Марат Оспанов, первый председатель мажилиса, сформированного после принятия в 1995 году Конституции, которая, как многие считают, способствовала укреплению авторитаризма в Казахстане, стоял у истоков партии «Отан» (сейчас «Нур Отан»). Он убеждал, что партия не будет действовать под диктовку ее лидера Нурсултана Назарбаева, бывшего на тот момент президентом страны. Оспанов признавал, что полномочия парламента во второй половине 1990‑х были сужены, но, несмотря на это, поддержал продление президентского срока — с пяти до семи лет. По словам знавших Оспанова людей, он помог укрепить режим Назарбаева, но не боялся его критиковать.
КОНКУРЕНТНЫЕ ВЫБОРЫ СПИКЕРА ПАЛАТЫ
25 лет назад, 30 января 1996 года, один из самых известных политиков того времени Марат Оспанов стал председателем новоизбранного двухпалатного парламента.
Преподаватель Актюбинского медицинского университета, получивший известность благодаря своей активности в постперестроечные годы, он был членом двух созывов Верховного Совета, и затем прошел в мажилис и возглавил палату, став третьим лицом в иерархии государственных должностей.
Современники говорят о Марате Оспанове как об «основоположнике» налоговой политики в Казахстане, одном из основателей партии «Отан» (на съезде 22 декабря 2006 года партия была переименована в «Нур Отан» в честь президента Нурсултана Назарбаева). По их словам, Марат Оспанов, человек с хорошими знаниями в области экономики, привлек внимание Назарбаева.
— Хотя Оспанова поддерживал президент, депутаты могли не избрать его председателем. Среди депутатов от оппозиции тоже были желающие занять пост председателя мажилиса. Они не сразу допустили это, — говорит бывший депутат Ирак Елекеев.
Депутаты, прошедшие в парламент по итогам выборов в декабре 1995 года, приступили к избранию председателя мажилиса в январе 1996 года. Среди кандидатов на пост были бывший аким Алматы Заманбек Нуркадилов, ученый Умирбек Джолдасбеков, много лет возглавлявший университет, и бывшие депутаты Верховного Совета Оразалы Сабден и Марат Оспанов.
Председатель распущенного по заявлению депутата Татьяны Квятковской Верховного Совета 13 созыва Абиш Кекилбаев тоже выдвинул свою кандидатуру, но до процедуры голосования она не дошла. Позже Кекилбаев указом Назарбаева он был назначен госсекретарем.
По словам депутата того периода Ирака Елекеева, Назарбаев, похоже, не хотел, чтобы спикером был избран Абиш Кекилбаев.
Президент не мог выдвигать кандидата на пост председателя мажилиса, но присутствовал на заседаниях мажилиса. После выборов в мажилис стало известно, что на пост спикера будут претендовать четыре кандидата. Избирательная комиссия разослала каждому депутату телеграммы и поздравила с избранием. Только телеграмма Марата Оспанова пришла с красной правительственной печатью. Мы тогда это поняли так, что он и станет председателем, — говорит он.
В первом туре победили Умирбек Джолдасбеков и Марат Оспанов. Депутаты тайным голосованием должны были определить победителя. Марат Оспанов в итоге получил 71 процент голосов.
В последующих созывах конкуренции при избрании на пост спикера мажилиса не было. В Верховном Совете такая состязательность была. В последнем Верховного Совете в председатели выдвигались четыре депутата, и во второй тур прошли депутат от оппозиции Газиз Алдамжаров и писатель Абиш Кекилбаев. Председателем стал Кекилбаев.
В мажилисе, сформированном после выборов в январе 2021 года, на пост председателя была предложена одна кандидатура — Нурлана Нигматулина. За нее проголосовали единогласно.
«Я ДОСТАТОЧНО ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СПИКЕР»
Созданию первого двухпалатного парламента в Казахстане предшествовали политические пертурбации. Два созыва Верховного Совета были распущены по разным причинам, а законодательные функции временно перешли к президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Вскоре Казахстан утвердил после референдума новую Конституцию.
