Алеся Беляцкого вчера доставили в зал Первомайского районного суда Минска и посадили в «клетку». Согласно обвинению ему грозит ограничение или лишение свободы на срок до 7 лет с конфискацией имущества.
Тюрьма вместо Нобелевки
Арест
Профессиональная известность Алеся Беляцкого в Беларуси сродни славе Евгения Жовтиса в Казахстане. Оппозиционный правозащитник известен тем, что защищал права белорусских политзаключенных, отслеживал задержания участников протестов, помогал им с уплатой административных штрафов. За заслуги в области правозащитной деятельности Беляцкого дважды выдвигали на Нобелевскую премию мира. Поэтому уголовное дело против него на Западе было однозначно расценено как преследование по политическим мотивам. Освобождения правозащитника от официального Минска требуют сейчас международные правозащитные структуры, руководство Евросоюза и США. «Уголовное дело против Беляцкого — это попытка окончательно перекрыть кислород правозащитной деятельности в стране», — говорится в заявлении, которое распространила накануне суда правозащитная организация Human Rights Watch.
В зал суда пришли представители дипломатических представительств США, Германии, Польши, Литвы. На процесс устремились и международные правозащитники, однако власти закрыли им дорогу в страну. Так, в белорусской визе было отказано президенту Международной федерации прав человека Сухайр Белхассен, руководителю программ правозащитной организации Сivil Right Defenders Мари Менсан (Швеция), правозащитникам из Норвегии Ане Бонде и Дайве Петкевичуте, которые представляют фонд «Домов прав человека», представительнице Partnership for Human Rights Марианне Роча (Бельгия), представителю Норвежского Хельсинкского комитета Берит Линдеман.
Не грант, а доход
С 4 августа Беляцкий находится под стражей. Адвокаты Беляцкого неоднократно ходатайствовали об изменении меры пресечения, но понимания у суда не нашли. Мотив отказа не меняется: подсудимый обвиняется в тяжком преступлении. Согласно версии обвинения, Беляцкий с 2007 по 2010 годы не заплатил налогов на 352 млн белорусских рублей (по нынешнему курсу это порядка $39 тыс.).
Правозащитник же своей вины не признает. Он утверждает, что деньги на его счетах не предназначались лично ему: во всех выписках со счетов получателем числится организация «Весна». По словам Беляцкого, средства шли на поддержку белорусских граждан, в том числе политзаключенных, чьи права были нарушены, и их семей.
- Я не являлся владельцем этих денег, а был только передаточным звеном, выступал гарантом того, что деньги зарубежных фондов пойдут именно на те цели, на которые они направлялись, — заявил в суде правозащитник.
Средства на счета Беляцкого перечисляли Шведский Хельсинкский комитет, Норвежский Хельсинкский комитет и Министерство иностранных дел Голландии. Но, по словам Беляцкого, большая часть денег даже не поступала в Беларусь, а тратилась на печать информационных материалов и проведение семинаров за границей, при этом на каждую выписку по счетам составлялся договор. Правозащитник утверждает, что все отчеты о расходовании денежных средств находятся у зарубежных партнеров.
Впрочем, даже если зарубежные партнеры явятся в суд с отчетными документами, едва ли это разжалобит белорусскую Фемиду. Потому что то, что во всем мире называется грантом, в Беларуси именуется нелегальным доходом.
Continue Reading:
За гранты сел на скамью подсудимых