Пять лет заключения условно – такого наказания потребовал прокурор для Аскара Молдашева, обвиняемого в хранении наркотиков. Сегодня в Бостандыкском райсуде Алматы состоялись прения по громкому делу против брата издателя газеты «Голос республики», а вчера были выслушаны последние ходатайства.
Автор: Андрей АНДРЕЕВ
Заседание среды началось с заминки — понятого Есеева (свидетеля) к назначенному времени не нашли. На прошлом судебном слушании в связи с неявкой свидетеля, бывшего понятым при задержании Аскара, судья оформила для него принудительный привод .
- Его вчера нашли, но сегодня опять потеряли, — развел руками прокурор.
Подумав, судья Елена Кван решила перейти к следующему этапу процесса: исследованию материалов дела. Задание найти понятого к сегодняшнему дню осталось в силе для гособвинителя.
Адвокат попросила приобщить к материалам дела выписку о состоянии здоровья Аскара Молдашева.
- На предварительном следствии мы заявляли такое ходатайство, но оно вообще не было рассмотрено, — сообщила Инесса Кисилева. — Моему подзащитному вызывали «Скорую помощь в ночь с 31 октября на 1 ноября, которая доставляла его в кардиологическую больницу.
Ознакомившись с документами, судья удовлетворила это ходатайство.
Следующим ходатайством Инессы Кисилевой было исключение из материалов дела ряда документов, имеющих определяющее значение для дела.
- Прошу признать незаконным постановление о возбуждении уголовного дела, так дело возбудило ненадлежащее лицо. В постановлении Косетов именует себя следователем ДВД, а последующие следственные действия проводит уже как следователь Бостандыкского РОВД, — заявила адвокат.
Также Инесса Кисилева попросила признать незаконным постановление о производстве несанкционированного личного досмотра Аскара Молдашева в день задержания.
- В постановлении указано, что оно вынесено и зарегистрировано в КУЗИ до самого факта задержания, в то время как должно быть наоборот, — пояснила адвокат. — Он никак не мог рассмотреть материалы КУЗ до самого задержания.
Также адвокат попросила признать незаконным рапорт уполномоченного Абдиказимова, в котором он докладывает, что 31 октября около 8.20 утра был задержан Молдашев, и просит закузировать факт задержания Молдашева и факт изъятия у него психотропных средств.
- Как мы видели из постановления о производстве обыска, КУЗ уже имел место быть, поэтому я считаю данный рапорт незаконным, — пояснила Инесса Кисилева.
Также, по мнению адвоката, следует признать незаконным и протокол личного обыска Молдашева.
- Этот протокол не соответствует обстоятельствам дела, которые имели место быть. В частности на видео видно, как Молдашев требует адвоката, а в протоколе этого нет. На видео видно, что на капоте белого Фольксвагена лежит синий мешок, и слышно, как Молдашев просит изъять его и приобщить к материалам дела, но в протоколе это не отражено. На видеозаписи видно, что следователь неоднократно прикасается без перчаток к таблеткам, однако, в протоколе указано, что обыск проводил только опер Кушалиев. Описание в протоколе упаковки вещественных доказательств не соответствует видеозаписи и поступившим для проведения экспертиз, — перечислила адвокат. — Данный протокол недопустим в качестве доказательства по уголовному делу.
Заключение экспертов о смывах с рук Молдашева также должно быть признано недопустимым доказательством.
- Следователь прикасался к таблеткам, к бумаге, на которой лежали таблетки, а потом этими же руками брал кусочки ваты для смывов и передавал их оперу. В данной ситуации результаты экспертизы также должны быть исключены из материалов дела, — уверена Инесса Кисилева.
Судья оставила открытыми эти ходатайства. “Решение по ним будет вынесено в совещательной комнате”, — сказала Елена Кван.
Далее суд принялся изучать вещественные доказательства: те самые изъятые у Аскара таблетки, порошок и срезы с карманов его одежды. Их доставил следователь Ходжаев. Инесса Кисилева обратила внимание, что упаковка с таблетками не соответсвует описанию в протоколе. Осмотрев пакетики с вещдоками, судья сложила их обратно в пакет, не вскрывая. Секретарь судьи получила задание описать вещдоки. Процедура оказалась недолгой.
После этого судья приступила к оглашению материалов дела. Перелистывая тома, которых оказалось два, Елена Кван зачитывала заголовки документов и иногда их содержание. Процедура оказалась весьма длительной.
В конце процесса исследования Инесса Кисилева попросила приобщить отвод следователю Косетову. “Мы так и не получили ответа на этот отвод. Но потом следователя тихо поменяли на другого”, — пояснила адвокат. Судья удовлетворила это ходатайство.
После завершения ознакомления с материалами дела суд был отложен на среду.
Сегодня с утра прошли прения (скоро читайте наш репортаж об этом), и судья удалилась для вынесения приговора. Вполне вероятно, что решение будет оглашено уже сегодня.
…Напомним, что Аскар Молдашев был задержан 31 октября 2012 года, когда отводил ребенка в школу. Его сначала обвиняли в хранении наркотиков в особо крупном размере с целью сбыта (ст.259, часть 3, УК РК), а теперь, после первого рассмотрения дела в суде, уже обвиняют просто в хранении наркотиков в особо крупном размере (ст.259, часть 1—1, УК РК). По этой статье можно получить от 3 до 7 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Незадолго до ареста Аскар написал письмо в СМИ, в котором предупредил о давлении на него со стороны сотрудников Комитета национальной безопасности, требующих дать показания на брата и сотрудников редакции «Голос республики», и возможном аресте в связи с его отказом «стучать».
При задержании Аскара Молдашева, обысках в его квартире, квартире брата и родителей грубо были нарушены нормы закона. Своему адвокату Аскар рассказал об угрозах сотрудников КНБ в адрес его семьи, которые он получил уже после своего ареста.
Редакция «Голоса республики» не сомневается в том, что дело Аскара Молдашева политически мотивированно. Эта уверенность основывается на том, что на Данияра Молдашева уже оказывали беспрецедентное давление за его деятельность. Данияра дважды похищали — первый раз перед президентскими выборами в марте 2011 года и в марте 2012 года. Последнее похищение, мы можем это с уверенностью сказать, было совершено спецслужбами Казахстана
Оригинал статьи —