Культурная беседа, однако, получилась

«Пра­ви­тель­ствен­ный час» с мини­стром куль­ту­ры Мух­та­ром Кул-Мухам­ме­дом мож­но назвать самым миро­лю­би­вым за нынеш­нюю пар­ла­мент­скую сес­сию. Депу­та­ты не толь­ко не руга­лись с мини­стром, а, наобо­рот, неустан­но хва­ли­ли и бла­го­да­ри­ли чле­на пра­ви­тель­ства за уси­лия на «куль­тур­ной ниве». Он отве­чал взаимностью. 

Автор: Тимур ВАЛИЕВ

Гла­ва Мин­куль­ту­ры — один из немно­гих, кому депу­та­ты прак­ти­че­ски не дела­ют заме­ча­ний. В первую оче­редь — в части при­ме­не­ния госу­дар­ствен­но­го язы­ка. Соро­ка­ми­нут­ный доклад мини­стра, почти пол­но­стью на казах­ском язы­ке, пес­ней зву­чал для депу­тат­ско­го слу­ха. Может, поэто­му ком­пли­мен­тов было боль­ше, чем критики.

К при­ме­ру, Айгуль Соло­вье­ва при­зна­лась, что «толь­ко глу­хой и немой или незря­чий, сле­пой не видит того, что сде­ла­но в мини­стер­стве». Вице-спи­кер Мажи­ли­са Вла­ди­мир Боб­ров рас­сы­пал­ся в бла­го­дар­но­стях мини­стру «за ваше нерав­но­ду­шие, за то, что вы к нашей куль­ту­ре отно­си­тесь как к сво­е­му соб­ствен­но­му ребен­ку, с таким же чувством».

Мух­тар Кул-Мухам­мед в дол­гу не остал­ся. По его сло­вам, депу­тат­ский кор­пус вно­сит свою леп­ту в раз­ви­тие куль­ту­ры в стране. Ока­зы­ва­ет­ся, сре­ди народ­ных избран­ни­ков нема­ло бале­то­ма­нов и поклон­ни­ков оперы.

- С удо­воль­стви­ем хочу заме­тить, что в послед­нее вре­мя сре­ди депу­тат­ско­го кор­пу­са уве­ли­чи­ва­ет­ся чис­ло цени­те­лей опе­ры и бале­та, осо­бен­но сре­ди пре­крас­ной поло­ви­ны депу­тат­ско­го кор­пу­са, — заявил министр. — Каж­дый раз на пре­мье­ре этих поста­но­вок я вижу депу­та­тов пар­ла­мен­та. Душа раду­ет­ся. Пото­му что вы этим самым про­па­ган­ди­ру­е­те оте­че­ствен­ную опе­ру и балет. Спа­си­бо вам за это.

У депу­та­тов же, как ока­за­лось, душа не раду­ет­ся, а стра­да­ет. Вла­ди­мир Нехо­ро­шев про­вел парал­лель меж­ду любо­вью наро­да к искус­ству и «куль­ту­рой пития». И не пора­до­вал­ся соб­ствен­ным выводам:

- Если рань­ше искус­ство тре­бо­ва­ло жертв, то теперь пока, осо­бен­но в реги­о­нах на селе, про­сит мило­сты­ню. У нас в стране на алко­голь тра­тит­ся в разы боль­ше, чем на куль­ту­ру. Вот я взял 2010 год. На куль­ту­ру — 20 мил­ли­ар­дов тен­ге, то есть на каж­до­го, вклю­чая мла­ден­цев, где-то на 1200 тен­ге плюс рас­хо­ды из зар­пла­ты, ито­го где-то 4000 полу­чи­лось. А на спирт­ные напит­ки в 2010 году казах­стан­цы потра­ти­ли 102 мил­ли­ар­да. Из них толь­ко на пиво 69 мил­ли­ар­дов. В рас­че­те — 6,5 тыся­чи тен­ге. С уче­том тене­во­го рын­ка эта циф­ра в разы боль­ше. Вот и вся наша культура.

