Кто заказывает музыку, тот платит по счетам

Вопрос об автор­ском и смеж­ном пра­ве вновь ост­ро встал в Кара­ган­дин­ском реги­оне. Вла­дель­цы несколь­ких кафе полу­чи­ли от реги­о­наль­ной обще­ствен­ной орга­ни­за­ции «Казах­стан­ское автор­ское обще­ство» пре­тен­зии с мно­го­мил­ли­он­ны­ми сум­ма­ми за несо­блю­де­ние усло­вий дого­во­ра. Пред­при­ни­ма­те­ли в свою оче­редь поста­ви­ли вопрос о леги­тим­но­сти подоб­ных пре­тен­зий со сто­ро­ны обще­ствен­ной организации.

Автор: Мари­на ВЕЙЦЕЛЬ

Вла­дель­цы двух неболь­ших кара­ган­дин­ских кафе — «Фарт» и «Кара­ван» — обра­ти­лись в Казах­стан­скую ассо­ци­а­цию пред­при­ни­ма­те­лей с прось­бой о защи­те их прав. По сло­вам инди­ви­ду­аль­ных пред­при­ни­ма­тель­ниц Сын­би­но­вой и Жана­та­е­вой, РОО «Казах­стан­ское автор­ское обще­ство (КазАК)» одним взма­хом пера поста­ви­ло под угро­зу их биз­нес, выста­вив к опла­те одной 587 мил­ли­о­нов с хво­сти­ком тен­ге, дру­гой — более 318 миллионов.

Руко­вод­ство биз­нес-ассо­ци­а­ции, идя навстре­чу сво­им чле­нам, орга­ни­зо­ва­ло встре­чу с при­гла­ше­ни­ем руко­вод­ства фили­а­ла «КазАК» и депар­та­мен­та юсти­ции. Одна­ко пред­ста­ви­те­ли госу­дар­ствен­но­го орга­на при­гла­ше­ние про­игно­ри­ро­ва­ли. Зато явив­ший­ся на меро­при­я­тие руко­во­ди­тель кара­ган­дин­ско­го фили­а­ла РОО «КазАК» Игорь Несте­рен­ко под­верг­ся ата­ке пред­при­ни­ма­те­лей, засы­пав­ших его вопро­са­ми и претензиями.

Так, сын вла­де­ли­цы кафе «Фарт» упрек­нул защит­ни­ка автор­ских прав в том, что на момент под­пи­са­ния дого­во­ра с его мате­рью у того не было прав на заклю­че­ние каких бы то ни было договоров.

- Аккре­ди­та­цию дан­ная орга­ни­за­ция полу­чи­ла лишь в 2009 году и, по идее, с ее полу­че­ни­ем долж­на была прий­ти и пере­за­клю­чить дого­вор. Но они это­го не сде­ла­ли. Более того, пред­ста­ви­те­ли «КазАК» не появи­лись в кафе ни разу за все вре­мя с 2008 года. А потом вдруг нам при­шла пре­тен­зия с уве­дом­ле­ни­ем о том, что мы задол­жа­ли им более полу­мил­ли­ар­да тенге!

По сло­вам моло­до­го пред­при­ни­ма­те­ля, в пери­од с 2009-го по 2013 год кафе три раза закры­ва­лось на ремонт, и пери­од «про­стоя» автор­ское обще­ство не учло, насчи­ты­вая штраф.

С ним согла­сил­ся и пред­ста­ви­тель ИП Жана­та­е­вой, вла­де­ли­цы кафе «Кара­ван»:

- С 2009 года, когда был заклю­чен дого­вор с РОО «КазАК», мы упла­ти­ли пер­вый взнос в 11 тысяч 659 тен­ге. Затем узна­ли, что у орга­ни­за­ции нет аккре­ди­та­ции, и реши­ли не пла­тить. Любая орга­ни­за­ция, предо­став­ля­ю­щая какие-либо услу­ги, если им про­сро­чишь пла­теж за один месяц, при­сы­ла­ет уве­дом­ле­ние: мол, не запла­ти­те — пода­дим в суд или отре­жем газ, свет, воду… А пред­ста­ви­те­ля «КазАК» с того вре­ме­ни у нас не было — под­твер­ждаю! Зато спу­стя почти четы­ре года при­шел счет на 318 мил­ли­о­нов с лиш­ним. Это же не про­сто разо­ре­ние, а пет­ля на шею и — не жить!

Кто полу­чил день­ги за Майк­ла Джексона?

Пред­при­ни­ма­те­ли, поль­зу­ясь слу­ча­ем, зада­ли пред­ста­ви­те­лю «КазА­Ка» нема­ло вопро­сов. Напри­мер, каким обра­зом собран­ные сред­ства пере­чис­ля­ют­ся каж­до­му кон­крет­но­му авто­ру? Поче­му, запла­тив день­ги за лицен­зи­он­ный диск, пред­при­ни­ма­тель дол­жен пла­тить еще и автор­ско­му обще­ству? На каком осно­ва­нии рас­чет про­из­во­дит­ся, исхо­дя из казах­стан­ской мини­маль­ной зара­бот­ной пла­ты? И как пла­тель­щи­ки взно­сов могут про­ве­рить, дей­стви­тель­но ли те авто­ры, чьи пес­ни кру­тят­ся в кафе, ресто­ра­нах и барах шах­тер­ской сто­ли­цы, деле­ги­ро­ва­ли пред­став­ле­ние сво­их прав дан­ной обще­ствен­ной организации?

Пре­зи­дент Казах­стан­ской ассо­ци­а­ции пред­при­ни­ма­те­лей Тал­гат Дос­ке­нов в свою оче­редь поста­вил вопрос о про­зрач­но­сти дея­тель­но­сти коллег-общественников:

- Допу­стим, я у себя в ресто­ране слу­шаю Деми­са Рус­со­са и Майк­ла Джек­со­на. При­хо­дят ко мне люди, предъ­яв­ля­ю­щие счет за их автор­ские пра­ва. Я про­шу пока­зать доку­мен­ты, какая имен­но орга­ни­за­ция заклю­чи­ла дого­вор с эти­ми испол­ни­те­ля­ми и какая орга­ни­за­ция деле­ги­ро­ва­ла пол­но­мо­чия по кон­тро­лю за автор­ством. А они не пока­зы­ва­ют! Тогда вста­ет вопрос: а вооб­ще Май­кл Джек­сон полу­чал день­ги из Казах­ста­на? Вот смот­ри­те, что полу­ча­ет­ся: «КазАК» берет 20% за собран­ные день­ги, потом в Москве такое же обще­ство берет 20%, потом англи­чане — 20%, потом аме­ри­кан­цы — 20%. Пять автор­ских обществ за насто­я­ще­го авто­ра полу­ча­ют день­ги, но полу­ча­ют ли сами авто­ры? И еще один вопрос: из тех собран­ных денег пла­тят­ся нало­ги или нет? Орга­ни­за­ция неком­мер­че­ская, но день­ги-то коммерческие!

По мне­нию Тал­га­та Каз­ке­но­ви­ча, вопрос о дея­тель­но­сти само­го автор­ско­го обще­ства не менее важен, чем вопрос об испол­не­нии пред­при­ни­ма­те­ля­ми дого­во­ра с ним.

- Гео­мет­ри­че­ская про­грес­сия: чем боль­ше дого­во­ров «Казах­стан­ское автор­ское обще­ство» заклю­ча­ет с пред­при­ни­ма­те­ля­ми, тем хуже для них, — заме­тил Тал­гат Дос­ке­нов. — Те один-два чело­ве­ка, кото­рые рабо­та­ют в «КазАК», про­кон­тро­ли­ро­вать даже тыся­чу пред­при­я­тий не в состоянии.

Рапор­туй­те про эфир!

Пред­се­да­тель кара­ган­дин­ско­го фили­а­ла «КазАК» Игорь Несте­рен­ко попы­тал­ся отве­тить на все постав­лен­ные пред­при­ни­ма­те­ля­ми вопро­сы, но неко­то­рые его отве­ты внес­ли еще боль­ше пута­ни­цы в созна­ние интересующихся.

Так, по сло­вам Иго­ря Юрье­ви­ча, что­бы авто­ры музы­каль­ных про­из­ве­де­ний полу­ча­ли из Казах­ста­на день­ги за свой интел­лек­ту­аль­ный труд, пред­при­ни­ма­те­лям необ­хо­ди­мо еже­ме­сяч­но предо­став­лять инфор­ма­цию о музы­ке, кото­рая про­иг­ры­ва­лась в заве­де­ни­ях, в спе­ци­аль­ных рапор­тич­ках. А в слу­чае, если в баре, ска­жем, рабо­тал теле­ви­зор или радио­точ­ка, пода­вать эфир­ные справки.

- Подо­жди­те, — не выдер­жал Тал­гат Дос­ке­нов. — Вот неболь­шое кафе, в нем — про­сто музы­каль­ный фон, за кото­рый я пла­ты не взи­маю. Это же не ком­мер­че­ское исполь­зо­ва­ние музы­ки! Если бы это был танц­пол и я брал день­ги за это — это дру­гой вопрос. Да и ред­ко где есть ресто­ран, кото­рый забит на 100%. А вы счи­та­е­те за каж­дое место. Кро­ме того, что­бы пред­при­ни­ма­тель такую рапор­тич­ку состав­лял, он дол­жен целый день сидеть воз­ле теле­ви­зо­ра, выпи­сы­вать про­грам­му. А рабо­тать когда?

На это дирек­тор реги­о­наль­но­го обще­ствен­но­го объ­еди­не­ния отве­тил, что закла­ды­вать пла­ту за музы­ку в цены или нет — это про­бле­мы предпринимателя.

