На днях все мировые СМИ сообщили, что 3 июня 2011 года право на свободный доступ к Интернету было закреплено ООН в качестве одного из базовых прав человека и теперь является таким же базовым принципом, как право на жизнь, свободу вероисповедания, свободу совести и свободу передвижения.
Ответ из Казахстана последовал незамедлительно. Генпрокуратура РК выступила с заявлением, что правоохранители республики провели анализ виртуального пространства и выявили «15 иностранных сайтов, содержание которых нарушает запрет на пропаганду и оправдание терроризма и экстремизма», после чего в судебном порядке «распространение на территории Республики Казахстан этих сайтов» признано незаконным и сайты заблокированы.
Ничего не имею против борьбы с экстремизмом и терроризмом, но все должно быть ясно и понятно, гласно и открыто. Во всяком случае, хотя бы минимальная информация: что это были за сайты, где они были зарегистрированы, какой суд вынес решение и на каком основании они были заблокированы. В противном случае так любой сайт и портал можно «придушить», а потом отделаться невнятным пресс-релизом о борьбе против пропаганды «идей терроризма, религиозной розни и нетерпимости». И как тогда быть с резолюцией ООН об Интернете как «неотъемлемой коммуникационной платформе для всех демократических обществ»?
Еще более непонятная ситуация сложилась с крупнейшим мировым поисковиком Google, который отказалась подчиниться распоряжению Министерства связи и информации Казахстана о перемещении сервиса Google.kz на серверы, физически расположенные в республике. Старший вице-президент отдела инфраструктуры поиска компании Билл Каран обосновал это тем, что качество сервиса поисковика резко ухудшится. «Если бы мы должны были управлять Google.kz только через серверы, расположенные в Казахстане, мы помогли бы создать «сломанный» Интернет», — говорится в сообщении.
То есть, иначе говоря, управлять через ж..у Google не захотел. Ничего неожиданного в этом нет, потому как Google — это крупнейшая мировая интернет-корпорация, и ей сам бог велел выступать за свободное развитие Сети. В мягкой форме, господин Каран посетовал, что «некоторые государства, не осознавая всех последствий своих действий для рядовых граждан и экономики своих стран, предпринимают попытки установить границы в интернет-пространстве».
О таких государствах мы прекрасно знаем, такие рейтинги «врагов Интернета» ежегодно составляет и публикует международная организация «Репортеры без границ». Отметим, что Казахстан в эти рейтинги позора пока не попадал в отличие от Узбекистана, Туркменистана или Беларуси — даже учитывая блокировки неугодных властям сайтов, даже учитывая принятый закон, который приравнял все интернет-ресурсы Kazneta к СМИ.
После того как Сеть запестрила заголовками типа «Google уходит из Казахстана», неожиданно чиновники прозрели и включили «заднюю». Так, на сайте Tengrinews.kz появилось разъяснение от главы Казахстанской ассоциации IT-компаний Нурлана Исина под общим трендом «вернись — я все прощу».
Дескать, произошло недоразумение, «неправильное толкование новых правил». Согласно этим правилам, требование размещать серверы интернет-ресурсов зоны .kz на территории Казахстана относится исключительно к доменным именам, зарегистрированным после сентября 2010 года. Соответственно, те интернет-ресурсы, которые получили доменные имена до принятия новых правил, не обязаны размещать свои серверы на территории Республики Казахстан. В том числе и корпорация Google.
Все стрелки перевели на неназванных сотрудников Казахского центра сетевой информации (www.nic.kz), которые некорректно истолковали фрагмент положения правил о сроках регистрации, «подразумевая под ними процедуру ежегодного внесения платы за продление регистрации». (КазНИК — это самый первый регистратор доменных имен в домене «.kz»).
Весь этот интернет-курьез можно было бы списать на единичный «сбой в Сети», как выражаются айтишники, но это не так. В частности, один знакомый из сферы высоких технологий рассказал, что его домену более 10 лет и ему тоже пришла рассылка, где указывалось, что в течение 10 дней «в соответствии с п.6 Приказа Министерства связи и информации Республики Казахстан №220 от 7 сентября 2010 года «Об утверждении Правил регистрации, пользования и распределения доменного пространства казахстанского сегмента сети Интернет» при продлении поддержки доменного имени NNNNNNN Вам необходимо провести модификацию доменного имени и указать месторасположение серверного оборудования, на котором размещается интернет-ресурс, на территории Республики Казахстан». В противном случае его доменному имени наступит кирдык — то есть или его сайт хостится в Казахстане, или извини-подвинься.
Отсюда делаем простой, как яйца, вывод — всех владельцев доменных имен в приказном порядке пытались загнать под единую крышу, невзирая на чины и звания. Но благо Google возмутился, и Минсвязи РК пришлось все отыгрывать назад.
Для обычных пользователей Всемирной паутины все эти вопросы могут показаться праздными. Какая разница какой домен, хостинг и в какой стране? Для «чайников» сегодня учредители общественной организации «Либерти» разослали письмо, где на понятном русском языке, а не на специфическом языке айтишников разъяснили следующее:
- во-первых, «зарубежные хостинги дешевле», «не имеют ограничения по трафику», а для серьезных интернет-проектов «в Казахстане попросту нет соответствующей инфраструктуры»;
- во-вторых, «главная причина — это нежелание попадать под действие казахстанской цензуры».
То есть когда в отличие от простого блокирования доступа к вашему сайту, как это делается у нас с оппозиционными ресурсами, его могут вообще уничтожить, при этом получив доступ к логам со всей активностью пользователей на сайте, включая их переписку и ip-адреса. Чтобы иметь такую возможность, и было принято это незаконное правило. И чтобы не попадать в такую ситуацию, наши независимые проекты не используют теперь домен «.kz». Вывод: «зона .kz представляет из себя кладбище госсайтов», пишут далее авторы письма.
От себя добавлю, что попадать на кладбище, пусть даже и виртуальное, по своей воле и инициативе желания у местных владельцев порталов и сайтов нет… Когда-то эта ситуация должна была случиться. Вероятно, власти Казахстана посчитали, что Интернет — это такая же вотчина, как и территория страны. Решение Google поставило власть на место, надолго или нет — не знаем.
Такое впечатление, что казахстанские чиновники ну очень хотят попасть в списки «врагов Интернета», для чего и придумывают глупости и несуразности. А может, им просто мозгов не хватает?