Но прежде чем вплотную разбирать мифы об особом пути развития Казахстана, я бы хотела обратиться к читателям. Аудитория «Республики» — это сообщество теоретически подкованное и политически грамотное. И (наверняка!) здесь много читателей, которые перед сном берут в руки томик Лосева или Бахтина и для которых имя Вебера — не пустой звук. Немудрено, что опубликованные ранее статьи вызвали неоднозначную реакцию.
Упреков в мой адрес много, упреки в массе своей справедливые — я действительно не литератор и не публицист. Но я
В этой и следующих статьях будут рассматриваться уже конкретные мифы. Но — и это хочу отметить особо — без претензии на истину в последней инстанции, поскольку кроме исследования, проведенного в этом году общественным объединением «ЭХО», вопрос мифотворчества в Казахстане толком никто не изучал. Поэтому приглашаю всех желающих оставлять свои комментарии к статьям — на
Ну а сейчас — к делу.
Мифы об «особом» пути развития
«Да, есть общая постановка вопроса: человек долгое время не должен находиться у власти. Как в Америке — два раза по четыре года. И все, до свидания! Но бывают исключения из правил… Очень много стран на земном шаре. У нас есть своя специфика».
Эти слова Ермухамет Ертысбаев произнес летом 2009 года за «круглым столом» на тему «Двадцатилетие правления Нурсултана Назарбаева: Слово и дело, или Обманутые надежды». Вопрос ведущего касался причин того, почему Назарбаев столько лет находится у власти, несмотря на то что ставил этот грех на вид Кунаеву.
Что же подразумевается под «спецификой», благодаря которой стало возможным перманентное президентство нынешнего президента?
«Назарбаев — гарант мира между народами Казахстана»
Безусловно, в любой стране есть свои многовековые традиции, практики и особенности, которые накладывают определенный отпечаток на существующие в странах институты. Вопрос состоит в том, на какие ценности и почему делается акцент в обоснование институциональных изменений.
Основной акцент делается на «особости» народа. При этом в Казахстане, в отличие от других стран постсоветского пространства, «особость» народа выражена его двойственным характером. С одной стороны, народ Казахстана — это казахи, именуемые титульной нацией. С другой — это казахстанцы, являющие собой, по мнению официальных идеологов, особый культурный монолит представителей разных народов, волею судьбы населивших просторы республики.
Но, несмотря на развитие в сторону моноэтничности, республика
Первая линия транслируется непосредственно властью. Основной тезис — добрососедство народов, в силу трагических для них событий вынужденных перебраться в Казахстан, где их принял казахский народ. При этом вспоминаются насильственные переселения корейцев, чеченцев, курдов, немцев и расположенные на территории сталинские лагеря АЛЖИР и КарЛаг. Главный упор делается на гостеприимстве казахов, не давших целым народам погибнуть от голода и холода: «Все закавказцы и другие народы должны помнить о том, кто их приютил, и быть благодарны казахской земле» (Н. Назарбаев, в разговоре с журналистами, март, 2007 год).
Вторая линия никогда не звучит в официальных заявлениях, однако она активно проводится через образовательные программы всех уровней и
И если первая линия политического видения этого аспекта «особости» народа официально исходит сверху, то вторая проводится исподволь, но всегда сквозь призму молчаливого согласия и поддержки сверху.
Цели такой двуличной политики обычны и мало чем отличаются от прочих: с одной стороны, достигается безупречный имидж власти, с другой — исключается консолидация общества, в котором при молчаливом попустительстве руководства страны активно насаждается разделение по национальному признаку. Есть и бонус — казахстанская культура, основанная на интернационализме и дружбе народов. А это важнейший аргумент в ответ на критику страны и народа извне, и для компенсации своих недостатков власть считает достаточной апелляцию именно к этому параметру.
На фоне этих политических пассов Назарбаев выглядит
♦ Папе конечно огромное спасибо что не дает разжечь гражданскую войну по этническим признакам хотя желающих и подстрекающих очень много!
♦ Н. А. Назарбаева есть за что уважать, я русский и за все время мне никто ни разу не сказал уезжай отсюда.
♦ Мой родственник 20 лет назад всерьез задумался покинуть КЗ
И таких сообщений очень много, их нельзя списывать со счетов, огульно обвиняя в заказном характере. Из моих знакомых даже в среде тех, кто вовлечен в оппозицию нынешнему режиму, подавляющее большинство искренне верит в то, что только политическая воля Назарбаева уберегла страну от межэтнических распрей.
Страна степной демократии
Другой аспект «особости» пути развития всегда возникает в моменты, когда Казахстан подвергается жесткой критике за откат от демократических основ в своем развитии. Это миф о «степной демократии».
Вот что пишет политолог Айдос Сарым: «Так называемые институты «степной демократии» намного опередили опыт многих сегодняшних очень даже демократических стран… Даже само казахское ханство возникло благодаря демократической традиции… В условиях самостийности эти институты работали. Но потом наступил колониальный период, который продлился до 1991 года… Колониальные власти использовали выборы как инструмент стравливания элит, манипулирования общественным мнением».
Сарыму вторит поэт Олжас Сулейменов: «Казахстан — страна степной демократии, со своими многовековыми традициями».
Что же такое «степная демократия»? Это по большому счету набор инструментов, с помощью которых казахи регулировали свои внутриобщинные отношения в древности. К ним, в частности, относятся выборы биев (судей) и ханов. Действительно, в ситуации, когда по
Собственно говоря, это обычные правила поведения кочевого этноса, нацеленные на его выживание в суровых природных условиях. Обычно в литературе такие модели рассматриваются как следствие (или пережитки, если речь идет о более поздних периодах истории) родоплеменных отношений. Фактически все народы проходят этот период в своей истории, однако к подлинным демократическим институтам такие модели отношения, конечно, не имеют. И именно поэтому в научной среде отдельные исследования феномена «степной демократии» рассматриваются как моветон.
Более того, из частных бесед с преподавателями и студентами гуманитарных вузов следует, что в высшей школе не приветствуются и инициативы студентов, связанные даже с академическими изысканиями на эту тему. Но общество в совокупности, власть и СМИ, как рупор власти, продолжают активно муссировать идею «степной демократии», которая якобы намного опережает опыт современных демократических стран, и, следовательно, упреки таких стран в недемократичности — «нам не указ».
Особенно активно к теме «степной демократии» СМИ обращаются в период выборов. При этом акцент делается на том, что от многовековых практик политической культуры уйти нельзя, а, следовательно, существующие институты есть правильное воплощение многовековых традиций. К тому же казахстанский путь — это не
Цель, которую преследует миф о «степной демократии» в рамках общей мифологизации «особого» пути развития, также двояка, как миф о добрососедских отношениях. С одной стороны, это легитимация претензий на «особый» путь, основанный на попытках конструирования коллективной памяти через акцентуацию или сакрализацию определенных событий из прошлого, окрашенного исключительно светлыми красками. С другой — банальное оправдание собственной профанации демократического развития перед лицом соотечественников.
Страна, где растет красная береза
Не поленитесь набрать в поисковике фразу «Казахстан — единственная страна в мире» — и вы увидите, как много поводов для гордости должны иметь граждане Казахстана. Мои любимые: «Казахстан — единственная страна в мире, которая добровольно отказалась от ядерного оружия» и «Казахстан — единственная страна в мире, где тебе могут въехать в зад, когда ты обгоняешь по встречке».
Достижения и антидостижения тождественны по своей силе воздействия на эмоциональное самочувствие. Иными словами, даже сомнительные «подвиги» страны являются поводом для национальной гордости.
Национальная гордость же — это эмоция, иррациональное по своей сути отношение к своей стране, служащая оправданием гражданской и
Источник: Газета “Голос Республики” №41 (217) от 18 ноября 2011 года
Original post:
Евангелие от Ертысбаева