Уже скоро в аэропорту Шымкента начнут приземляться самолеты с грузами из Афганистана – Астана ратифицировала соглашение с Парижем о военном транзите в начале января. Однако согласно регламенту Организации договора о коллективной безопасности открытие подобных иностранных военных объектов должно происходить с согласия государств – членов этой организации. Его же, по словам военного эксперта «Независимой газеты» Владимира Мухина, не давали.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
Российские наблюдатели не исключают, что Шымкент, расположенный недалеко от границы с Узбекистаном, станет новым транзитным пунктом для войск Североатлантического альянса. С учетом того, что центр транзитных перевозок НАТО в Манасе правительство Кыргызстана по рекомендации коллег по ОДКБ скоро закроет, выглядит несколько странно, когда один союзник захлопывает свои двери перед иностранными военными, а другой их открывает…
Казахстан от России никуда не денется
Но не стоит считать, что Казахстан поменял свой вектор. «Я бы расценил это как проявление многовекторной политики, — отметил директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев. — Республика поддерживает отношения не только с Россией, но и с Китаем, США и рядом других государств. Казахстан не может полностью переориентироваться с России на какого-либо другого партнера, потому что слишком длинная общая граница, приграничные районы крепко связаны, плюс огромная общая инфраструктура».
Кроме этих особенностей, эксперт подметил еще такую деталь: «Переориентация предполагает и перевооружение. Насколько я знаю, согласно стратегии национальной безопасности РК предполагается использовать советские, российские образцы вооружения на ближайшую обозримую перспективу. Поэтому говорить о переориентации Казахстана на США было бы совершенно неправильно. Это явное преувеличение».
Впрочем, эксперт признает, что в отношениях между Россией и Казахстаном есть сложности в космических и топливных вопросах. То же самое можно говорить об инвестиционной политике. Россия сейчас не является ведущим инвестором в Казахстане, эта роль досталась Китаю и США. Исправит ли положение дел сотрудничество в рамках Таможенного союза? Это пока остается под вопросом у большинства экспертов.
Балансировать и еще раз балансировать
Есть еще один аспект сотрудничества и взаимоотношений в регионе, на который важно обратить внимание, — разница интересов игроков, напомнил нам руководитель центра анализа международной политики Института глобализации и социальных движений (ИГСО) Михаил Нейжмаков.
«Казахстанским политикам следует помнить о разнице в интересах ОДКБ и России, с одной стороны, и НАТО с Казахстаном — с другой, — считает политолог. — Ведь странам НАТО осложнение ситуации в Афганистане или Таджикистане, Узбекистане напрямую не угрожает. Большинство этих стран с неохотой участвуют в операции в Афганистане. А в случае новой дестабилизации в регионе — не факт, что НАТО будет реально помогать Казахстану решать проблемы. В отличие от России, которую любые проблемы в Афганистане и Центральной Азии затронут непосредственно».
Кроме этого, напомнил политолог, если «перевалочный пункт в Шымкенте приобретет характер военной базы НАТО или чего-то подобного, это вызовет серьезное недовольство Китая». Поэтому в интересах Казахстана сохранить баланс сил между разными союзниками, отметил эксперт.
Но если вспомнить, что за последнее время скандалов было как-то слишком много — это и конфликт вокруг будущего космодрома Байконур, и недопонимание по поводу поставок российского топлива в республику, то даже непосвященный человек вряд ли сможет назвать подобные отношения партнерскими.
Сотрудничество с подвохом
Так что же происходит на самом деле? Оказывается, это общая тенденция для СНГ, считает Михаил Нейжмаков. «В течение многих лет мы наблюдаем некий маятник, когда постсоветские государства, более или менее независимые, колеблются между Россией и Западом, — сказал Михаил Нейжмаков. — Колебания происходят сезонно. Последний год характеризуется уровнем общего крена многих постсоветских стран в сторону Запада и охлаждением отношений с Россией».
В качестве примера политолог привел и трудности в проекте по Камбаратинской ГЭС, приостановку участия Узбекистана в ОДКБ, проблемы вокруг Байконура в Казахстане. Отчего это происходит? У эксперта есть несколько предположений: «Возможно, политики других стран ждут удобного момента для того, чтобы как-то продемонстрировать свою независимость от России в надежде на преференции западных стран. Плюс сказывается линия поведения Соединенных Штатов, демонстративно дающих много простора для маневров региональным партнерам. То есть в регионе, где затронуты интересы США, они делают ставку на партнеров и потом уходят».
Но подобное партнерство с США политолог назвал «сотрудничество с подвохом»: «Пример возьмем из партнерства в арабском мире. Ставка США на Саудовскую Аравию и Катар в поддержке арабских революций привела к тому, что эти страны не смогли контролировать ситуацию в соседних арабских странах, где хотели усилить свое присутствие. То есть США предлагают новые горизонты для новых партнеров, но без новых возможностей для работы…»
По мнению эксперта, такой подвох будет сохраняться и в общении с партнерами в других регионах. «Может быть, страны Средней Азии рассчитывают на то, что после сворачивания операции НАТО в Афганистане США поставят на них в вопросе гарантий безопасности в регионе, — предполагает Михаил Нейжмаков. — И не исключено, что определенные преференции будут предоставлены этим республикам. Но слишком много стран хотят быть региональными партнерами США и стать за их счет сильными…»
…Так что в сухом остатке? Ощущение, что между Россией и Казахстаном наметилось серьезное противостояние, есть у многих наблюдателей. И дело отнюдь не в Байконуре или стоимости российского бензина — для партнеров, которые всегда поддерживали друг друга в стратегических вопросах, решение этих проблем в принципе не могло вылиться в громкий скандал с элементами неприличного публичного торга. Скорее всего, как полагают эксперты, речь идет о реальном противостоянии интересов в регионе трех держав — России, США и Китая. И, возможно, Россия просто начала его проигрывать.
ОТ РЕДАКЦИИ: Этот материал должен был быть опубликован в казахстанской газете “Рипаблик”, не вышедшей на этой неделе из-за угроз прокуратуры в адрес сотрудников редакции.