Казахстанский регулятор деятельности субъектов естественных монополий наконец дозрел до «революционной» идеи – вывести монополистов из-под опеки государства и прекратить уравнивать их с малым и средним бизнесом с точки зрения их защиты от проверок контролирующими госорганами.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Депутаты, сразу скажем, идею АРЕМ поддержали и выступили за более жесткий контрль со стороны агентства за качеством предоставляемых коммунальными предприятиями услуг и тарифов. Иначе, считают мажилисмены, народных волнений Казахстану не избежать.
Защищают не то и не тех
В понедельник на «круглом столе» по вопросам защиты прав потребителей заместитель председателя АРЕМ Анатолий Шкарупа заявил о необходимости выведения субъектов естественных монополий и регулируемого рынка из-под действия закона «О государственном контроле и надзоре», который не позволяет подразделениям агентства оперативно проверять жалобы граждан.
По утверждению г‑на Шкарупы, сейчас упомянутый закон в равной степени защищает от проверок и принятия мер реагирования и субъекты МСБ, и субъекты естественных монополий. То есть если завтра потребитель напишет в местный департамент агентства «телегу» о том, что энергоснабжающая организация пририсовала ему сверх показаний счетчика энную сумму, то сотрудники регулятора не смогут просто так заявиться в энергосбыт и призвать его к ответу. Им придется регистрировать свой визит в комитете по правовой статистике прокуратуры, иначе попытка вступиться за потребителя может быть расценена как незаконная проверка.
- Необходимо вывести монополистов из-под действия этого закона, потому что потребитель не может ждать и он в этих условиях остается заложником, — пояснил Шкарупа мотивы предложения. — Изменения позволят оперативно реагировать на жалобы и пресекать злоупотребления субъектами своим положением и дискриминацию потребителей, что в свою очередь создаст благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса.
Выяснилось также, что регулятор хотел бы заполучить авторство составления списка стратегически важных товаров, цены на которые устанавливает государство, и включить в него уголь и мазут.
- Под эгидой защиты конкуренции оправдывается постоянный рост цен на мазут и уголь при отсутствии какого-либо подтверждения обоснованности, что приводит к значительному росту тарифов на регулируемые услуги и в конечном итоге оплачивается потребителем, — констатировал зампред агентства. — К примеру, расходы на топливо в структуре затрат теплоснабжающих организаций доходят до 60%, и большой объем входящих параметров на сегодня не контролируется, по нему необходимо принимать какое-то решение.
На этом тему списка товаров, цены на которые регулируются государством, г‑н Шкарупа закрыл. Однако в розданных журналистам тезисах его выступления был еще один не озвученный, но крайне важный абзац: «Предлагаемое решение — передать АРЕМу, как органу, ответственному за установление обоснованных тарифов на регулируемые услуги, функции по внесению в Правительство РК предложений по Номенклатуре продукции, товаров и услуг, на которые применяются регулируемые государством цены на товарных рынках».
Что именно помешало представителю агентства озвучить это предложение до конца — остается только гадать: может быть, врожденная скромность. Или уже в ходе выступления Шкарупа вспомнил, что распределение компетенций между госорганами в возможности депутатов не входит, а потому и приберег неозвученный абзац для обладающей большими полномочиями аудитории — например, для правительства.
Изменим законы, поможем потребителю
Депутатам же была предложена другая идея АРЕМ — установка на сетях датчиков съема информации о качестве поставляемой потребителям услуги.
- Поступает большое количество жалоб на температуру тепловой энергии, давление в сетях водоснабжения, уровень напряжения в электрической сети. В то же время отсутствует возможность мониторинга в режиме реального времени параметров качества, их фиксации, использования как доказательной базы и недопущения нарушения прав потребителей, — признал Шкарупа. — В этой связи предлагается создание законодательной основы для внедрения систем мониторинга и контроля качества.
Например, в конце каждой магистральной сети можно установить датчики съема информации, которые будут через GSM-сигнал передавать сведения в режиме реального времени с какой-то периодичностью.
- Если системе придадут законодательный статус и будут нарушаться права потребителя, возможна корректировка счетов и применение административных санкций, — пообещал зампред АРЕМ. — Сейчас защита прав потребителей в части качества предоставляемых услуг в достаточной степени не прослеживается в отраслевых нормативных технических документах, и в случае, если монополист навязывает потребителю технические условия доступа к своим услугам, человек остается незащищен. Предлагается проработать данный вопрос с отраслевыми государственными органами в целях отражения технических вопросов выдачи технических условий в правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий, по которым четко расписана ответственность. Тогда при наличии нарушений агентство сможет применить меры реагирования.
- Еще одна проблема — слабое использование механизмов жилищной помощи и возрастание социальных недовольств повышением тарифов, — продолжил представитель агентства. — От Министерства труда и социальной защиты мы получили информацию о том, что доля расходов на комуслуги в доходах домохозяйств, при которых назначается жилищное пособие, практически нигде в регионах не превышает 10%. Но мы видим, что из года в год сумма таких пособий и количество получателей при увеличении тарифов снижается в некоторых областях в два раза, в некоторых — на 30%. Это говорит о том, что к системе есть вопросы и есть сложности. На практике, когда мы разговариваем с пенсионерами, видим, что они не готовы ходить собирать справки для получения пособий. В этой связи предлагается совершенствование процедуры оформления и получения жилищных пособий.
Были и более прозаические инициативы. Например, «четко разграничить полномочия госорганов по защите прав потребителей, а в случае необходимости взаимодействие обеспечить через принятие совместных приказов».
- Бывает, вопрос касается и тарифа, и качества, и других вещей, и здесь нам важно, чтобы потребитель мог обратиться к любому госоргану, и мы через взаимодействие могли обеспечить его защиту, — пояснил Шкарупа. И во второй раз в этом году (впервые это предложение прозвучало на январской коллегии ведомства из уст председателя АРЕМ Мурата Оспанова) предложил «предусмотреть государственное финансирование общественных организаций в зависимости от имеющегося опыта в сфере защиты прав потребителей и взысканных денежных компенсаций».
Выступлению Шкарупы предшествовало подписание главой АРЕМ Муратом Оспановым меморандума о взаимодействии в сфере защиты прав потребителей с Национальной лигой потребителей в лице ее главы, а по совместительству — депутата мажилиса Светланы Романовской.
Монополисты, они же — киллеры
Предложения зампреда АРЕМ депутаты поддержали.
Так, Айгуль Соловьева сообщила, что в парламенте как раз рассматривается закон «О государственных услугах» и тезисы о мониторинге, стандартах, оценке качества народные избранники «прописали в государственных услугах».
- Если мы будем продолжать эту работу, то есть смысл сделать несколько пилотных проектов с их финансированием из бюджета. И если мы это поддержим законодательно, то сможем дальше работать таким образом, чтобы давать оценку качеству этих предложений. К тому же в рамках сегодняшнего законодательства о социальном заказе это предусмотрено и можно сделать. Единственное, у меня просьба к АРЕМ, чтобы обязательно посмотрели закон «О государственном заказе», там есть норма, в соответствии с которой агентство может в своем бюджете, выходя на республиканскую бюджетную комиссию, закладывать это, — посоветовала в итоге депутат утопающим спасаться своими руками.
Зато высказалась за выведение монополистов из-под действия закона «О государственном контроле и надзоре», заявив, что «если мы этого не сделаем, они (монополисты.) явятся киллерами развития малого и среднего бизнеса».
- Если мы не внесем такие нормы, то это подорвет вообще доверие к госорганам, заставит потребителя самого любыми способами, в том числе и незаконными, решать собственные проблемы, — надрывалась депутат.
Сложилось ощущение, что в парламенте возможностью распространения «цветных революций» и экстремизма мозги всем прочистили настолько, что теперь депутаты подрыв государственных устоев видят в каждой очереди в кассу.
- Я понимаю, что много делается, но и вы поймите: у нас сейчас такая ситуация с тарифами, что я куда бы ни приезжала, мне предприниматели жалуются не на налоги или администрирование, а на уровень тарифов. И самое интересное — у вас это не прозвучало как актуальный вопрос, — обратилась депутат Екатерина Никитинская к руководству АРЕМ. ‑Самое важное для нас — это уровень тарифов, потому что на местах для МСБ это превращает производство в неконкурентоспособное. Исходя из информации, которую предоставляют на встречах с избирателями, у нас очень высокий разброс тарифов — со счетчиками, без них, причем с приборами учета — в два раза ниже расценки, чем без них. Но для того, чтобы поставить этот счетчик, компании прилагают такие неимоверные усилия, что это прямо гражданский подвиг.
Мажилисвумен считает, что нужно разработать план мер для того, чтобы потребители поняли, насколько уровень тарифов объективен.
- Я интересовалась в Германии — сейчас по комуслугам у них примерно такой же уровень оплаты, как в Казахстане, но там выше зарплата. Поэтому насколько у нас население может быть платежеспособным? — задала она риторический вопрос.
- Де-юре существуют элементы, необходимые для прозрачности, есть и общественные слушания, и экспертные советы. Но тем не менее, к сожалению, заинтересованные организации получают преимущества в решении вопросов по уровню тарифов. То есть не потребители обсуждают этот вопрос с АРЕМ, а те люди, которые заинтересованы в установлении того или иного уровня тарифов, — добавила депутат. — В отношении качества, я думаю, нужны техрегламенты, стандарты предоставления услуг. Они должны висеть в каждом подъезде, чтобы каждый человек знал, что ему должны предоставить, на каком уровне. Я, например, как потребитель, не знаю, какие у меня права, куда я должна обращаться, и каждый поход в энерго- или теплосбыт превращается в скандал.
А потом открыла Оспанову самый страшный секрет Астаны, о котором давно знали все, кроме АРЕМ.
- Почему мы так много платим за электроэнергию? У нас очень плохо отапливаются дома. Жилье некачественное, и это не вина владельцев квартир. Дома так были построены и приняты, — заявила Никитинская. — А мы платим за теплоэнергию, а потом включаем еще и электрические батареи, потому что зимой в сорокаградусный мороз невозможно при чуть теплых батареях. В Астане никогда не будет большой экономии, если мы как-то кардинально не решим эти проблемы. А для этого нам надо разобраться пошагово. Я бы очень хотела, чтобы мы с вами отработали эти форматы, имели четкое представление, что в стране происходит, не только в Астане, но и в любом регионе. Чтобы мы могли спокойно ехать к нашим избирателям и честно говорить — у нас все правильно, все делается, АРЕМ работает.
В свою очередь депутат Владислав Косарев решил доказать, что жизнь народного избранника как потребителя услуг отечественных коммунальщиков — тоже не сахар.
- Допустить, чтобы люди из-за качества воды отказывались ее пить и даже умываться, до такого состояния довести систему водоснабжения — надо быть или диверсантом, или врагом своего общества. Примеры? Вот наш дом — через неделю ржавая вода полдня идет, ничем ее не остановишь, — пожаловался он.
- Это депутатский дом! — уточнила для сомневающихся, что речь идет именно о жилом корпусе «Нурсая» на Левобережье Астаны, Светлана Романовская.
- Давайте посмотрим, до какого уровня дожили мы, предоставляя коммунальные услуги населению. Мне приходилось видеть, как женщины падают в обморок, когда стоят в очереди оплатить тепло или воду, где они встречают несогласие с поставщиками и ответ один — у меня в базе данных в компьютере одна цена, платите или отключим. И отключают легко и просто. Пора в вопросах социальной модернизации научиться уважать потребителя, нашего гражданина. Он должен знать, что все коммунальные услуги предоставляются организациями от имени государства и отечество заботится о благе людей. Если мы будем держать на работе специалистов, которые по-хамски относятся к потребителям, оскорбляют, вынуждают их платить ни за что, в такой обстановке мы уважения к государству не почувствуем, — покачал головой Косарев.
Добрался Косарев и до электросетей. «Допустить до такого состояния, чтобы электросети были розданы по родне от столба до столба, от трансформатора до трансформатора, это же сумасшествие!» — поставил он свой диагноз политике государства в области приватизации.
- Мне рассказывали, что под Алматы есть одно село, где трансформатор стоит областной, а его хозяин что хочет, то и делает — еще 5 лет назад у него электроэнергия продавалась по 21 тенге за киловатт-час. Он говорит: «Не хочешь, я тебя отключу!» — вот и весь разговор. Я думаю, что наша политика в сфере услуг населению должна строиться на уважении к человеку. Так требует президент, так требует время, потому что такая ситуация может обернуться плачевно для тех, кто сегодня этим вопросом рулит, — заявил Косарев.
Он же напомнил, что правительство Болгарии ушло в отставку из-за того, что тарифы на коммунальные услуги не устраивали население и оно устроило акции протеста.
- Я думаю, нам не надо ждать, когда будут недовольные, а повышать ответственность кадров, работающих в этой сфере, — заключил депутат.
Последней из мажилисменов на трибуну вышла г‑жа Романовская и сообщила, что из 28 тысяч жалоб, поступивших в Национальную лигу потребителей, 43% составляли обращения недовольных качеством и ценами на услуги, которые оказываются монополистами. Почему бы нам не начать взаимодействие с общественностью? — предложила депутат и напоследок пожелала всем казахстанцам безупречного качества жизни.
Оригинал статьи: