Муфтием можно было назначить Загипу Балиеву

О послед­них изме­не­ни­ях в офи­ци­аль­ной мусуль­ман­ской жиз­ни Казах­ста­на и неко­то­рых дру­гих вопро­сах рели­гии мы бесе­ду­ем с пре­де­да­те­лем Сою­за мусуль­ман Казах­ста­на Мура­том Телибековым.

 

Автор: Алмат АЗАДИ

 

- На про­шлой неде­ле сме­нил­ся вер­хов­ный муф­тий рес­пуб­ли­ки. Как вы счи­та­е­те, он выра­бо­тал свой ресурс, или же не смог спра­вить­ся со сло­жив­шей­ся напря­жен­ной рели­ги­оз­ной ситуацией?

- Раз­го­во­ры об ухо­де Дер­би­са­ли идут дав­но. Он и рань­ше про­сил­ся на отдых, одна­ко его попро­си­ли повре­ме­нить — иска­ли под­хо­дя­щую кан­ди­да­ту­ру. При­чи­на отстав­ки кро­ет­ся в воз­расте и состо­я­нии здо­ро­вья. К тому же, все пре­крас­но пони­ма­ли, что ста­рик не справ­ля­ет­ся с рабо­той. Рели­ги­оз­ный экс­тре­мизм из мече­тей вырвал­ся на ули­цы горо­дов, фана­ти­ки взя­ли в руки ору­жие. При­чем это про­ис­хо­дит на фоне рез­ко­го сокра­ще­ния чис­ла внеш­них мис­си­о­не­ров. Авто­ри­тет оте­че­ствен­ных има­мов стре­ми­тель­но падал.

Я думаю, что новый муф­тий не силь­но будет отли­чать­ся от преж­не­го. Откро­вен­но гово­ря, труд­но сов­ме­стить в одном лице кре­а­тив­ную лич­ность и покор­но­го мари­о­нет­ку. Впро­чем, пожи­вем — увидим.

Боль­ше все­го меня удив­ля­ет сама про­це­ду­ра избра­ния. Все дела­лось наспех, скрыт­но. Это сви­де­тель­ство­ва­ло о том, что вла­сти не уве­ре­ны в под­держ­ке мусуль­ман­ско­го духо­вен­ства. Вопро­сов мно­го. Преж­де все­го, вызы­ва­ет недо­уме­ние лич­ность ново­го муф­тия. Я набрал в поис­ко­вой систе­ме Google имя «Ержан Мая­ме­ров» и не уви­дел ни одной тео­ло­ги­че­ской ста­тьи, науч­ной пуб­ли­ка­ции, выступ­ле­ния. Абсо­лют­но ника­ких све­де­ний кро­ме инфор­ма­ции об избра­нии гла­вой ДУМК.

С таким же успе­хом мы мог­ли бы назна­чить на эту долж­ность бан­ки­ра Гри­го­рия Мар­чен­ко на том осно­ва­нии, что у пар­ня отлич­ная боро­да. Или депу­та­та Заги­пу Бали­е­ву, так как она бег­ло гово­рит по-казах­ски. А еще луч­ше — избрать муф­ти­ем извест­ную чинов­ни­цу Ната­лью Кор­жо­ву! Вот тогда мы дей­стви­тель­но пора­зим весь мусуль­ман­ский мир. При­чем в каче­стве глав­но­го аргу­мен­та при­ве­сти ее неопи­су­е­мую кра­со­ту. Да, так и ска­зать: «Муф­ти­ем Казах­ста­на народ избрал деву-Ната­шу, пото­му что у нее класс­ная фигура!».

Пред­став­ляю себе реак­цию ислам­ско­го сооб­ще­ства. Сау­дов­ские шей­хи друж­но опро­ки­нут­ся навз­ничь и зака­тят гла­за. Паки­стан­ские уле­мы нач­нут бить­ся в исте­ри­ке и сотря­сать воз­дух кулаками.

Преж­ний муф­тий Абсат­тар Дер­би­са­ли при вступ­ле­нии в долж­ность выгля­дел куда более при­вле­ка­тель­ным: у него была науч­ная сте­пень и авто­ри­тет уче­но­го. Здесь же — дев­ствен­но чистая био­гра­фия! Мне труд­но понять логи­ку Ак Орды. Каким обра­зом она пыта­ет­ся заво­е­вать рас­по­ло­же­ние мусуль­ман­ской уммы? Мало быть испол­ни­тель­ным и абсо­лют­но лояль­ным на этой долж­но­сти. Муф­тий дол­жен обла­дать авто­ри­те­том, хариз­мой. Может быть, для солид­но­сти ему при­сво­ить зва­ния ака­де­ми­ка и вру­чить пару орде­нов? Вытя­нуть рост, отрас­тить боро­ду, надуть живот… Совре­мен­ные тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют добить­ся подоб­но­го эффек­та за счи­тан­ные дни. Но спа­сет ли это положение?

- Да, пря­мо смех сквозь сле­зы… В нашей стране полу­ча­ют рас­про­стра­не­ние раз­лич­ные направ­ле­ния исла­ма, утвер­жде­ние кото­рых спо­соб­ству­ют раз­лич­ные поли­ти­че­ские и обще­ствен­ные дея­те­ли. Ну, вы поня­ли, о ком речь. Что вы може­те ска­зать вооб­ще об исла­ми­за­ции Казахстана?

- Исла­ми­за­ция идет очень интен­сив­но. Я думаю, что это обще­ми­ро­вая тен­ден­ция. Ислам ста­но­вит­ся зна­ме­нем для наци­о­нал-пат­ри­о­тов и бор­цов за демо­кра­тию. Весь­ма важ­ная роль отве­де­на исла­му и в гео­по­ли­ти­че­ской борь­бе. В США раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся кон­цеп­ция  «ислам­ской дуги», кото­рая мог­ла успеш­но про­ти­во­сто­ять экс­пан­сии Китая и Рос­сии. Надо отдать долж­ное аме­ри­кан­ским поли­ти­кам. Руко­вод­ству­ясь праг­ма­тиз­мом, они уме­ло направ­ля­ют энер­гию мусуль­ман­ско­го мира в нуж­ном направ­ле­нии. Попро­сту гово­ря, они экс­плу­а­ти­ру­ют ислам, и дела­ют это доволь­но успеш­но. Казах­стан­ским пра­ви­те­лям сле­до­ва­ло бы поучить­ся у сво­их замор­ских кол­лег. К сожа­ле­нию, наши стра­те­ги пред­по­чи­та­ют решать подоб­ные про­бле­мы с помо­щью гра­на­то­ме­тов, авто­ма­тов и рези­но­вых дуби­нок. Моз­ги вклю­ча­ют изред­ка — по боль­шим празд­ни­кам и в самую послед­нюю очередь.

Рас­про­стра­не­ние исла­ма нель­зя объ­яс­нить исклю­чи­тель­но поли­ти­че­ски­ми тех­но­ло­ги­я­ми, инфор­ма­ци­он­ным зом­би­ро­ва­ни­ем и эко­но­ми­че­ски­ми про­бле­ма­ми. Явле­ние это очень слож­ное, мно­го­пла­но­вое, мало­изу­чен­ное. Здесь идет нечто из глу­бин чело­ве­че­ско­го созна­ния. Впро­чем, это тема для отдель­но­го разговора.

- В свя­зи с этим, неко­то­рые, кто наро­чи­то, кто для лиш­не­го пира назы­ва­ют себя при­вер­жен­ца­ми тен­гри­ан­ства. Это игра­ет какую-то роль или все же язы­че­ский пережиток?

- Мне не хочет­ся под­вер­гать ост­ра­киз­му при­вер­жен­цев тен­гри­ан­ства. Каж­дый волен выби­рать веро­ис­по­ве­да­ние по душе. Одна­ко в рас­про­стра­не­нии этой идеи очень явствен­но ощу­ща­ет­ся поли­ти­че­ский при­вкус. Ни для кого не сек­рет, что казах­стан­ские идео­ло­ги дав­но леле­ют меч­ту — создать аль­тер­на­тив­ную модель исла­ма, кото­рую мож­но было лег­ко управ­лять. Агент­ство по делам рели­гии год назад выдви­ну­ло идею уме­рен­но­го исла­ма. Но в чем суть этой уме­рен­но­сти, так и не объяснили.

Про­па­ган­да тен­гри­ан­ства — это одна из попы­ток сдер­жать рас­про­стра­не­ние исла­ма. Хотя мы видим, как орга­нич­но впле­та­ют­ся язы­че­ские тра­ди­ции тен­гри­ан­ства в ткань мусуль­ман­ской идео­ло­гии. Кон­фрон­та­ция исла­ма и тен­гри­ан­ства — наду­ман­ная про­бле­ма. Зай­ди­те в любое казах­ское село и вы не най­де­те ни одной семьи, кото­рая бы объ­яви­ла: «Мы — тен­гри­ан­цы и не при­зна­ем ислам!». Подоб­ные утвер­жде­ния для них — дикость. Ни в одном казах­ском ауле вы не най­де­те тен­гри­ан­ской мече­ти. Тот, кто пыта­ет­ся утвер­ждать обрат­ное — без­на­деж­ный  фан­та­зер и сумасшедший.

