Очередная пленарка Мажилиса была весьма наэлектризованной – депутаты обсуждали пакет поправок в законодательство по вопросам электроэнергетики, инвестиционной деятельности субъектов естественных монополий и регулируемого рынка.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
Министр экономического развития и торговли Бакытжан Сагинтаев, представляя мажилисменам законопроект, уверял, что главная его цель — обеспечить все потребности экономики страны в электроэнергии и сделать прозрачной пресловутую инвестиционную деятельность электростанций.
Собственно, именно прозрачность и стала ключевой в дискуссии. Многие мажилисмены припомнили, что инвестиционная составляющая в тарифах на электроэнергию есть уже давно. Более того — монополисты каждый раз настаивая на повышении тарифов, именно необходимость инвестиций в обновление мощностей и выдвигают в качестве главного аргумента.
Поправками, по словам Сагинтаева, эта проблема и решается. В частности, вводится требование об утверждении инвестиционных программ субъектов естественных монополий. Инвестиционная деятельность должна быть прозрачной. Инвесторов даже обяжут публиковать в СМИ информацию об инвестпрограмме. За неисполнение инвестобязательств владельцев электростанций будут штрафовать, а непотраченный или не на те цели истраченный инвестдоход обяжут вернуть потребителям.
Но сам министр акцент делал на другом. Мол, сегодня крайне необходимо привлекать инвесторов в электроэнергетику. А нынешним законодательством их не больно-то и заманишь — гарантий возврата вложенных средств и получения прибыли недостаточно, а проекты, между тем, очень и очень затратные. Поэтому в законопроекте прописывается норма о гарантированном приобретении системным оператором вырабатываемой электроэнергии.
- За 20 лет независимости сколько станций мы построили? Практически ни одной, — рассуждал Сагинтаев. — Вот только было подписано соглашение между «Самрук-Энерго» и корейской компанией о строительстве Балхашской ТЭЦ, о которой мы очень много говорили, и — только идет начало. Я думаю, к этому корейских инвесторов подтолкнуло и то, что у нас в рамках парламента рассматривается данный законопроект, который также позволяет гарантированно возвращать свои инвестиции нашим инвесторам.
Министр уверял: по сегодняшнему законодательству, с установленным предельным тарифом, инвестор и без того «в шоколаде». А будет — еще «шоколадней». «У нас будет рынок мощности, и тогда мы будем гарантированно говорить: «Когда ты станцию построишь, у тебя гарантированно системный оператор будет покупать электроэнергию». Это и есть гарантия для того, чтобы он мог прийти на наш рынок, построить крупную станцию, и потом в ходе работы окупать свои инвестиции. Исходя из этого, мы говорим, что мы создаем соответствующий стимул для инвесторов, чтобы они могли к нам сегодня прийти», — заявил он.
Мажилисмен Рахмет Мукашев вернул министра с «инвестиционно-шоколадных небес» на твердую, реальную почву: «При внимательном изучении в целом содержательной стороны законопроекта, складывается впечатление, что акцент смещен в большую пользу не действующих энергопроизводящих организаций, а в сторону вновь построенных, новых станций, которые будут построены только в 2016 году». Нынешние же энергические организации вполне могут остаться «за бортом».
Да они и сами об этом догадываются — по словам депутата Мукашева, целый ряд энергопроизводящих организаций обратились к мажилисменам с целым пакетом замечаний и предложений по законопроекту. Что, кстати, вызвало весьма резкую реплику спикера Мажилиса Нурлана Нигматулина: рабочей группе Мажилиса, которая займется подготовкой законопроекта ко второму чтению, он настоятельно рекомендовал привлечь к обсуждению не только чиновников и депутатов, но и бизнес-сообщество, представителей энергопроизводящих организаций, с тем, чтобы учесть в документе мнение всех сторон и выработать нормы, которые будут работать на всю страну, а не избирательно на одного инвестора.
- Мы не выпустим этот законопроект, пока не разведем всех по углам, — заявил Нигматулин. — Нам нужно наконец-то привести этот очень важный сегмент экономики нашей страны в надлежащие рыночные условия. И по-другому быть не может
Министра же вопросы и замечания депутатов не смутили.
- Почему акцент смещается на новое? — объяснил он. — Принятое правительством постановление до 2015 года семилетние предельные тарифы, к 2016 году полностью обеспечит все крупные электростанции инвестициями для того, чтобы они могли модернизировать свое производство. То есть, практически все станции к 2016 году восстановят все блоки, которые у них стояли. Исходя из этого, мы говорим о том, что теперь акцент надо смещать на другую сторону. Мы восстановили все старое, теперь надо строить новое, чтобы закрыть дефицит, который есть у нас в стране.
Лидера фракции «Народные коммунисты» Владислава Косарева заинтересовало распределение нагрузки в инвестиционной составляющей: сколько от населения будет инвестироваться, сколько от промышленности. Однако на этот вопрос у министра ответа не нашлось.
Возможно, что этот ответ правительству все-таки придется найти, и в ближайшее время. Мажилисмены, хоть и одобрили законопроект в первом чтении, но, пожалуй, впервые с начала своей работы продемонстрировали серьезный и категоричный настрой: сдаваться без боя и оставлять «потребительскую составляющую» в глобальных инвестиционно-энергетических планах правительства они не намерены.
Read the article:
Инвестор в шоколаде. А потребитель?