Минувшая пятница ознаменовалась для Беларуси двумя важными событиями, причем первое выглядело как непременное условие второго. Перед обедом Александр Лукашенко в торжественной обстановке в Кремле поставил автограф под Декларацией о евразийской экономической интеграции, а ближе к вечеру в Минск прилетели главы «Сбербанка России» и Евразийского банка развития (ЕАБР), чтобы подписать соглашение о предоставлении Беларуси кредита.
Автор: Ирина ПРИМАК
Формально синдицированный заем от «Сбербанка» и ЕАБР на общую сумму $1 млрд будет выделен ОАО «Беларуськалий» — одному из мировых лидеров по производству калийных удобрений и крупнейшему предприятию Беларуси — на финансирование общекорпоративных целей. Свои подписи под договором поставили председатель правления «Сбербанка России» Герман Греф и председатель правления ЕАБР Игорь Финогенов, со стороны Беларуси — генеральный директор ОАО «Беларуськалий» Валерий Кириенко. Организатором, агентом и агентом по обеспечению кредита выступил «Сбербанк», при этом его доля в кредите составит $900 млн, доля ЕАБР — $100 млн.
- Сделка заключается под баланс «Беларуськалия» — предприятия, которое не вызывает у нас вопросов с точки зрения текущего финансового состояния и способности обслуживать и возвращать кредит, — объявил перед телекамерами г‑н Греф и приоткрыл завесу над деталями соглашения. — Залоговым обеспечением выступают гарантии белорусского правительства и пакет акций одной из крупнейших белорусских компаний.
Это в общем-то и все, что известно об условиях кредитования. Ни сроки кредита, ни процентные ставки, ни акции какого конкретно предприятия выступили в качестве залога журналистам, присутствовавшим на подписании договора, узнать не удалось. Из туманного комментария главы «Сбербанка» можно лишь предположить, что кроме активов «Беларуськалия» Минск согласился заложить акции еще одного предприятия — по всей видимости, нефтеперерабатывающего ОАО «Нафтан». По крайней мере, контрольный пакет именно «Нафтана» в конце сентября был готов заложить вице-премьер РБ Сергей Румас для привлечения от «Сбербанка» годового кредита в $1 млрд.
- Мы не хотели давать в залог акции одного из наиболее успешных белорусских предприятий — «Беларуськалия», — говорил в сентябре г‑н Румас. — Мы достигли со «Сбербанком» соглашения, что кредит будет предоставлен без залога акций «Беларуськалия» под правительственную гарантию и под залог акций другого предприятия.
Теперь же получается, что белорусы закладывают и то, и другое. О намерении привлечь деньги в страну через «Беларуськалий», «Нафтан» либо какую-нибудь иную национальную компанию белорусское правительство заявляло неоднократно и каждый раз подчеркивало, что фактически заем пойдет в золотовалютные резервы. Однако когда дело дошло до подписания соглашения, даже такую очевидную деталь стороны почему-то не подтвердили.
- Это вопрос больше к белорусской стороне, — ответил на вопрос о конечной цели кредитования г‑н Греф. — Мы даем кредит компании на текущую деятельность. Это бридж-кредит, который, я надеюсь, в течение полугода будет переоформлен и рефинансирован в предэкспортное финансирование.
Такая непрозрачность условий говорит о том, что стороны так и не успели продумать механизм кредитования, но очень торопились преподнести новость о миллиарде. Как говорится, днем — согласие Беларуси на дальнейшую интеграцию, вечером — обещание денег.
Кстати, в тот же день г‑н Финогенов объявил еще одну приятную для официального Минска новость: 28 ноября будет рассмотрен вопрос о выделении Беларуси второго транша кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Первый транш в размере $800 млн (общая сумма займа — $3 млрд шестью траншами в течение 3 лет) был отправлен в Беларусь 21 июня. Выделение второго транша — $ 440 млн — сопряжено с выполнением Минском условий, прописанных в контрактном соглашении. Это шаги по стабилизации белорусской экономики, эффективность которых в октябре оценивала миссия представителей ЕАБР.
- Мы в целом довольны выполнением той программы, которая была реализована белорусским правительством, — подытожил работу миссии глава ЕАБР. — Это шаги, связанные с единым обменным курсом. Сегодня мы можем наблюдать, что бюджет выполняется, есть некий профицит. Мы видим, что счет текущих операций становится все меньше, чистые резервы Нацбанка растут.
По мнению г‑на Финогенова, все это является залогом того, что ситуация в Беларуси выйдет в нормальное русло. Для белорусских властей же эти слова как твердая надежда на то, что вопрос о втором транше кредита решится положительно.
Taken from:
Днем – подпись Батьки, вечером – миллиард