Каждая президентская инициатива заставляет казахстанское общество напрягаться. Как и в любой другой деспотии, у нас слишком многое зависит от настроений правителя. Отсутствие нормального цивилизованного формата привело к тому, что в нашем государстве граждане сверяют свои часы исключительно с одним ориентиром и о том, каков будет день, гадают по тому, с какой ноги сегодня с постели встал евразийский владыка.
Автор: Александр БАРАНОВ
Так и с Кодексом этики для журналистов. Он что, это серьезно? Или это очередная блажь? В общем, чувства двоякие: вроде бы и смешно, и в тоже время — страшно. С одной стороны, этический кодекс для СМИ смахивает на очередную глупость, пшик и бла-бла-бла. Ну кто всерьез у нас воспринимает назарбаевские пророчества и благие вести о спасении мира и евразийстве, все эти пышные стратегии и ежегодные послания глупому несмышленому народу? Никто. В их судьбоносность верит в нашей стране лишь один человек — их автор и инициатор.
А с другой стороны, есть вероятность того, что все очень серьезно. Уж что-что, а гнобить и прессовать наши власти умеют. Если президент высказался про кодекс серьезно, то это надо расценивать исключительно как меру репрессивного характера, как попытку надеть на СМИ дополнительный намордник. Причем речь идет исключительно о независимых изданиях. Потому что предположить, что государственные СМИ ведут себя неэтично и искажают информацию, официально невозможно. Поскольку они сидят на госзаказе и, по сути, выражают политику режима.
Да, моральные принципы, этика в журналистике должны быть. Но речь идет о журналистике в нормальном понимании. А где она у нас? У нас информационные войны. Государство через свои СМИ ведет пропаганду и занимается промывкой мозгов, зомбированием. Оппозиционные СМИ вынуждены заниматься контрпропагандой и отбиваться от нападок и угроз. Когда нет свободы слова, когда журналисту нельзя говорить правду, давать различные точки зрения, когда есть табуированные темы, о какой этике вообще можно вести речь? Это чушь.
Общество расколото, и разные группы в нем ведут борьбу, причем очень серьезную. СМИ, к сожалению, отражают эту поляризацию, поскольку их редакционная политика зависит от учредителей, у которых свои социально-политические пристрастия. Как в таких условиях определить, кто именно искажает информацию и лжет — огромная ли армия провластных СМИ или немногочисленные задавленные многомиллионными исками независимые массмедиа?
В условиях раскола возможности договориться о правилах нравственного поведения, исходя из понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо», практически нет. А учитывая, что 90% медийного рынка в стране занято именно государственными СМИ или аффилированными с режимом, то это еще сильно смахивает на попытку нечестной конкуренции. Видимо, казахстанцы уже настолько не верят «Хабару» и «Казахстанской правде», что власти вынуждены искать все новые и новые способы зачистки медийного пространства.
Хотите привести всех к единым этическим принципам — пожалуйста. Но только для этого надо, чтоб все участники медиарынка были поставлены в равные условия. Чтобы не было такого гигантского количества прикормленных государством СМИ, чтобы журналисты любого издания или телеканала обязаны были давать разные точки зрения и не боялись задавать чиновникам самые неудобные вопросы. Вот когда «Хабар» покажет изнанку Жанаозена с комментариями несистемной оппозиции, а «Казахстанская правда» начнет рассказывать не только о посевных и уборочных, но и про многомиллиардное состояние семьи президента, тогда можно будет о чем-то говорить.
И поскольку надежды на такой поворот событий нет, то очень хочется надеяться, что затея президента относится к разряду курьезов. В конце концов, Кодекс чести госслужащих Нурсултан Назарбаев уже придумал. Даже специальные восемь этических принципов (не путать свой карман с государственным, жить, не боясь вопроса «на что живешь?» и т.д.) написал для чиновников. И что, исчезла в Казахстане коррупция?
Вот так же будет и с Кодексом для журналистов: одни будут воспевать на все лады елбасы, а другие — говорить о крепчающем маразме и социально-политической деградации. Такова жизнь.
View original post here:
Еще один намордник для журналистов