Министр согла­сил­ся — денег на куль­ту­ру не хва­та­ет, осо­бен­но сей­час, когда кру­гом царят рыноч­ные отно­ше­ния. Но, с дру­гой сто­ро­ны, в Казах­стане, опять же в послед­ние годы, сде­ла­но мно­го: финан­си­ро­ва­ние куль­ту­ры зна­чи­тель­но уве­ли­чи­лось (во мно­гом бла­го­да­ря тому, что лич­но пре­зи­дент уде­ля­ет раз­ви­тию куль­ту­ры осо­бое вни­ма­ние), стро­ят­ся объ­ек­ты куль­ту­ры, при­гла­ша­ют­ся извест­ные дея­те­ли куль­ту­ры. Успе­хи достиг­ну­ты во всех сфе­рах. Напри­мер, за годы реа­ли­за­ции про­грам­мы «Маде­ни мура» орга­ни­зо­ва­ны 40 архео­ло­ги­че­ских и 26 науч­но-при­клад­ных иссле­до­ва­ний, вос­ста­нов­ле­ны 73 памят­ни­ка исто­рии и куль­ту­ры. Воз­рож­да­ет­ся и оте­че­ствен­ный кине­ма­то­граф: на «Каза­хфиль­ме» «впер­вые за всю исто­рию кино­сту­дии сфор­ми­ро­ван весь тех­но­ло­ги­че­ский цикл пост­про­из­вод­ства». За послед­ние два года завер­ше­но про­из­вод­ство 70 филь­мов, 40 из кото­рых ста­ли участ­ни­ка­ми 27-ми кино­фе­сти­ва­лей в 22 стра­нах мира. Клас­си­че­ское искус­ство — опе­ра и балет — пере­жи­ва­ют вто­рое рож­де­ние. На сце­нах двух веду­щих теат­ров стра­ны — Наци­о­наль­но­го теат­ра опе­ры и бале­та им. К.Байсеитовой (Аста­на) и Госу­дар­ствен­но­го ака­де­ми­че­ско­го теат­ра опе­ры и бале­та им. Абая (Алма­ты) — появ­ля­ют­ся новые поста­нов­ки, а уро­вень казах­стан­ских арти­стов ничуть не ниже, чем в веду­щих теат­рах мира.

Что же каса­ет­ся раз­ви­тия куль­ту­ры в реги­о­нах, то, как при­знал­ся министр, не все­гда он может повли­ять на ситуацию:

- Чест­но гово­ря, все это зави­сит от пози­ции аки­ма и от уров­ня его куль­ту­ры. Есть реги­о­ны, где дей­стви­тель­но мно­го стро­ит­ся таких объ­ек­тов куль­ту­ры. И в то же вре­мя в неко­то­рых реги­о­нах отста­ют. Я с этим пол­но­стью согла­сен. Поэто­му нуж­на мас­штаб­ная про­грам­ма. Я тоже докла­ды­вал гла­ве госу­дар­ства по это­му пово­ду. Сна­ча­ла, пер­вым делом идет здо­ро­вье нации. Пер­вым делом были постро­е­ны боль­ни­цы, а потом — буду­щее наше зави­сит от уров­ня обра­зо­ва­ния, постро­е­но око­ло 200 школ. Теперь, я думаю, при­шла оче­редь и куль­ту­ры. Я думаю, в бли­жай­шем буду­щем это­му будет уде­ле­но боль­шое внимание.

Про­зву­ча­ли и язы­ко­вые вопро­сы. В част­но­сти, о резуль­та­тах мно­го­лет­не­го спо­ра по пере­во­ду казах­ско­го язы­ка на лати­ни­цу. Г‑н Кул-Мухам­мед при­знал­ся: плю­сов в таком пере­хо­де нема­ло. Хотя бы пото­му, что в казах­ском алфа­ви­те 41 бук­ва, в рус­ском — 33, в араб­ском — 28, в латин­ском — все­го лишь «25—26». То есть писать на лати­ни­це полу­ча­ет­ся быст­рее, что весь­ма акту­аль­но в све­те тех­ни­че­ско­го про­грес­са — ведь даже поль­зо­вать­ся мобиль­ны­ми теле­фо­на­ми и ком­пью­те­ра­ми будет намно­го удоб­нее. Впро­чем, при­знал­ся министр, реша­ет это не он: «Вопрос серьез­ный, я не послед­няя инстанция».

Visit site:
Куль­тур­ная бесе­да, одна­ко, получилась

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица