О том, что ситуация с ростом онкологических заболеваний в Казахстане уже не просто сложная, а критическая, всевозможные эксперты говорят давно и регулярно. Да только вот наше правительство на проблему повальной онкологии все это время попросту закрывало глаза.
Автор: Александр УСТИНОВ
Прозрели члены кабмина лишь в январе нынешнего года, послушав «лидера нации», который о проблемах больных раком тоже почему то вспомнил только на 21‑м году независимости. Обращаясь с посланием к народу страны, президент поручил Министерству здравоохранения создать нормальные условия для лечения и профилактики онкологических заболеваний.
В Минздраве тут же была написана целая программа, по которой рак обещают выявлять и вылечивать на ранних стадиях, для чего население будут обследовать едва ли не поголовно. Запущенных больных разместят в сверхсовременных специально построенных центрах и будут лечить в соответствии с последними мировыми достижениями, при этом спасать жизни должны будут специалисты высшей категории, которых, правда, пока нет.
Смертность — в два раза больше, чем в США
- Заболеваемость раком в Казахстане ниже, чем в Соединенных Штатах и сравнима с заболеваемостью в регионе и Центральной Азии в целом, — попытался смягчить проблему председатель правления Республиканского научного центра неотложной медицинской помощи Кен Алибек, выступая на заседании правительства.
Впрочем, г‑н Алибек объективности ради просто не мог не сказать о том, что погибают от рака в нашей стране в два раза (!) чаще, нежели в США.
- Когда мы говорим о смертности в Казахстане, — продолжил он, — к сожалению, мы должны констатировать, что смертность в Казахстане в два раза выше, чем в Соединенных Штатах. В структуре заболеваемости около 60% занимают онкологические заболевания уже на последних — третьей-четвертой стадиях онкологического процесса, — пояснил господин Алибек.
О чем это говорит? А говорит это о том, что в Казахстане попросту нет специалистов, которые могли бы обнаружить раковые заболевания на ранних стадиях. Даже из полутора тысяч астанчан, у которых каждый год диагностируют онкологию, выживают лишь 500 человек. И это в главном городе страны, где есть специализированный диспансер, где, как предполагается, должны работать лучшие специалисты. Каков же тогда процент выживших в провинции, страшно даже подумать.
Тем временем, по данным министра здравоохранения, ежегодно диагноз «рак» в Казахстане ставится 30 тысяч раз. В основном это рак молочной железы, легких, поражение пищеварительной и урогенитальной систем. При этом прогнозы весьма неутешительны.
- На сегодняшний день в национальном онкорегистре состоят свыше 144 тысяч больных, — констатировала глава Минздрава Салидат Каирбекова. — При этом следует учесть, что демографические прогнозы по дальнейшему увеличению продолжительности жизни населения неизбежно приведут к росту числа раковых заболеваний в будущем. В мире наблюдается ежегодный прирост онкозаболеваний в среднем на 5%, что подчеркивает актуальность принятой программы.
Основными направлениями программы являются, перечислила министр: совершенствование профилактической направленности, развитие высокотехнологичных методов диагностики и лечения, укрепление развитие кадрового потенциала, а также совершенствование инфраструктуры онкологической службы и укрепление материально-технической базы.
Первым делом — обучение
На сегодняшний день отечественная онкологическая служба представляет собой 19 специализированных диспансеров и Казахский научно-исследовательский институт онкологии и радиологии в Алматы. При этом практически во всех этих лечебных заведениях катастрофически не хватает как современной техники, так и нормальных специалистов. Чтобы исправить ситуацию, в Минздраве решили создать ряд новых региональных онкоцентров, в том числе построить специализированную научную клинику в Астане.
- Создание нового научного центра в городе Астане позволит принципиально изменить подходы к лечению онкобольных, — надеется г‑жа Каирбекова, — внедрить персонализированный подход и высокотехнологичную научно-практическую базу, на которой будут апробировать последние инновации в этой области. Наряду с этим будут созданы 5 региональных межобластных высокотехнологичных центров радиационной онкологии на базе действующих онкоцентров города Алматы, Семея, Караганды, Актобе и Астаны, где будут проводиться высокочувствительные методы диагностики и высокоспециализированное лечение жителей прикрепленных регионов.
Все мероприятия должны быть заложены в республиканский бюджет на 2013—2015 годы, стоимость программы на эти годы — 191,8 млрд тенге.
Однако то, что работать во всех этих центрах со всем этим оборудованием просто некому, глава Минздрава даже не скрывает, как и не сомневается в том, что к 2015 году онкологи и радиологи в Казахстане появятся — их будут готовить лучшие вузы страны, в том числе «Назарбаев Университет». В том, что поколение специалистов обязательно подготовят, ручается и вице-премьер Ербол Орынбаев.
- Мы сейчас, не дожидаясь, пока все это «железо» (медицинское оборудование — авт.) будет закуплено и построено — в течение трех-четырех лет, на базе сегодняшнего университета в Астане и в регионах начнем масштабную подготовку кадров, — заявил господин Орынбаев.
Премьер-министр, выслушав все это, от глубоких аналитических рассуждений предпочел воздержаться и вполне стандартно подытожил все сказанное:
- Ну, я думаю, что в целом движение идет в правильном направлении. Значит, Ербол Турмаханович, я вам поручаю координировать эту работу. Потом, когда сведем, обратимся к главе государства для окончательного утверждения.
На этом разговор об онкологии в кабмине закончили. Когда правительство вернется к этому вопросу в очередной раз неизвестно, по крайне мере премьер-министр дату очередного заседания по вопросам совершенствования борьбы с раковыми заболеваниями не назвал.
Continue reading here:
Лечить от рака в Казахстане некому