- После рас­па­да СССР у казах­ско­го этно­са про­изо­шел мощ­ный тол­чок, нача­лось изме­не­ние куль­ту­ры и само­иден­ти­фи­ка­ции, мно­гие заин­те­ре­со­ва­лись исла­мом, ожи­да­ет­ся пере­вод казах­ско­го на лати­ни­цу, может ли это объ­еди­нить нас с тюрк­ским и мусуль­ман­ским миром?

- Пере­ход на лати­ни­цу — это поли­ти­че­ская игра, кото­рую зате­я­ла казах­стан­ская власть, пыта­ясь сдер­жать рос­сий­скую экс­пан­сию в Цен­траль­ной Азии. С дру­гой сто­ро­ны — это что-то вро­де пуга­ла для соб­ствен­но­го наро­да. Подоб­ные тех­но­ло­гии широ­ко исполь­зу­ют­ся во всем мире. Что­бы обще­ством лег­ко было управ­лять, необ­хо­ди­мо дер­жать его в посто­ян­ном напря­же­нии. Нуж­но вбра­сы­вать в него сума­сброд­ные про­ек­ты, созда­вать мни­мые угро­зы, дер­жать на полу­го­лод­ном пайке.

Обще­ство, кото­рое нахо­дит­ся в спо­кой­ном, сытом состо­я­нии, начи­на­ет орга­ни­зо­вы­вать­ся, струк­ту­ри­ро­вать­ся. Оно выра­ба­ты­ва­ет соб­ствен­ное пове­де­ние, появ­ля­ют­ся свои лиде­ры, кото­рые начи­на­ют пре­тен­до­вать на власть. Таким обще­ством труд­но управ­лять. Что­бы не допу­стить подоб­но­го, необ­хо­ди­мо нагне­тать стра­хи, под­дер­жи­вать кри­ми­наль­ные кру­ги, рас­про­стра­нять бан­ди­тизм, повы­шать цены на ком­му­наль­ные услу­ги и про­дук­ты пита­ния. Если нет тер­ро­ри­стов, их созда­ют, при­ду­мы­ва­ют, при­гла­ша­ют из-за рубе­жа, берут на про­кат. Вре­мя от вре­ме­ни, надо устра­и­вать пуб­лич­ные пере­стрел­ки, кро­ва­вые побо­и­ща, поку­ше­ния на госу­дар­ствен­ных дея­те­лей и поли­ти­че­ских лиде­ров. В обще­стве долж­на цар­ство­вать атмо­сфе­ра вза­им­но­го недо­ве­рия, враж­деб­но­сти и нена­ви­сти. Толь­ко тогда людь­ми лег­ко управлять.

Объ­еди­не­ние с тюрк­ским миром — это поли­ти­че­ская химе­ра. Идея пан­тюр­киз­ма уста­ре­ла. Вре­мя пока­за­ло, что как толь­ко речь захо­дит об инте­ре­сах нации, каж­дая стра­на напрочь забы­ва­ет о кров­ном и духов­ном родстве.

- Про­дол­жая тему, как вы счи­та­е­те, уход от кирил­ли­цы может при­ве­сти к суже­нию инфор­ма­ци­он­но­го пространства?

- Для куль­ту­ры Казах­ста­на это будет насто­я­щей ката­стро­фой, а для пра­вя­ще­го режи­ма — поли­ти­че­ской смер­тью. Воз­мож­но, в про­ти­во­сто­я­нии с рос­сий­ским поли­ти­че­ским истеб­лиш­мен­том мы что-то выиг­ра­ем, но в отно­ше­нии с соб­ствен­ным наро­дом это уже поро­ди­ло глу­бо­кую про­пасть отчуж­де­ния и непо­ни­ма­ния. В Свя­щен­ном Коране есть сло­ва « Когда Аллах хочет нака­зать чело­ве­ка, он лиша­ет его рас­суд­ка». Спу­стя годы наши пра­ви­те­ли будут с недо­уме­ни­ем зада­вать себе вопрос «Как мы мог­ли решить­ся на такую глу­пость?! Как подоб­ное мог­ло прий­ти нам в голову?!»

- Если казах­ский язык ста­нет объ­еди­ня­ю­щим фак­то­ром, то, может, сто­ит убрать в пас­пор­тах гра­фу «наци­о­наль­ность»? И всех граж­дан Казах­ста­на назы­вать каза­ха­ми, напри­мер, как во Фран­ции или Гер­ма­нии все, неза­ви­си­мо от этно­са, соот­вет­ствен­но фран­цу­зы и немцы.

- Не сле­ду­ет сле­по копи­ро­вать чужой опыт, каким бы про­грес­сив­ным он не казал­ся. В раз­ви­ва­ю­щих­ся моло­дых госу­дар­ствах часто при­сут­ству­ет про­вин­ци­аль­ный ком­плекс. Уви­дев на сто­роне что-то яркое, мод­ное, инте­рес­ное мы тут же стре­мим­ся это надеть на себя — неваж­но идет ли это нам или нет. Стра­на не гото­ва к подоб­ным ново­вве­де­ни­ям. По боль­шо­му сче­ту нет в этом осо­бой нуж­ды. У нас не хва­та­ет дру­гих про­блем? Ну, хоро­шо. Пред­ставь­те себе, мы это­го доби­лись наци­о­наль­ной уни­фи­ка­ции — все граж­дане отныне име­ну­ют­ся каза­ха­ми. У нас ста­нет мень­ше кор­руп­ции? У нас ста­нет боль­ше демо­кра­тии?  Повы­сит­ся уро­вень благосостояния?

Ради экс­пе­ри­мен­та мож­но пой­ти еще даль­ше — заста­вить всех муж­чин име­но­вать­ся Сери­ка­ми, а жен­щин — Шол­па­на­ми. Для боль­шей кон­со­ли­да­ции заста­вить народ днем и ночью мар­ши­ро­вать строй­ны­ми коло­на­ми. Всех людей из квар­тир пере­ме­стить в гигант­ские шат­ры и казар­мы для того, что­бы раз­ви­вать чув­ство кол­лек­ти­виз­ма. Вам это­го мало? Хоро­шо, согла­сен. Пой­дем даль­ше. Для фор­ми­ро­ва­ния еди­ной, друж­ной нации надо заста­вить всех людей спать в деся­ти­мест­ных кро­ва­тях. А еще луч­ше — на полу, что­бы сво­бод­но пере­ка­ты­вать­ся от одно­го парт­не­ра к дру­го­му. Класс­ная будет картина!

Пред­став­ляю себе идил­ли­че­скую кар­ти­ну. Лежу на широ­кой казах­ской кош­ме. Спра­ва от меня хра­пит Нур­сул­тан Аби­ше­вич, сле­ва — Сара Алпы­сов­на, чуть даль­ше Тимур Кули­ба­ев воро­ча­ет­ся от бес­сон­ни­цы, Дари­га Нур­сул­та­нов­на тихо напе­ва­ет во сне. В даль­нем углу шат­ра спит Ахмет­жан Еси­мов. Нака­нуне, он при­нял боль­шую дозу бешпар­ма­ка, поэто­му, вре­мя от вре­ме­ни, изда­ет стре­ля­ю­щие зву­ки. Оби­та­те­ли хан-шаты­ра недо­воль­но мор­щась, наде­ва­ют про­ти­во­га­зы, ибо огром­ное серо­во­до­род­ное обла­ко накры­ва­ет всех с голо­вой. Раз­дра­жен­ный Нур­сул­тан Аби­ше­вич пиха­ет ногой в бок мини­стра ЧС Воло­дю Бож­ко. Тот испу­ган­но вска­ки­ва­ет, вклю­ча­ет сире­ну воз­душ­ной тре­во­ги и вновь зава­ли­ва­ет­ся спать. Всех спа­са­ет министр совре­мен­ных тех­но­ло­гий Асет Исе­ке­шев. Он под­пол­за­ет к винов­ни­ку тор­же­ства, пыта­ясь уста­но­вить глу­ши­тель и ката­ли­за­тор… Но раз­да­ет­ся оче­ред­ной залп, и взрыв­ная вол­на под­бра­сы­ва­ет его в воз­дух. Опи­сав кру­тую дугу, он пада­ет на спя­ще­го мини­стра здра­во­охра­не­ния Сали­дат Каир­бе­ко­ву. Испу­ган­ная жен­щи­на изда­ет душе­раз­ди­ра­ю­щий вопль, думая, что кто-то пыта­ет­ся ее изна­си­ло­вать. Про­сы­па­ет­ся рев­ни­вый муж и бьет Асе­та дубин­кой по голове…

- Так то ж что-то из Чап­ли­на или Бла­сте­ра Киттона…

- В общем, не жизнь, а сплош­ное кино! Роман­ти­ка! С таким рево­лю­ци­он­ным запа­лом мы пере­ще­го­ля­ем даже Север­ную Корею и воз­гла­вим рей­тинг самых экс­тра­ва­гант­ных стран.

- Фор­ми­ро­ва­ние новой (суве­рен­ной) казах­ской нации уже нача­лось, мы живем по зако­ну запад­но­го капи­та­ла, день­ги уни­что­жа­ют все нрав­ствен­ные и мораль­ные иде­а­лы. Что же даль­ше, мы ста­нем «аме­ри­кан­ца­ми», толь­ко раз­го­ва­ри­ва­ю­щи­ми на казахском?

- Не сле­ду­ет дра­ма­ти­зи­ро­вать ситу­а­цию. Все наро­ды про­хо­дят через подоб­ное чисти­ли­ще. Воз­мож­но, сле­ду­ет пол­но­кров­но пере­бо­леть эти­ми болез­ня­ми, что­бы выра­бо­тать стой­кий имму­ни­тет. Я не знаю, кем мы ста­нем и в кого пре­вра­тим­ся. Но пред­чув­ствие под­ска­зы­ва­ет мне, что бли­зит­ся рас­пад казах­стан­ско­го госу­дар­ства на ряд само­сто­я­тель­ных обра­зо­ва­ний. Слиш­ком боль­шая тер­ри­то­рия для столь мало­чис­лен­но­го наро­да, раз­ди­ра­е­мо­го меж­до­усо­би­цей, эго­цен­триз­мом и весь­ма раз­мы­тым пред­став­ле­ни­ем о пат­ри­о­тиз­ме. Гово­рят, нет худа без добра. Может это и к луч­ше­му. Ведь не погиб­ла же араб­ская нация от суще­ство­ва­ния вели­ко­го мно­же­ства отдель­ных госу­дарств, неко­гда вхо­див­ших в еди­ный араб­ский хали­фат. Может быть, этот рас­пад поз­во­лит сохра­нить на пери­фе­рии искон­ные казах­ские кор­ни и предот­вра­тить рас­про­стра­не­ние рако­вых мета­стаз на весь орга­низм. Я не вижу иных путей, как мож­но предот­вра­тить стре­ми­тель­ное раз­ло­же­ние стра­ны, спол­за­ние обще­ства в про­пасть дре­му­чей монар­хии и дес­по­тиз­ма. На все воля Алла­ха! При­мем нашу долю, какой бы горе­мыч­ной она не была.

- Из послед­не­го. «По дан­ным КНБ в насто­я­щее вре­мя внут­ри стра­ны насчи­ты­ва­ет­ся 24 ради­каль­ных сала­фит­ских джа­ма­а­та чис­лен­но­стью 495 чело­век», — гово­рит­ся в обра­ще­ни­ях инфор­ма­гентств. Это циф­ра реаль­ная, или же, учи­ты­вая мас­шта­бы РК, незначительна?

- У меня воз­ни­ка­ет вопрос отно­си­тель­но сте­пе­ни ради­каль­но­сти этих людей. Как в этом убе­дить­ся? Меня сму­ща­ет один факт: оче­му в стране не про­во­дят­ся откры­тые судеб­ные про­цес­сы над ними с широ­ким осве­ще­ни­ем в СМИ? Я не исклю­чаю, что ста­ти­сти­ка может быть наду­ман­ной, сфаб­ри­ко­ван­ной. Ино­гда на такие дей­ствия идут, что бы про­де­мон­стри­ро­вать свою рабо­ту и нагнать поболь­ше стра­ху на людей. Но с дру­гой сто­ро­ны, при­ни­мая во вни­ма­ние, уси­ле­ние соци­аль­ной напря­жен­но­сти в стране, я допус­каю, что све­де­ния могут соот­вет­ство­вать действительности.

- Спа­си­бо за отве­ты, Мурат.

Источ­ник: Газе­та «Три­бу­на», №8 (26) от 27 фев­ра­ля 2013 года

Ори­ги­нал статьи:

Муф­ти­ем мож­но было назна­чить Заги­пу Балиеву

Статьи по теме

Найти тех кто прославляет Даригу Назарбаеву

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще