Дочь Мухтара Аблязова Алуа не смогла в этом году пойти в школу — ее не приняло ни одно учебное заведение Алматы, сообщила жена политика Алма Шалабаева. У мамы и дочери, которых полгода назад депортировали из Италии в Казахстан, до сих пор нет никаких документов на руках.
Семья Мухтара Аблязова оказалась в Казахстане после того, напомним, как 31 мая итальянская полиция ночью ворвалась в дом, где проживала Алма Шалабаева с дочерью Алуа. Искали, видимо, Аблязова, но не найдя, решили удовольствоваться женой и дочерью.
Чуть ли не в течение суток было принято решение об их отправке на родину! Такая скорость рассмотрения дела о депортации не могла не вызвать подозрения не только у общественности, но и у самих правоохранительных органов. Как потом стало известно, операция по депортации напоминала скорее похищение, которое было организовано не без участия сотрудников дипломатической миссии Казахстана в Италии и казахстанских спецслужб.
С тех пор минуло полгода. Во Франции был задержан сам Мухтар Аблязов, который сегодня в тюрьме ждет решения властей о депортации в Украину. Его семья оказалась в разных концах света: дочь и жена в Алматы, а остальные дети в Европе.
- Там у меня остались трое детей и двое внуков, — рассказала Алма Шалабаева каналу 1612TV. — Хотела бы быть вместе с ними. И если двое старших уже взрослые, то сыну Адияру 12 лет. Он остался без мамы и папы, ему очень тяжело.
Однако шансов вырваться к детям у Алмы Шалабаевой, похоже, нет. Она находится под подпиской о невыезде. Ее подозревают в причастности к незаконному изготовлению и выдаче национальных паспортов за взятку во время ее фактического отсутствия в Казахстане.
За минувшие полгода адвокаты супруги Аблязова не раз обращались в КНБ с просьбой прекратить дело против нее.
- Нет паспортов — нет дел, — считает ее защитник Нурлан Устимиров. — Но сколько мы с ней не пишем ходатайств, ответ один: «Нет основания для прекращения дела». Я так понимаю, что они не хотят закрывать это дело и не хотят отправлять его в суд.
Между тем никому не ясен даже статус Алмы и Алуа в Казахстане, потому что у них на руках нет документов, которые бы удостоверяли их личность и гражданство.
- В ЦОНе нам сказали, что только после суда ей смогут выдать документы, но как она сможет участвовать в том же судебном заседании без каких-либо бумаг, удостоверяющих ее личность? — удивляется другой адвокат Николай Долматов.
Все эти полгода жена Аблязова живет в Алматы у родственников. 1 сентября Алуа, как и все дети ее возраста, должна была пойти в школу. Но не смогла.
- Нас ни в одну школу не принимают, — говорит Алма Шалабаева. — Я сама стала с ней заниматься. Учу математике, русскому языку, в меру моих возможностей английскому, а с помощью родителей стараемся изучать казахский язык.
Конечно, это здорово, что Алма Шалабаева не опустила руки и смогла в меру своих сил организовать обучение дочери на дому, но оно не заменит, конечно, школы, общения со сверстниками.
Впрочем, не это главная мечта маленькой девочки. Алуа очень хочет снова быть в кругу своей большой семьи.