Председатель правления АО «Национальная компания «КазМунайГаз» Ляззат Киинов заявил, что КГМ не слишком заинтересована в увеличении своей доли в консорциуме по разработке месторождения Кашаган за счет пакета акций ConocoPhillips. Одновременно он подтвердил интерес КНР к этому пакету.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Фото: www.kmg.kz
Ляззят Киинов также сообщил, что компания собирается доразведывать залежи в Узене, и пообещал разобраться с жалобами нефтяников, изложенными в анонимном письме руководству АО «Эмбамунайгаз». Все это он озвучил на пресс-конференции в службе центральных коммуникаций в понедельник.
У КМГ все в порядке
Но хотя подробно глава КМГ говорил о многом, вопрос, собирается ли нацкомпания наращивать свою долю в консорциуме, журналистам пришлось задавать несколько раз. И лишь после пресс-конференции дал понять, что пакетом ConocoPhillips в 8,4% нацкомпания, мягко говоря, не сильно интересуется.
- Нет, нам хватит доли в 16,8% (доля KMG Kashagan B.V., дочернего предприятия «КазМунайГаза» — 16,81%), она вполне нормальная. Мы не стараемся быть там главными, есть партнеры, мы просто будем с ними работать, — сказал Киинов, зажатый журналистами в угол, тем самым подтвердив высказывания министра нефти и газа Сауата Мынбаева, который полторы недели назад во время онлайн-конференции на портале BNews заявил, что КМГ не может претендовать на главенство в разработке Кашагана по той простой причине, что компания не обладает соответствующей квалификацией и технологиями для работы на шельфе.
Таким образом, вопрос сводится к тому, кому именно достанется пакет — индийской ONGC Videsh Limited, которую в качестве покупателя нашла сама ConocoPhillips, или не названной пока китайской компании, в интересах которой правительство Казахстана, по сведениям агентства Bloomberg, может использовать свое приоритетное право по приобретению этого пакета с тем, чтобы потом ее перепродать китайцам.
Напомним, что правительство Казахстана должно определиться в этом вопросе до 25 мая.
- Я знаю, что проявляют китайцы интерес, и сейчас все эти вопросы изучаются с точки зрения полезности и того, что можно через это дополнительно решить, — ответил он на вопрос о том, насколько достоверны сведения о возможности китайского участия в разработке Кашагана. — Кашаган — сложное месторождение, было вложено больше, чем ожидалось. Поэтому подходить к этому проекту «на ходу» нельзя. Сейчас все брошено на то, чтобы запустить его только в пределах того документа, который утвержден несколько лет назад, — проекта пробной эксплуатации. Поскольку это сложное месторождение, очень много вопросов безопасности, поэтому решено провести опытно-промышленные работы на определенном участке. Будет выясняться, какие возможности у добывающей скважины, как будут вести себя оборудование, установки, которые подобраны, как сделать так, чтобы эффективность разработки месторождения была на уровне. И пока ответы на эти вопросы не будут найдены, спешить и дальше расширять не будем.
Эти высказывания, казалось, подводят к тому, о чем говорили на прошлом заседании правительства министры экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев и нефти и газа Сауат Мынбаев — к отложению промышленной добычи на месторождении. Ан нет, глава КМГ, оказывается, рассчитывает на первую промышленную нефть уже в этом году.
- Мы планируем в этом году добыть от 1,5 до 3 миллионов тонн, — заявил Киинов. — Инфраструктура для доставки этого объема на мировые рынки есть сегодня, мы абсолютно никаких проблем не видим. Сейчас компания готовится к росту объема добычи: мы расширяем систему КТК, пропускная способность которой составляет 30—32 миллиона тонн, после у нас появится возможность прокачать 67 миллионов тонн, из них больше половины — доля Казахстана, — продолжил глава КМГ.
И не исключил он и того, что небольшая часть объема кашаганской нефти пойдет через нефтепровод Актау — Баку — Батуми.
- Там у нас тоже интересы есть, там есть наша компания «Ромпетрол», которая перерабатывает нефть в центре Европы, — пояснил председатель правления КМГ. — Также изучается возможность поставки легкой нефти с Кашагана, Карачанака и Тенгиза на Восток в Китай, потому что это очень интересный рынок и наши коллеги тоже изучают этот вариант. В этом плане мы сейчас проводим работу по расширению нефтепровода с запада Казахстана через Атасу — Алашанькоу в Китай. Сегодня эта система имеет 12 миллионов тонн пропускной возможности, а доведем до 20 миллионов тонн.
Вторая жизнь Узеня
Самое забавное, что незаинтересованность КМГ в увеличении доли в проекте по разработке Кашагана сочетается со стремлением наращивать объемы своих доказанных запасов. По словам Киинова, нацкомпания обеспечивает более 26% общей добычи нефти в Казахстане, при этом «КазМунайГаз» ставит задачу в ближайшие десять лет увеличить разведанные запасы нефти до 1,4 миллиарда тонн против утвержденных на данный момент собственных запасов в чуть более 800 миллионов тонн. Также КМГ, по его словам, планирует увеличить объем добычи нефти в год до 35 миллионов тонн (в прошлом году ею было добыто чуть больше 21 миллиона тонн). И начать она собирается с… доразведки Узеня.
- Мы хотим направить усилия в первую очередь на месторождение Узень, разведать там нижние пласты. Если получим новые запасы, то это было бы очень хорошим завершением вопроса. Это дало бы возможность, как в таких случаях говорят, второму рождению месторождения. Тогда и городу Жанаозен намного легче было бы работать, решать свои проблемы социального плана, — сказал Киинов. — На узеньском месторождении сегодня в основном держится город Жанаозен, а оно старое, добыча каждый год падает. Кстати, мы имели большие проблемы с добычей нефти в прошлом году в Узене, но в результате проведенного большого объема работ по производству, технологии, улучшению социально-бытовых условий в апреле вышли на тот необходимый уровень, который хотели бы иметь в суточном объеме.
- Кроме того, в 120—150 километрах от Узеня мы хотим провести разведку еще одного месторождения — Кансу, там есть газ, он Мангистау тоже нужен. Мангистауский энергокомбинат, который обеспечивает регион не только электроэнергией, но и питьевой водой и теплом, сегодня испытывает дефицит газа. Если мы сумеем открыть месторождения газа, то, надеемся, закроем этот дефицит, тогда комбинат будет работать спокойно, — источал глава нацкомпании социальную ответственность.
По его словам, чтобы поднять стоимость компании, надо развернуть разведочные работы по нефти и газу. «И мы хотим довести до 1,5 триллиона тенге (финансирование разведки)», — добавил Киинов. Сославшись на выводы иностранных экспертов, глава КМГ сообщил, что в Казахстане неразведанные запасы нефти оцениваются в 2,3 миллиарда тонн. «Это кроме тех месторождений, которые уже открыты, и это утверждение дает нам еще одно основание активно заниматься разведкой», — подчеркнул председатель правления нацкомпании.
Что касается дальнейшего расширения добычи на Карачаганаке, то, по словам Киинова, разработчики этого месторождения решили пока не приступать к третьей фазе его освоения, предполагавшей увеличение добычи газа.
- Недавно буквально вместе с Министерством нефти и газа и советом по нефти в правительстве решили, что пока третий этап мы начинать не будем, — сказал он. — Сегодня принято решение такое: 8 миллиардов кубов газа, который идет на переработку, так и будет продолжать идти, все остальное будем закачивать обратно в пласт. Такая технология даст возможность в течение всего периода разработки добыть 100 миллионов тонн нефти дополнительно.
По его сведениям, на Карачаганаке сегодня добывается около 10—12 миллионов тонн жидких углеводородов в год. «Семь-восемь миллиардов кубов газа мы поставляем на ОГПЗ на переработку и обратно получаем этот газ для того, чтобы обеспечить северные области Казахстана. У нас есть договоренность с «Газпромом» о том, что весь переработанный газ мы можем забрать в Казахстан и использовать сами», — закрыл Киинов этот вопрос.
Он также сообщил, что большую часть привлеченных от размещения евробондов средств КМГ направит на погашение прежних кредитов, в том числе и тех, которые были взяты на приобретение доли в Кашагане.
Напомним, что евробонды были размещены компанией на прошлой неделе — произведено два выпуска еврооблигаций на общую сумму 3 миллиарда долларов. В частности, компания разметила 10-летние бумаги на сумму 1 миллиард долларов, доходность к погашению при размещении этого выпуска облигаций составила 4,45% годовых. Также были размещены 30-летние еврооблигации на 2 миллиарда долларов — доходность к погашению при размещении составила 5,8% годовых. Размещение облигаций производилось одновременно в Казахстане и за рубежом. Организаторами данного выпуска стали Bank of America Merrill Lynch, Barclays, Halyk Finance и VISOR Capital.
- Мы участвуем в очень многих проектах и во всех них финансируем сами, находим деньги сами, везде кредиты. Бывает необходимо перекредитоваться. Большая часть из 3 миллиардов пойдет на решение этих вопросов, в том числе по Кашагану. Небольшая часть пойдет на проект небольшой, но интересный для компании, — сказал Киинов на пресс-конференции. — Мы сумели взять эти кредиты с небольшими процентами, например на 10 лет взяли с процентом 4,45. За неделю до этого, например, ЛУКОЙЛ взял за 4,56%. На 30 лет 2 миллиарда мы взяли с цифрой 5,8, а нам предлагали 6,3—6,4%. Мы сумели снизить. Это подняло настроение, я поблагодарил своих коллег, которые занимались этим вопросом.
Уроки Жанаозена
Но журналисты г‑ну Киинову настроение «приопустили», попросив прокомментировать анонимное письмо руководству АО «Эмбамунайгаз» под заголовком «Жанаозенский синдром в Атырау. Почему «Эмбамунайгаз» не делает выводов из жанаозенской кровавой бойни?», которое было размещено в интернете.
Напомним, что в послании нынешний гендиректор компании Жумабек Жамауов, а также другие руководители «Эмбамунайгаза» обвиняются в коррупции и многомиллионных хищениях государственных средств. Достается там и руководству КМГ за ненадлежащий контроль за деятельностью своих «дочек».
- Я в курсе деталей этого вопроса, но думаю, это не место, где каждый момент разбирать, — сразу дал понять, что не собирается вдаваться в подробности на пресс-конференции, Киинов. — Мне говорят, что там соответствующие органы занимаются этим вопросом. Единственное хочу сказать, там добавили то, что я «крышую» его (гендиректора компании «Эмбамунайгаз»)…
- Его ставили несколько лет до меня, но у меня принцип такой: тот, кто работает, — должен работать, если не нарушает. А если нарушает, он должен уступить место тому, кто работает правильно, — строго, но справедливо заметил глава КМГ.
И тут же заверил, что знает о проблемах не из интернета.
- Я там был и лично встречался с этими людьми, — заявил он журналистам. — Они говорят: мы не утверждаем, что кто-то что-то напортачил, давайте встретимся, есть вопросы, которые мы хотели бы с вами обсудить. И те руководители, которые были обязаны прилететь, туда не поехали. Они вместе того разослали записки по домам, поскольку люди работают на вахте «когда вернешься — зайди ко мне». И мы с ними обсуждали и другие моменты, я думаю, что мы нашли общий язык. Есть отдельные вопросы, которые необходимо изучить. Например, говорят, вот мы раньше работали по 12 часов, а сейчас ставят 11:30, и объясняют это тем, что 30 минут дается на обед. Этот вопрос мы будем изучать.
- Есть один момент, который необходимо учесть. Когда человек работает по вахте, он трудится за двоих, потому что на любом производстве есть нормативы численности, больше которого не могут работать. И вот когда по вахте система работает, если положено два человека, один работает в одной вахте, другой его меняет в другой вахте. Поэтому мы этот вопрос изучаем, будем, так сказать, принимать решение по этому вопросу, — путанно излагал пути решения проблем глава нацкомпании.
- Но хочу сказать, что, встречаясь не раз с руководством «Эмбамунайгаза», я говорил, что люди, занятые на производстве, это те, которые создают тебе блага как руководителю, ты этого никогда не забывай. Не обязательно решать все, что говорят, но, если закон позволяет, надо постараться решить. Ведь в Жанаозене началось все с этого. Я думал, что люди поняли это. Оказывается, не все поняли. В отношении тех, кто не понял, мы будем принимать решение. Об этом мы уже в руководстве компании договорились, — пообещал он оргвыводы в отношении руководящих работников.
На этом представлении доброго барина, готового выпороть нерадивых приказчиков, пресс-конференция и закончилась.
Оригинал статьи: