На очередном пленарном заседании мажилиса решался вопрос о строительстве в стране Балхашской ТЭС. Точнее, решение было принято на самом высоком уровне уже давно, и соглашение между правительствами Казахстана и Южной Кореи подписано еще в августе 2011 года. Однако соглашение должно быть ратифицировано, а потому судьба тепловой электрической станции на Балхаше сейчас находится в руках депутатов.
Автор: Тимур ВАЛИЕВ
О нюансах казахстанско-корейских договоренностей мажилисменам рассказал министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев. Так, для реализации проекта будет создано предприятие — АО «Балхашская тепловая электрическая станция», которое станет независимым производителем тепловой энергии.
Участвовать в компании будут две стороны: казахстанская — в лице «Самрук-Энерго», и корейская — Korea Electric Power Corpоration и Samsung C&T Corpоration. Финансироваться проект будет сторонами в зависимости от доли участия. При этом предполагается и привлечение заемного финансирования (70%), и взносы акционеров (30%), также пропорционально долям участия в АО «Балхашская ТЭС»: АО «Самрук-Энерго» (25%+1 акция), корпорация «Самсунг Си энд Ти» (75%-1 акция).
Казахстанская доля участия в капитале АО «Балхашская ТЭС» составляет 45,335 млрд тенге, из которых 16,092 млрд тенге уже выделены из средств республиканского бюджета, и одобрено выделение 10,964 млрд из средств Национального фонда Казахстана. В 2014—2016 годах необходимо выделить 18,279 млрд тенге для дальнейшего формирования уставного капитала Балхашской ТЭС.
В чью сторону баланс?
Депутаты задали массу вопросов. Например, о том, специалисты какой страны будут работать на новом предприятии. И получили заверения, что большая часть специалистов будут именно граждане Казахстана.
- Всего при строительстве будет порядка 5 тысяч человек задействовано, после эксплуатации — 1200, — пояснил г‑н Исекешев, подчеркнув, что приоритет будет отдаваться казахстанцам.
Заинтересовались мажилисмены и преференциями, которые правительство готово предоставить иностранному инвестору. По словам министра, пакет льгот предлагается стандартный.
- Это традиционное освобождение от уплаты корпоративного налога сроком на 10 лет с момента введения в эксплуатацию данной станции. Освобождение от уплаты налога на имущество сроком на пять лет — с момента введения в эксплуатацию. И государственный натурный грант в виде земельных участков на праве временного безвозмездного землепользования. Мы считаем, что данные преференции являются адекватными для того, чтобы обеспечить баланс интересов государства и инвестора.
Айгуль Соловьева (кстати, единственная из мажилисменов) подняла вопрос об экологической составляющей. Тепловая электрическая станция — не самый экологичный проект, и депутат засомневалась, как строительство такого объекта соотносится с заявленными страной приоритетами в «зеленой экономике».
В ответ г‑н Исекешев заверил, что именно экологические вопросы стали главными при разработке данного проекта. По его словам, казахстанская делегация ознакомилась с работой таких объектов в Корее и увидела своими глазами, что это «экологически очень чистая технология, практически ноль выбросов».
- Тем не менее ряд требований, которые предложено нами включить, — это применение системы золошлакоудаления; построить рыбопитомник; в целях экономии водных ресурсов использование оборотной системы технологического водоснабжения с обособленной системой водохранилищ, исключающей влияние на загрязнение озера и другие, — пояснил он, и добавил: — КПД станции выше на 30—40%, чем у действующих станций. Думаю, она будет самая на данный момент чистая экологически станция.
О цене отдельный разговор
Но главный вопрос, которым задавались почти все депутаты, — какова будет стоимость производимой электроэнергии. Однако министр в ответ на все эти вопросы напомнил, что Южный регион страны является энергодефицитным, при этом потребность в электроэнергии растет ежегодно на 5—6%.
- Особенно на юге, где сейчас активно разворачивается и промышленность, и МСБ, и предполагается, что к 2018 году уже действующих мощностей будет недостаточно для покрытия всех необходимых объемов потребления, — уточнил он. — Поэтому для устойчивости Южного региона именно в этом месте планируется строительство Балхашской станции как опорной. Вы знаете, что еще в советское время планировалось именно в этом месте. Запуск этой станции в 2018 году позволит решить вопрос Южного региона, обеспечить устойчивость энергоснабжения.
Но вопрос, сколько стоит, так и остался без ответа. По словам г‑на Исекешева, цена будет определена после того, как межправительственная комиссия ознакомится с финансовой моделью проекта и изучит ПСД.
- Мы видим, что цена на самом деле будет приемлемая. Как минимум она будет не намного выше, чем по действующим инвестиционным тарифам. Если цена будет, конечно, невыгодной для нашей энергосистемы, конечно, мы такой тариф утверждать не будем и к проекту не будем приступать, — пообещал министр.
И добавил: «Мы ожидаем, что, по предварительным расчетам, это станция предварительно будет добавлять в каждый киловатт порядка 30—50 тиын, в зависимости от разных пиков нагрузки. То есть она не окажет серьезного повышения на действующие тарифы».
Такое объяснение депутатов вполне устроило. Законопроект они одобрили и передали на рассмотрение сената.
Оригинал статьи —