Некоторые политики характеризовали череду событий середины 1990‑х как управляемый Назарбаевым процесс, задуманный для «захвата власти, и называли Конституцию 1995 года, принятую в отсутствие парламента, нацеленной на установление суперпрезидентской власти.
Марат Оспанов, ставший председателем мажилиса после конституционных изменений, говорил: «Политизация нас захлестнула, не давала плодотворно работать, хотя потенциал Верховного совета был достаточно высок. Прежний Верховный совет стал жертвой собственной чрезмерной политизации». Оспанов говорил, что каждое заседание прежнего парламента начиналось с серии заявлений, после чего формировалась очередная комиссия. Парламент, по его словам, следует рассматривать не как центр конфликта, а как законодательный орган.
Марат Оспанов допускал критические выпады в адрес оппозиции: «В целом же для характеристики той оппозиции, о которой у нас сегодня говорят, нужно отметить, что она больше популистского, консервативного толка: пользуясь демократическими лозунгами, она отстаивает вчерашние принципы».
«Я считаю себя одним из первых демократов в Казахстане и остаюсь им сейчас», — говорил Оспанов в интервью, называя себя «либеральным спикером».
Во время его председательства в мажилисе парламент принял решение о проведении досрочных президентских выборов и внес изменения в Конституцию. 10 января 1999 года Нурсултан Назарбаев был переизбран президентом Казахстана на семилетний срок (ранее срок полномочий составлял пять лет). До этого, в 1995 году, Назарбаев продлил президентские полномочия на референдуме.
«И все это время мне не давала покоя мысль, почему я, демократ Оспанов, служу человеку, который получил власть нелегитимно — через продление своих полномочий посредством референдума. И это во мне звучало все время. И тут момент подоспел: ежегодное послание президента народу вылилось в дальнейшую демократизацю общества, и депутаты в парламенте настояли на том, чтобы президент начал эту самую демократию с себя — пошел на всенародные выборы», — говорил Марат Оспанов в интервью изданию «Инфо-Цес» 27 ноября 1998 года.
В президентских выборах 1999 года участвовал лидер оппозиции Серикболсын Абдильдин, бывший председатель Верховного Совета. Он утверждал, что «выборы были сфальсифицированы». По его словам, это позднее подтвердили Нурлан Балгимбаев, на тот момент премьер-министр, и Алтынбек Сарсенбайулы, который был министром информации.
Марат Оспанов, похоже, попытался отреагировать на критику сразу после президентских выборов.
«Оппозиция сама постоянно требовала, чтобы власть президента была легитимной, а теперь, когда принято решение, она снова не поддерживает. Она снова критикует. Я хорошо знаю ее, я сам родом из оппозиции. Даже в определенных кругах есть еще ко мне недоверие: он, мол, из той среды и в любой момент может туда вернутся. Даже этот факт моей биографии используют иногда в моих взаимоотношениях с президентом», — сказал он в интервью газете «Инфо-Цес», опубликованном 27 ноября 1998 года.
УДОСТОВЕРЕНИЕ ПАРТИИ «ОТАН» № 3
Марат Оспанов, основавший группу «Демократический Казахстан» в Верховном Совете в 1990‑х годах, до 1998 года был членом партии «Народный конгресс», возглавляемой писателем Олжасом Сулейменовым. Он нередко критиковал свою партию и Олжаса Сулейменова за «нежелание избавляться от старого» и предлагал выборы депутатов мажилиса по партийным спискам.
После того, как избирательный штаб, созданный в поддержку Назарбаева во время президентских выборов 1998 года, стал партией «Отан», Оспанов получил удостоверение № 3. Первые два были выданы Назарбаеву и бывшему премьер-министру Сергею Терещенко, главе избирательного штаба.
Марат Оспанов считал, что нет ничего плохого в том, что «Отан» стала пропрезидентской партией.
«Я не вижу в этом ничего плохого. Наоборот, очень хорошо, если создается мощная партия в поддержку президента. Кстати, и для него это определенные рамки», — объяснял он.
На вопрос журналистов, не возглавляемый ли им парламент дал президенту безграничную власть, он отвечал: «Абсюлютно нет!» (газета «Аргументы и Факты» №40, 1999 год).
Но вместе с тем он признавал, что полномочия парламента были значительно сужены.
— Оппозиция называет нас «антинародным парламентом». Конечно, мне это неприятно. Большей частью нас ругают политики-оппозиционеры. Мол, вы мало сделали, вы плохо отстаивали права людей, вы плохо контролировали исполнительную влась. При этом они забывают, что у нас нет контрольных функций. Но когда некоторые кандидаты начинают агитировать за себя, они сразу это вспоминают и заявляют, что, дескать, будут добиваться расширения полномочий президента. Если в парламенте 12-го созыва мы утверждали всех министров перед их назначением президентом, а в парламенте 13-го созыва только силовых, то Конституция 1995 года не дает нам права утверждать ни одного министра — они просто назначаются президентом с подачи премьер- министра, — говорил он.
Оспанов заявлял также, что «президент Назарбаев монополизировал функции по формированию правительства и контроль над ним». «Но я хорошо знаю президента — он понимает, это сделано на определенный период», — отмечал он.
За время пребывания на посту председателя мажилиса Марат Оспанов разрабатывал экономические программы и предлагал их правительству. В 1999 году он оказался в центре внимания СМИ, когда потребовал немедленной отставки правительства Нурлана Балгимбаева.
На вопрос о том, почему поддерживаемое Назарбаевым правительство Балгимбаева подверглось критике со стороны второго по влиятельности члена партии , Оспанов ответил:
— По Конституции президент не имеет права принадлежать к какой-либо партии. Да, он был избран председателем «Отана», но тут же сложил с себя эти полномочия, оставшись неформальным, если хотите, духовным лидером. Но это не значит, что партия «Отан» намерена постоянно экспллуатировать имидж президента, его авторитет, действовать под его диктовку.
Экономическая программа Марата Оспанова на 1999–2005 годы «От стабилизации к росту» была опубликована в феврале 1999 года в нескольких номерах газеты «Начнем с понедельника». Правительство, возглавялемое тогда Касым-Жомартом Токаевым, приняло эту программу во внимение.
Официальные и неофициальные СМИ публиковали различные статьи о Марате Оспанове, в газетах выдвигали предположения, что он метит на пост премьер-министра. Он был открыт для вопросов журналистов.
«Что касается моих “премьерских амбиций”… Вот так всегда: как только Оспанов немножко активизируется, сразу начинаются разговоры о его жажде премьерства, а то и президентства», — говорил он иронично в одном из интервью (газета «Время», 17 июня 1999 года).
Марат Оспанов участвовал в парламентских выборах 1999 года и был переизбран в мажилис. Он возглавлял партийный список «Отан». Но на первом заседании мажилиса он не смог присутствовать, поскольку в ноябре 1999 года оказался в больнице.23 января 2000 года он скончался.
Тогда высказывались разные предположения о смерти Оспанова. Журналист Розлана Таукина писала, что «гипертонический криз у Оспанова случился чуть ли не после или даже во время встречи с Назарбаевым».
«Я НЕ ВИДЕЛ ТАКИХ АМБИЦИЙ ОТ ПОСЛЕДУЮЩИХ СПИКЕРОВ МАЖИЛИСА»
Бывшие депутаты мажилиса Ирак Елекеев и Амангельды Айталы характеризуют Марата Оспанова как «образованного, делового лидера», тогда как Жасарал Куанышалин, бывший депутат парламента, который работал с Оспановым в Верховном Совете, возглавляемом Абишем Кекилбаевым, называет его «одним из основателей нынешней политической системы».
— После роспуска Верховного Совета в 1995 году президент Нурсултан Назарбаев принял более сотни законов, — говорит Елекеев. — Недовольный законами, Оспанов часто говорил: «Нам нельзя распускаться, нам нужно дойти до конца срока». Он хотел быть премьер-министром. Я не видел таких амбиций от последующих спикеров парламента.
По его словам, шансов у Марата Оспанова, который был переизбран в мажилис, вновь занять кресло спикера были низкими. Но сам Оспанов, кажется, до последнего момента верил, что будет председателем палаты.
— Мы вместе обедали, у него было хорошее настроение. Через час его госпитализировали. Он разговаривал с кем-то по телефону. Увидев это, я предупреждал следующих спикеров, чтобы они не верили сильно заверениям о том, что будут переизбраны, — говорит он.
Бывший депутат мажилиса, доктор философских наук Амангельды Айталы тоже считает, что Марат Оспанов лишился шансов стать спикером после того, как в нем увидели политического конкурента для высшего руководства.
— Вполне возможно, что Марат Оспанов был уверен в том, что он будет переизбран [спикером]. Однако власти, похоже, до первого заседания мажилиса [второго созыва] не сообщили ему об изменениях в планах, — говорит Айталы.
По его словам, тогда высказывались предположения, что, если спикером «станет талантливый, компетентный и амбициозный Марат Оспанов, то он сможет баллотироваться в президенты в будущем».
Амангельды Айталы говорит, что Марат Оспанов верил, что в установлении многопартийной системы.
— Несмотря на то, что он был одним из основателей партии «Отан», его нельзя назвать основателем сегодняшней политической системы. Потому что у него были свои демократические планы. Политическая система сильно изменилась с 1999 года, — считает он.
Председателем мажилиса второго созыва стал бывший генеральный прокурор Казахстана, председатель Государственного следственного комитета Жармахан Туякбай. Он также возглавил фракцию партии «Отан». Позже он выступил с резкой критикой политики Назарбаева и примкнул к оппозиции.
Жасарал Куанышалин, бывший член Верховного Совета, говорит, что Марат Оспанов, несмотря на различные заявления, не мог выйти из-под влияния Назарбаева и ограничивался выполнением его поручений.
После роспуска изучавшей Декабрьские события 1986 года комиссии во главе с поэтом и депутатом Мухтаром Шахановым, которого позже назначили послом в Кыргызстане, Жасарал Куанышалин инициировал создание комиссии в Верховном Совете по объективной оценке Желтоксана (протеста казахской молодежи против назначения руководителем советского Казахстана ставленника Кремля Геннадия Колбина).
— Заместитель председателя Верховного Совета Оспанов был одним из тех, кто больше всего препятствовал этому. Он старался на заседаниях не давать слово тем, кто меня поддерживал. Со временем комиссия была сформирована с большими усилиями, но она не смогла работать из-за роспуска Верховного Совета по заявлению депутата Квятковской. Комиссия была одной из причин роспуска парламента, — говорит он.
Бахыт Оспанова, вдова Марата Оспанова, которая собрала научные труды, статьи, интервью мужа и опубликовала их в нескольких книгах, говорит, что ее муж в последние годы сильно переживал и нервничал.
— Он критиковал и правительство, часто давал интервью, чтобы высказать свои мысли. Однажды, глубоко задумавшись, он сказал мне, что чувствует себя чужим в своем окружении. До последнего момента он считал себя в одной команде с президентом, — вспоминает она.
Партия «Отан», основанная в 1999 году, после поглощения нескольких партий, стала называться «Нур Отаном». Нурсултан Назарбаев, руководивший Казахстаном почти 30 лет, после ухода с поста президента остался лидером партии «Нур Отан», доминирующей на политическом поле Казахстана.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»