Акимат Астаны «своими руками» создает напряженность в обществе, заявили в письме в Генпрокуратуру дольщики столицы. По их мнению, ситуация с так называемыми многоквартирниками доведена до абсурда. Людям ничего не остается, как рассылать петиции и проводить акции протеста.
Автор: Лидия ШМИДТ
Эта история началась несколько лет назад, когда государство, вместо того чтобы наказать недобросовестных застройщиков и конфисковать у них вложенные дольщиками средства, взялось за счет бюджета достраивать недостроенные жилые комплексы. Внакладе чиновники не остались — практически бесплатно они получили все офисные помещения в недостроенных домах и невыкупленное жилье. Этого оказалось мало.
По решению правительства 1 апреля 2010 года дольщикам, вложившим средства в две и более квартиры, решено было выдать только по одной. Остальное жилье ушло в доход бюджета и тут же было перераспределено менее удачливым участникам долевого строительства, чьи дома застыли на уровне фундамента.
Поле битвы — жилье
Дольщиков, вложивших средства в две и более квартиры, такое решение шокировало. Многие из них, покупая несколько квартир, чтобы улучшить жилищные условия для себя и родственников, продавали все имеющееся у них недвижимое имущество. И в итоге, продав трехкомнатную квартиру, чтобы обеспечить отдельным жильем детей, очутились перед перспективой жить по-прежнему всей семьей, но уже в малогабаритной «однушке». При этом от выплаты кредитов, взятых на покупку дополнительной жилплощади, их никто не освобождал.
Периодически вопрос грозились решить и депутаты, и партия «Нур Отан». Создавались комиссии, проводились заседания. Однако все оставалось на откуп акиматам, а в столице — ТОО «АККБ «Жана Курылыс» и комиссии по вопросам перераспределения/распределения участников долевого строительства по объектам жилья, достраиваемого за счет бюджетных средств
«Их действия, — написали дольщики в письме в Генеральную прокуратуру, правительство и «Нур Отан», — не обеспечивают стабильности в Республике Казахстан и создают социальную напряженность: дольщиков, имеющих две и более квартиры, вынудили проводить голодовки, митинги, демонстрации и пр.».
По мнению пострадавших «многоквартирников», логики в поступках властей нет совершенно никакой, да и с математикой туго. Так, обладатели квартир площадью 250—290 квадратных метров без всяких проблем получили свою недвижимость. А вот их коллег по несчастью сейчас лишают даже малогабаритных квартир-студий, которые в два-три раза меньше…
Попытки через суд отстоять свое право на жилье ничего не дали.
«Весь административный ресурс направлен на обеспечение этого пункта постановления, — пишут дольщики. — Налоговый комитет, финансовая полиция, суды, прокуратура обеспечивают исполнение этого вопиющего факта дискриминации собственных граждан по имущественному признаку… Люди за эти годы потратили немало сил, здоровья, денег на бесконечные суды. На сегодня 150 человек общественной кампании «За достойное жилье!» — это 150 трагических историй небогатых граждан, которые хотели улучшить свои жилищные условия самостоятельно, не возлагая эту заботу на государство».
Рабочая комиссия, по словам пострадавших, специально созданная, чтобы исправить положение, только усугубила ситуацию. Если дольщики рассчитывали, что к проблемам каждого из них подойдут индивидуально, то они жестоко ошиблись. При распределении квартир не учитывалось ничего: ни инвалидность будущих жильцов, ни многодетность, ни семейное и социальное положение…
«Невольно напрашивается мысль, — замечают в письме дольщики, — что авторам и инициаторам этого постановления, вероятно, зачем-то нужно иметь в государстве протестную массу бесправных и обездоленных граждан».
И действительно, некоторые последствия постановления иначе как абсурдом не назовешь.
«Вы только представьте наши драконовские проценты по ипотеке в банках! — вопиют участники кампании. — А сейчас? Квартиры наши ушли в бюджет города, а суды и банки выносят решения, обязывающее нас платить за те квартиры, в которых живут чужие люди. Как это может быть в правовом государстве?»
Увы, все это печальная реальность. Есть в столице уже и примеры выселения. В мае лишилась второй квартиры одна из дольщиц ЖК «Алтын Гасыр» Жанар Каркимбаева. Пришли трое полицейских, судоисполнитель и взломщик, вскрыли дверь и выставили жильцов вместе с их имуществом на улицу. Сейчас две семьи, в одной из которой недавно родился ребенок, ютятся в «однушке» на 45 квадратных метров.
Куда уходят деньги? В какие города?
Сейчас последняя надежда дольщиков — обращение к генеральному прокурору Асхату Даулбаеву. Инициативной группе пострадавших собственников удалось встретиться с его старшим помощником и записаться на прием.
- Нам сказали, — рассказывает про эту встречу дольщик-«многоквартирник» ЖК «Байконур» Бахрам Нисшанов, — что Генеральная прокуратура, «Нур Отан», другие организации — они все понимают нашу ситуацию. Они поддерживают нас, несколько раз обращались в правительство, но правительство пока молчит.
А пока одни обещают, а другие — не отвечают, дольщики проигрывают суд за судом и готовятся к обороне. Потому что отдавать кому-то свое с таким трудом отвоеванное жилье они не намерены. И ничем хорошим такое противостояние, как считают сами «многоквартирники», закончиться не может.
- Придет день, когда на той стороне двери будет стоять тот человек, который претендует на мою квартиру, — говорит Бахытжан Нисшанов, — а я — с этой стороны. Последствия могут быть самые непредсказуемые.
Проблема «многоквартирников» почему-то наиболее остро стоит именно в Астане. Именно здесь прогорело большинство строительных фирм. Недобросовестных застройщиков посадили, а вот чиновников, выдававших им разрешения на строительство, оставили на месте. Результат не заставил себя ждать.
В 2007 году на завершение строительства проблемных объектов в столице было выделено: за счет средств государственного бюджета — 17 млрд 200 млн тенге, за счет трансфертов — 15 млрд 200 млн. В 2009 году этих средств, похоже, стало не хватать. По крайней мере, аким города Имангали Тасмагамбетов обратился к премьер-министру Кариму Масимову с просьбой сократить число выделяемых квартир — из самых благих побуждений.
«В целях снятия социальной напряженности, возникающей среди дольщиков, членов ЖСК, и обеспечения возвратности бюджетных средств предлагается предоставлять данной категории лиц не более двух квартир на одно лицо, при условии их приобретения в некоммерческих целях», — было написано в письме №3011619 от 16.08.09.
Повторим, что в апреле 2010 года правительство вынесло свое приснопамятное постановление и количество комплектов ключей в одни руки сократилось до одного.
«Народ хочет знать, почему ТОО «Жана Курылыс» и акимат не смогли обеспечить строительство в тех объемах, которые планировались, — указано, кроме прочего, в письме к генеральному прокурору. — Вопрос, куда ушли выделенные на дострой недостроев деньги и почему этой историей до сих пор не заинтересовалась финансовая полиция, так и остался открытым».
Read the original post:
Жилье отобрали, но деньги за него требуют