О добрых экологах и злых полицейских, а также о том, почему в столицу Казахстана страшно приглашать иностранцев, говорили в Астане на «круглом столе» на тему «Соблюдение Орхусской конвенции и национального законодательства при разрешении споров, касающихся охраны окружающей среды».
Автор: Камиль АЯНОВ
Экологические проблемы Астаны обсуждали в городском суде столицы судьи и полицейские, прокуроры и представители НПО. Результат, как обычно, получился двойственным. Госслужащие браво рапортовали о соблюдении природоохранного законодательства и штрафах в адрес тех, кто его нарушил. Общественность непрозрачно намекала, что воздух от растущих поступлений в бюджет почему-то чище не становится.
Все орхуссительно!
По словам руководителя департамента экологии по городу Астане Ардака Райымбекова, по части охраны природы у нас практически все в порядке.
- Целью Орхусской конвенции является также поддержка защиты прав человека на благоприятную окружающую среду и на доступ к правосудию по вопросам охраны окружающей среды, — отметил он в своем докладе. — В связи с этим специалистами департамента проводится определенная работа и ведется контроль за соблюдением природоохранного законодательства…
Результаты работы глава департамента тоже предъявил — только за 2012 год за нарушение экологического законодательства было выдвинуто 27 претензий на возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде. Их общая сумма составила 13,5 миллиона тенге. Впрочем, как показывает практика, эти деньги у нарушителей следует еще и отобрать. Пока что добровольно они компенсировали ущерб только по 21 претензии — всего 1,5 миллиона тенге. Еще шесть исковых материалов переданы в суд для принудительного взыскания денег с ответчиков.
- Департамент принимает заявления от физических и юридических лиц, — отметил Райымбеков. — Специалистами отдела государственного экологического контроля в 2012 году было рассмотрено более 80 жалоб по нарушению норм экологического законодательства, а также обращений на сайте акимата и Министерства охраны окружающей среды.
Глава столичного экологического департамента привел ряд примеров благополучного разрешения таких конфликтов. В частности, в его ведомство обратились специалисты АО «Международный аэропорт Астаны». По их жалобе была проведена внеплановая проверка в отношении АО «Эйр Астана» по факту разлития горюче-смазочных материалов в результате несанкционированной заправки топлива.
- На момент проверки факт подтвердился. По результатам проверки предприятия были наложены административные штрафы и выдвинут ущерб, — сумму взыскания Райымбеков не уточнил.
Зато глава экологического ведомства помянул добрым словом работу столичного акимата, создавшего межведомственную комиссию по охране окружающей среды. В департамент от районных акиматов города поступило более 50 обращений о проверке строительных объектов на предмет соблюдения экологических требований. На сегодняшний день проверено 42 организации, выявлено 14 нарушений и наложено 24 административных штрафа на сумму 2,4 миллиона тенге. На городской полигон вывезено более 15 тысяч тонн строительных отходов.
А что мешает столичным экологам от госслужбы хорошо работать? То же, что и всем чиновникам, — рядовые астанчане.
- Ни для кого не секрет, что граждане бывают пассивны, — пожаловался Райымбеков. — Орхусская конвенция говорит о правах человека на благоприятную окружающую среду. Если житель нашего города заметил какое-то нарушение природоохранного законодательства, он в первую очередь должен заявить в акимат. Оттуда информация поступает к нам, в уполномоченный орган, мы регистрируем и проверяем данное предприятие, принимаем меры.
Вот только граждане не спешат с жалобами к городским властям.
- В Астане ведется активная строительная деятельность, многие компании на своих площадках действительно нарушают законодательство, устаивают несанкционированные свалки, — громко возмущался Райымбеков. — А мы опять-таки обязаны зарегистрировать проверку, уведомить предприятие, порой бывает, приходя на эту площадку, мы видим, что все уже убрано и меры нами не принимаются. Бывает и по-другому. В городе только в районе Сарыарка 35 неорганизованных свалок. А кто сорит? Сами граждане!
О причинах пассивности астанчан глава экологического департамента не задумался, а напрасно. Может быть, все дело в том, что большую часть жалоб акимату пришлось бы принимать на… самих себя. Потому что пока доблестные сотрудники департамента экологии лихо воюют с компаниями-частниками, именно с подачи городских властей в столице под дороги (а порой и под коммерческую застройку) вырубаются зеленые насаждения, замуровываются брусчаткой клумбы и ликвидируются последние уцелевшие скверы.
Хватит играть в страусов!
Глава Международной академии экологии Мусагали Дуамбеков назвал самых строгих стражей природы — это, по его мнению, сотрудники правоохранительных органов, бдительно следящие, чтобы граждане не бросали мусор мимо урн. «После слов Ардака Муратовича (Райымбекова) у меня такое складывается впечатление, что экологи у нас добрые, а полицейские — жестокие», — сыронизировал он.
