В Казахстане кризис власти. Свидетельством тому – события в Жанаозене. А это значит, что стране нужны перемены. С этим были согласны, пожалуй, все участники «круглого стола» «Политическое и социально-экономическое устройство Казахстана – каким ему быть?», который провела в Алматы партия ОСДП «Азат».
Автор: Татьяна ТРУБАЧЕВА
По умолчанию все были согласны и с тем, что демократизация Казахстана путем «силовых приемов» — это не наш метод. Наш метод — это предложить власти свой проект по модернизации политической системы. На этом «круглом столе», который, к слову, проводился в рамках подготовки к общенациональному курултаю, оппозиция решала, какой быть республике — парламентской, президентской или другой «формы».
ОСДП «Азат» признала себя лидером
Первым слово дали Петру Своику, члену президиума ОСДП «Азат». Его доклад назывался «Политическое устройство Казахстана через призму экономики». Г‑н Своик озвучивал цифры, которые еще раз напомнили всем присутствующим, что экономика у нас экспортно ориентированная, что у нас много самозанятых, и прочая, и прочая. Затем спикер перешел к политике.
- Инструмента диалога с обществом у власти нет, — констатировал выступающий. — Режим — это персонально елбасы. И мы должны понять его проблему — он может разговаривать только с равной ему силой. Ситуация пока зависшая. В стране явный политический кризис, но он никак не обозначен. Вместо этого режим бьет по радикалам, ослабляя тем самым себя. Диалог с режимом нужен ради сохранения мира и стабильности. Однако надеяться на реформаторский потенциал власти нереально.
По словам Петра Своика, они (демократическая оппозиция) должны включить в план гарантии о недопущении передела собственности, преследования главных фигур власти и их родственников, но не для того, чтобы уговорить режим возглавить реформы, а для того, чтобы снять ситуацию безвыходности.
- Режим все равно пойдет на сотрудничество и уступки, — уверенно заявил член президиума ОСДП «Азат». — Очень даже не исключено, что за план «Казахстан после Назарбаева» возьмется сам Назарбаев. Но дальше лавирования и второстепенных подвижек власть сама не двинется. Поэтому лидерство должно остаться за нами.
Куда пойти, куда податься…
Эксперт НКО «Гражданское общество» Виктор Ковтуновский подошел ближе к теме (правда, уже в конце своего десятиминутного выступления): по его мнению, у Казахстана после Назарбаева нет альтернативы, кроме как парламентская форма правления, потому что только она является по-настоящему демократической и может стать основой для нормального развития государства.
- Говорят, что парламентская модель подходит политически стабильным и экономически сильным государствам. Но ведь мы ставим телегу впереди лошади: они стали развитыми и сильными потому, что стали парламентскими. Говорят, у нас нет сильных политических партий. Согласен, нет. Но у нас нет условий для появления сильных партий, — выкладывал аргументы эксперт. — Недостатки авторитаризма в форме президентской власти — коррупция и ущемления прав человека. У парламентской формы правления это вообще не недостатки: ну да, меняются часто правительства, ну да, бывают досрочные выборы. Этот период нужно пройти безо всяких особых привилегий для президента.
Андрей Чеботарев, директор центра актуальных исследований «Альтернатива», как выяснилось из его выступления, не является сторонником построения парламентской республики, по крайней мере форсированными темпами. Потому что для парламентских республик характерны развитая саморегулируемая экономика и устойчивый политический строй.
- Если что-то сейчас вводить, то нужно отказаться от казахстанского ноу-хау, когда депутаты при разработке законопроектов должны согласовывать это с правительством, иначе оно может заблокировать законопроект из соображений экономии бюджета, — предложил эксперт. — Отказаться от делегирования главе государства законодательных полномочий, оставив за ним право законодательной инициативы. Также нужно пересмотреть процедуру импичмента. Надо четко прописать, при каких условиях глава государства может быть освобожден от занимаемой должности. У нас предусмотрено — за измену Родине. Мне кажется, сделать надо проще: нарушил президент Конституцию — нужно ставить вопрос об отрешении от должности.
По мнению г‑на Чеботарева, пересматривать нашу полупрезидентскую модель правления нужно, но очень сложно понять, какую модель выбрать. После этого доктор философских наук Рустем Кадыржанов стал пугать всех опытом стран, прошедших через «оранжевую революцию». Мол, при слабой партийной системе возникают угрозы отката к авторитаризму. «Парламентская форма правления не гарантирует «автоматическую» демократию. Это нужно учитывать нам при разработке политического дизайна будущего устройства Казахстана», — предложил спикер.
Мы всех отпустим с миром?
Адил Тойганбаев, руководитель Экспертного центра национальной стратегии, предложил не отвлекаться на второстепенные вопросы и не допустить формальной смены одной правящей группировки на другую.
- При существующей системе власти нужны бесконфликтные гарантии движения вперед, что новые поколения будут жить в свободной стране. Исключить взаимные претензии, сейчас нет доверия между властью, оппозицией и гражданским обществом, — констатировал он общеизвестные вещи.
Г‑н Тойганбаев считает: гражданское общество может гарантировать, что не будет охоты на ведьм, преследований, сведения счетов (видимо, уже после того, как власть поменяется):
- Будущее будет будущим для всех, в том числе для чиновников из Акорды и их детей. Нам нужна политическая система, не дающая никому никаких преимуществ. Нам не нужен деградирующий авторитаризм, нам не нужны гражданские потрясения. Наша цель — настоящее демократическое государство, а не суррогат. Нам нужен полноправный парламент, действующий от имени народа, и правительство, работающее под его ежедневным контролем.
Эксперт также считает, что нужно прописать законодательно права оппозиции: все контрольные организации — прокуратура, Счетная палата, Антимонопольный комитет, пост омбудсмена — должны быть конституционно закреплены за представителями оппозиции. «А персоны силовых министров — утверждаться парламентским большинством при условии согласия оппозиционной фракции», — сказал он.
Видимо, не только приглашенные устали от политпросвета, даже модератор мероприятия, сопредседатель ОСДП «Азат» Жармахан Туякбай попенял докладчикам: мол, мы все знаем, какие формы правления существуют, знаем их плюсы и минусы, но нам-то в постназарбаевский период что подойдет? Вот на этот вопрос услышать бы ответы.
Патриарх казахстанской политики Серикболсын Абдильдин высказал мнение, что не нужно терять времени на разговоры о том, что нам нужно, потому что «все здесь сидящие знают, какая нам власть нужна». К следующей встрече он предложил написать проект концепции государственной власти.
- Концепцию нужно пропагандировать среди населения. От суперпрезидентской формы правления Казахстан ничего не имеет — численность населения сокращена, бедность не ликвидирована, каждый второй человек не имеет своего постоянного места жительства. Но есть террор, коррупция. Нужно менять Конституцию, — все-таки не удержался от реформаторских предложений Серикболсын Абдильдаевич, — нужно снять все охранные законы Назарбаева, попросить прозрачности Национального фонда. Надо поднять вопрос о Конституционном суде. Конституционный Совет выполняет поручения одного человека. Если нет местного самоуправления, то власти не будет. Это (местное самоуправление) нам никто не запретит поднимать, потому что сам президент прописал это в своей Конституции.
Собрание мышек
С радикальным — по меркам партии «Адилет» — докладом выступил и.о. председателя партии «Адилет» Толеген Сыдыхов. По его мнению, «реформа судебной системы не может быть реформирована без реформирования всей политической системы». «Именно судебная система призвана обеспечить верховенство закона и справедливость, без чего мобилизовать гражданское общество на созидательную активность будет очень проблематично», — поделился своими взглядами г‑н Сыдыхов.
Среди рацпредложений от адилетовца было и такое: судей первойинстанции нужно выбирать.
…На «круглом столе» были еще доклады, еще реплики, еще дискуссии. Но пересказывать их нет смысла, потому что в воздухе висел вопрос, который лучше всего сформулировал один из приглашенных — Нурлан Амрекулов:
- Мне это собрание напоминает собрание мышек из анекдота. Мышки решали, как бороться с кошкой. Долго думали, потом одна говорит: «Надо кошке колокольчик повесить на шею». Все зааплодировали, закричали «Ура!», собрались уходить. И тут одна старая мышка говорит: «А кто повесит этот колокольчик?»
На самом деле, кто и как заставит власть принять все эти чудесные предложения от оппозиции? Ведь понятно, что ни на какой диалог нынешний режим не пойдет. На эти вопросы — кто и как — уже после окончания мероприятия мы попросили ответить г‑на Туякбая. «По крайней мере, мы должны предупредить, чем это закончится (бунтом — авт.), и всю ответственность за последствия, как на военных преступников, навесить на нее (действующую власть — авт.)», — ответил сопредседатель ОСДП «Азат».
Источник: Газета “Голос Республики” №13 (235) от 6 апреля 2012 года
Originally posted here:
Кто повесит кошке колокольчик?