суммы — 870 млн тенге — пойдет на геологоразведочные работы ТОО «Казцинк». Зыряновцы предполагают, что эта благотворительность напрямую связана со скандальным проектом захоронения. Но они не хотят такой благотворительности, они хотят, чтобы их оградили от очередной «экологической экспансии».
…Когда верстался номер, мы узнали, что «Казцинк» сделал неожиданный для общественности маневр: его главный эколог Борис Колпаков 14 июня заявил на
По этому поводу Николай Григорьевич напомнил, что вопрос о возможном захоронении отходов в шахтах задавался представителям ТОО «Казцинк» на общественных слушаниях в феврале этого года: «Тогда
Наш собеседник считает, что оценку альтернативным проектам захоронения должны дать независимые специалисты, но нужно помнить, что несколько десятилетий назад в Казахстане был печальный случай отравления мышьяксодержащими отходами: они попали в канал Караганда — Иртыш из отработанных шахт Риддера. Не хотелось бы повторения этой трагедии.
Источник: Газета “Голос Республики” №22 (198) от 17 июня 2011 года
Read more here:
Люди уже просто не верят «Казцинку»