Дабы не быть голословным, Дуамбеков привел пример. Недавно мужа сотрудницы академии, 68-летнего пенсионера, задержали за окурок, случайно брошенный мимо урны. Мигом был составлен протокол о правонарушении на четырех листах, дело тут же отправили в административный суд, пенсионеру влепили штраф в размере 5 МРП. Тот факт, что подсудимый практически сразу после свершения своего правонарушения сам ликвидировал его последствия — лично поднял упавший окурок и все-таки добросил его до урны, на приговор никак не повлиял.
- Судья сказал: «Мы наказываем за случай», — объяснил Дуамбеков. — Экологи за случай не наказывают. Они дают предупреждение, и все нарушения устраняются.
Каким бы абсурдным с правовой точки зрения не выглядело поведение полицейских, они, как героиня небезызвестного анекдота, свой навар имеют. По данным Дуамбекова, только в минувшем году участковые Алматинского района собрали штрафов на 28 миллионов тенге. Словом, экологи могут только молча завидовать.
- А теперь давайте посмотрим, как мы относимся к экологии, — предложил Дуамбеков, — хотя бы к тем загрязнениям атмосферы, которые у нас есть. Вот ТЭЦ работает, пылит, десятки тысяч тонн пыли летит на город. Их, конечно, наказывают. Разово. А что они могут сделать? Одеялом прикрыть свой золоотвал что ли? А горожанам дышать этим воздухом!
Апрель в столице эколог вообще приравнял к периоду пыльных бурь. При этом о поливальных машинах астанчанам приходится только мечтать. Куда смотрят организации, отвечающие за чистоту улиц, вопрос риторический. Видимо туда же, куда и те, кто должен их контролировать.
- И так будет продолжаться до конца мая, пока не пойдут дожди, — отметил Дуамбеков. — Будем ждать Аллаха, чтобы погода сама устаканилась?
Впрочем, пыльные дороги — еще не самая страшная проблема. В некоторых районах города дорог как таковых нет вообще.
- Или взять Ишим, где ПДК в 5—6 раз превышает предельно-допустимую санитарную норму. А мы летом туда детей отправляем купаться. Там санитарное состояние невозможное! А Сарыбулак? А Акбулак? Частный сектор выливает туда мусор, и это все скапливается.
Особенно пикантно все это смотрится на фоне грядущего EXPO-2017 и заявлений Казахстана по поводу перехода на «зеленую экономику». Пока она у нас, увы, какая-то просто нездорово-позеленевшая. А ведь в республику приедут представители 97 стран! И, похоже, получат полную возможность увидеть, чем астанчане дышат.
Эколог винит во всех недоработках столичных чиновников, не умеющих продумывать ситуацию наперед.
- Элементарный пример — в Астане запустили завод по переработке твердо-бытовых отходов, — напомнил Дуамбеков. — Хороший завод, красиво все. Вот только я не уверен, что он через год-два будет работать. В Алматы построили, а он обанкротился. А вообще-то, прежде чем это предприятие возводить, надо было подумать о раздельном сборе мусора. Вот как мы завтра это обеспечим?
Серьезно подмочить репутацию казахстанской столицы, по мнению эколога, может ливневая канализация, точнее — ее отсутствие. Так что блестящая столичная архитектура имеет все шансы сесть в огромную лужу, причем это не образное выражение!
- В большинстве своем в городе ливневки нет, — отметил Дуамбеков. — После дождя вода накапливается. В прошлом году перед Домом министерств воды было на метр, автобусы не могли проехать! Есть проблема зелени в городе, проблема дорог. Вместо того чтобы устраивать зеленые участки, мы стараемся залепить тротуарными плитками. Мне кажется, город Астана на душу населения самый большой потребитель тротуарных плиток!
О том, какую прибыль за счет столичного бюджета получают фирмы, мостящие тротуары столицы (и что чужих на этом рынке традиционно нет), эколог даже не стал говорить.
Однако вместо того, чтобы исправлять старые недостатки, по мнению Дуамбекова, власти радостно бросаются множить новые проблемы.
- Лоббируется проект ТЭЦ‑3, — напомнил он. — Ну что такое ТЭЦ на угле?! Мы с двумя действующими не можем разобраться, с их пылью, а что будем делать с третьей? На уровне 5—6 этажей будет золоотвал! Это вопрос очень серьезный для экологов. Но вместо того, чтобы протянуть газ до Астаны из Актобе или Павлодара, мы собираемся станцию на угле строить!
Решению проблемам золоотвалов, наказанию коррупционеров, лоббирующих невыгодные для города проекты и щедро оплачивающих переизбыток брусчатки, правоохранительные органы предпочитают борьбу… с рядовыми гражданами, строго карая их за каждую сигарету или жвачку, брошенную мимо уроны.
- А когда речь идет об отходах, о сбросах в реку — там мы добрые! Там мы приходим только через месяц — выяснять проблема искоренена или нет. Правильно ли мы поступаем? — возмущался Дуамбеков. — Существуют проблемы в городе! Их без нас никто не решит! И мы не должны, как страус, голову в песок прятать и говорить, что все у нас нормально!
Прислушается ли кто-нибудь к мнению эколога или чиновники в очередной раз предпочтут страусиную позицию, предсказать сложно.
Оригинал статьи: