Как сообщают нам из Астаны, в кулуарах до сих пор рассуждают истинные причины тайного визита Булата Утемуратова в Кыргызстан. При этом, несмотря на статус Булата Джамитовича – а он официально является спецпредставителем президента Казахстана в Кыргыхстане, мало кто верит, что основной темой его переговоров с премьер-министром КР Омурбеком Бабановым была политическая ситуация.
Автор: Анатолий ИВАНОВ
Безусловно, обострившаяся в очередной раз с приходом весны внутриполитическая обстановка в Кыргызстане должна была стать предметом обсуждения. Официальную Астану сильно беспокоит желание кыргызов решать все свои проблемы через митинги и акции протеста. Тем более что это стало характерным не только для жителей юга Кыргызстана, но и его северных областей.
Все это непосредственно угрожает стабильности южным областям нашей страны, где уровень жизни населения вполне сопоставим с показателями Чуйской и Таласской областей Кыргызской Республики. И в Астане не исключают, что в какой-то момент «зараза митинговщины» может запросто поразить Южно-Казахстанскую, Жамбылскую и Алматинскую области РК, а потому настаивают, чтобы новые власти Кыргызстана навели порядок у себя в стране.
Вместе с тем, как отмечают наши наблюдатели, такого рода переговоры Утемуратов не стал бы проводить тайно. Хотя бы потому, что очень гордится своей личной причастностью к разрешению межэтнического конфликта на юге Кыргызстана в июне 2010 года. Да и с пропагандистской точки зрения ни Бишкеку, ни Астане не выгодно скрывать свою обеспокоенность ситуацией, грозящей вылиться в очередную революцию. Значит, были некие иные причины, заставившие Утемуратова свой визит окутывать завесой особой секретности.
Если речь не идет о политике, как считают наши собеседники из Астаны, то остается только экономика. Надо заметить, что на этом направлении у Кыргызстана с Казахстаном в последнее время сложились достаточно напряженные отношения, которые не могут не волновать ни самого Булата Джамитовича, ни его непосредственного шефа.
В первую очередь речь идет о добыче на территории Кыргызстана драгоценных металлов. Известно, что в стране ежегодно добывается до 20 тонн золота и 5 тонн серебра (это, кстати, 10 место в мире — авт.). Для сравнения: богатый во всех отношениях Казахстан в среднем добывает около 18 тонн золота в год, хотя по некоторым данным и до 50 тонн.
Как бы то ни было, но еще со времен Аскара Акаева казахстанские олигархи стали активно участвовать в добыче кыргызских драгметаллов. В частности компания Visor Holding работала на месторождении «Джеруй», Summer Gold LLP А. Батырбаева осваивала «Талды-Булак левобережный», золотой департамент корпорации «Казахмыс» — «Eurasia Gold» под руководством Кумара Мукашева владел месторождением «Бозымчак» и так далее.
Не пошатнула позиции казахстанских корпораций и первая кыргызская революция 2005 года. Чего не скажешь о революции 2010 года, когда после изгнания Курманбека Бакиева новые власти Кыргызстана решили пересмотреть ряд соглашений, прежде всего с казахстанскими копаниями. Как результат, у ряда казахстанских инвесторов, которые по мнению кыргызской стороны, не выполняли свои обязательства, возникли серьезные проблемы. Вплоть до того, что некоторым из них пришлось полностью свернуть свою деятельность.
Вместе с тем, казахстанские корпорации намерены не только вернуть себе право на добычу золота, но и увеличить свое присутствие в Кыргызстане. Повод для надежд, отметили наши собеседники, подарил министр природных ресурсов КР Замирбек Эсенаманов, который 18 мая 2011 года на пресс-конференции в Бишкеке удрученно заметил, что из 86 известных месторождений золота в Кыргызстане, активно осваивается только знаменитый «Кумтор».
Не удивительно, что ведущие казахстанские корпорации немедленно оживились. С того момента их представители чуть ли не днюют и ночуют в Бишкеке. Ведь хоть и теоретически, но появилась возможность не только заняться освоением до сих неразработанных месторождений — таких, например, как «Каракече», «Первенец», «Джамгыр», «Никчесу» или «Куранджайлау», но даже стать совладельцем самого крупного золотоносного месторождения «Кумтор», где с этого года прекращается добыча золота открытым способом.
Однако для казахстанских корпораций все далеко не так радужно, как им хотелось бы. Не только кыргызская общественность, но и ряд влиятельных чиновников из нового правительства КР с большим недоверием относятся к представителям большого казахстанского бизнеса. В Кыргызстане активно бытует мнение, что корпорации Казахстана, добывая золото, не желают развивать инфраструктуру регионов, прилегающих к месторождениям.
К тому же в силу различных причин новые власти КР в последнее время отдают предпочтения китайским и канадским компаниям, которые, в отличие он наших бизнесменов, легко соглашаются на новые условия кыргызской стороны. В соответствии с этими условиями Кыргызстан уже не хочет просто за выплату налогов отдавать разработку золота иностранным инвесторам, а уже требует свою долю в создаваемых совместных предприятиях в размере не менее 30% и полной прозрачности в отчетах.
Впрочем, судя по рассказам наших источников, казахстанские корпорации, большая часть которых непосредственно связана с самыми влиятельными обитателями Астаны, просто так сдаваться не намерены. Расчет делается на авторитет Назарбаева и его спецпредставителя в Кыргызстане Булата Утемуратова.
Понятно, что обсуждать такую деликатную тему с правительством Бабанова, как добыча драгоценных металлов на территории КР, казахстанский специалист «по особым поручениям» открыто не может. Ведь это чревато серьезными последствиями. Известно, что во время второй кыргызской революции ряд месторождений золота и серебра подверглись нападению и разграблению со стороны бесчинствующей толпы. И нет никакой гарантии, что ситуация не повторится вновь. Тем более что в соседней республике опять слишком сильно «запахло Кетсином».
Visit site:
Зачем Утемуратов в Бишкек приезжал?