«Непо­нят­ки» — повод для «кор­муш­ки»?

На основ­ной вопрос пред­при­ни­ма­те­лей о том, насколь­ко мож­но быть уве­рен­ны­ми, что собран­ные с пред­при­ни­ма­те­лей день­ги дой­дут до авто­ров, Игорь Несте­рен­ко отве­тил так:

- Объ­еди­ни­тесь, заклю­чи­те дого­вор, год его испол­няй­те, а через год вме­сте с юри­ста­ми ассо­ци­а­ции напи­ши­те в про­ку­ра­ту­ру. Вот мы испол­ня­ли дого­вор, вот копии рапор­ти­чек. Про­сим про­ве­рить, пошли ли наши день­ги по ука­зан­ным фами­ли­ям. Тогда и будет ясно.

По пово­ду аккре­ди­та­ции ответ был еще уклончивее:

- Когда заклю­чал­ся дого­вор, аккре­ди­та­ции как юри­ди­че­ской кате­го­рии вооб­ще не было. Ее вве­ли с июля 2009 года. По сро­кам мы попа­да­ем. Пере­чень есть, и если у кого-то есть сомне­ния, то обра­ти­тесь в про­ку­ра­ту­ру с прось­бой еще раз про­ве­рить. Зай­ди­те на наш сайт, посмот­ри­те, со сколь­ки­ми зару­беж­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми мы рабо­та­ем. Если все это вре­мя мы суще­ству­ем, ста­ло быть, име­ем право.

Нема­ло уди­ви­ло пред­при­ни­ма­те­лей заяв­ле­ние руко­во­ди­те­ля кара­ган­дин­ско­го фили­а­ла «КазАК» о том, что, если даже какой-либо автор не пере­дал пра­ва на защи­ту сво­их автор­ских прав обще­ствен­ным орга­ни­за­ци­ям, пред­при­ни­ма­тель в любом слу­чае дол­жен запла­тить на исполь­зо­ва­ние его произведения.

- А мы потом поста­ра­ем­ся най­ти это­го авто­ра и отдать ему день­ги, — сооб­щил г‑н Нестеренко.

Резон­ное заме­ча­ние при­сут­ству­ю­щих о том, что, если пред­при­ни­ма­тель нач­нет вклю­чать в цены еще и пла­ту за про­слу­ши­ва­ние музы­ки, постра­да­ют в первую оче­редь кли­ен­ты — рядо­вые казах­стан­цы, Иго­ря Юрье­ви­ча не смутило.

- Выклю­чи­те все! — пред­ло­жил он. — Бес­плат­но­го ниче­го нет. Или вклю­чай­те народ­ную музыку.

Вопро­сы о том, явля­ет­ся ли в таком слу­чае пуб­лич­ным, то есть обла­га­е­мым данью, про­слу­ши­ва­ние музы­ки с дру­зья­ми, кото­рые в круг семьи не вхо­дят, или с сосе­дя­ми, кото­рые могут услы­шать ваш лицен­зи­он­ный диск из-за тон­ких стен, пред­ста­ви­тель «КазАК» отмел. Мол, давай­те не будем углуб­лять­ся, сей­час бы с пред­при­ни­ма­те­ля­ми разобраться.

- У нас нет зада­чи кого-то разо­рять, — при­ми­ри­тель­но отме­тил он в кон­це встре­чи. — Мы хотим выстро­ить отно­ше­ния соглас­но зако­ну «Об автор­ском и смеж­ном праве».

…Под­во­дя ито­ги, заме­тим, что, по мне­нию пред­при­ни­ма­те­лей, выпол­не­ние задач мно­го­чис­лен­ны­ми обще­ства­ми по защи­те автор­ских прав на дан­ный момент вызы­ва­ет слиш­ком мно­го вопросов.

- Ситу­а­ция в Казах­стане ненор­маль­ная — штра­фы пре­вы­ша­ют сум­му само­го дого­во­ра, — спра­вед­ли­во заме­тил Тал­гат Дос­ке­нов. — Как бы мы ни изу­ча­ли дан­ное зако­но­да­тель­ство, про­зрач­но­сти нет. Непо­нят­но, как узнать, дей­стви­тель­но ли авто­ры, чьи пра­ва защи­ща­ет обще­ство, деле­ги­ро­ва­ли им такие полномочия?

Сего­дня никто не про­ти­во­дей­ству­ет реа­ли­за­ции зако­на об автор­ских пра­вах, но непо­нят­но мно­гое. Может быть, это пра­во­вая кол­ли­зия. А может, кто-то спе­ци­аль­но про­лоб­би­ро­вал закон об автор­ском пра­ве в таком виде, что­бы полу­чить оче­ред­ную «кор­муш­ку»?

Ори­ги­нал статьи — 

Кто зака­зы­ва­ет музы­ку, тот пла­тит по счетам

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица