Специалисты Агентства РК по статистике вместе с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) и Фондом ООН в области народонаселения (ЮНФПА) измерили уровень толерантности казахстанцев к ВИЧ-инфицированным, выяснили социальное положение в стране детей и матерей плюс пересчитали факты бытового насилия в семьях.
Автор: Камиль АЯНОВ
Отчет по итогам этого мультииндикаторного кластерного исследования был презентован неделю назад в сенате. Цифры оказались очень интересными.
Мутный источник жизни
Руководитель Агентства РК по статистике Алихан Смаилов свой доклад перед сенаторами начал с… литья воды. Назвав безопасную питьевую воду «необходимым условием для поддержания хорошего здоровья», он рассказал, что около 94% населения имеют доступ к улучшенным источникам питьевой воды. Но при этом более 70% граждан применяют те или иные методы очистки: кипятят воду более 50% и используют фильтры 12%.
Как показывает исследование, получить доступ к источникам питьевой воды горожанам намного проще, чем сельчанам. Хуже всех, как подчеркнул Смаилов, дело обстоит в Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Южно-Казахстанской областях. Здесь доступность к улучшенным источникам менее 90%. (Большой привет программе «Питьевые воды».)
Свыше 50% населения пользуются источником питьевой воды, подведенным к жилищу, 11,4% — общественными кранами и колонками, 9,6% — артезианскими колодцами, у 8,8% населения водопровод находится на участке во дворе.
Что касается вопросов соблюдения санитарии и гигиены, то доля населения, проживающего в хозяйствах с улучшенными санитарно-гигиеническими устройствами, составляет более 99%. Из них 37% населения пользуются центральной канализацией, 54% — туалетами с настилом.
Несколько другая ситуация с детской смертностью. Ее оценили на уровне 28 на 1000 живорождений, а смертность детей в возрасте до 5 лет составила 31 на 1000. (В отчете скромно уточнено, что эти показатели относятся аж к 2006 году.)
Зато, как с гордостью отчитались статистики, охват беременных казахстанок дородовым медицинским наблюдением весьма высок. Почти все женщины (92%) хотя бы один раз во время беременности проходили дородовое обследование у квалифицированного медицинского персонала (от врача до сельского фельдшера). 87% женщин посещали медработников на протяжении беременности свыше 4 раз.
Кроме того, за последние два года 100% родов были приняты квалифицированным медицинским персоналом: 81,7% — врачами, 17,8% — акушерками и медсестрами, 0,4% — фельдшерами и ассистентами акушеров.
Не знают и знать не хотят
Исследователи также постарались измерить толерантность казахстанского общества по отношению к ВИЧ-инфицированным согражданам. С этим фактором у нас все весьма печально. Как считает глава статагентства — исключительно от невежества.
- Уровень распространения всесторонних знаний, используемых в передаче и профилактике ВИЧ, до сих пор остается довольно низким, — утверждает Смаилов. — Лишь 38% женщин и 38% мужчин в возрасте 15—49 лет имеют всесторонние знания о ВИЧ и СПИДе. В городской местности этот показатель выше, чем в сельской.
Впрочем, если сравнивать с показателем, полученным в результате аналогичного исследования несколько лет назад, следует отметить, что казахстанцы стали более просвещенными и число лиц, имеющих знания о ВИЧ и СПИДе, растет пропорционально уровню их образования. А вот молодежь о СПИДе знает мало, да и не особо стремится узнавать.
- Среди молодых людей в возрасте 15—24 года лишь 36% девушек и 34% молодых мужчин имеют всесторонние знания по ВИЧ, что говорит о довольно низкой осведомленности молодежи о профилактике ВИЧ, хотя в сравнении с предыдущим исследованием есть позитивные сдвиги, — констатировал глава статагентства.
Отсутствие знаний множит вокруг заболевания страшилки, что сказывается на отношении к ВИЧ-инфицированным. Опрос проводился на тему самых популярных мифов. Так, согласно его данным, 74,6% казахстанок и 65,9% казахстанцев не верят в весьма распространенное заблуждение, что ВИЧ может передаваться через совместное употребление пищи. 74,8% представительниц прекрасного пола и 62,1% пола сильного уверенно заявили, что данный вирус через укусы комаров не передается. И 86% от общего количества опрошенных не считают, что это заболевание способно распространяться различными сверхъестественными способами.
Что касается отношения к уже инфицированным гражданам, то оно настороженное. Толерантности максимум хватает на то, чтобы проявлять заботу о члене семьи, если вдруг выяснится, что он болен (на это подписалось около 80% опрошенных).
Всего 17—18% мужчин и женщин заявили, что не откажутся купить свежие овощи у ВИЧ-инфицированного продавца. Свыше 30% опрошенных представителей обоего пола согласились на то, чтобы их детей учила ВИЧ-инфицированная учительница. И 14—15% респондентов не стали бы скрывать, что член их семьи инфицирован.
- В Казахстане лишь немногим более 2,5% женщин и мужчин согласны со всеми четырьмя толерантными позициями к лицам, живущим с ВИЧ и СПИДом, — резюмировал Смаилов.
Синяки, переломы, ожоги
Еще одной серьезной темой для обсуждения стали вопросы бытового насилия в отношении женщин. По данным опроса, в возрастной группе 15—49 лет 13% женщин хотя бы раз подвергались физическому насилию с 15-летнего возраста. Сексуальному насилию подвергались 3,2%, а 1,9% женщин подвергались физическому насилию во время беременности.
- Насилие, будь то физическое или сексуальное, сопряжено с возможностью нанесения травм, — отметил Смаилов. — Более 50% получили травмы в виде порезов, синяков, 15% — травмы глаз, растяжение связок, вывихи, ожоги, а 8% — глубокие раны, переломы или другие серьезные повреждения.
Специфические типы поведения официальных или гражданских супругов проявлялись в виде ревности (43%), постоянного контроля (44%), обвинения жены в супружеской неверности (11%). Впрочем, как показывает практика, ревнивые мужчины не допускают к своим супругам не только соперников: 4% постарались ограничить общение своей супруги с семьей, еще 9% оградили спутницу жизни от ее подруг, 7% предпочли давить на экономический рычаг и не давать женам денег.
Из пострадавших женщин 34% обращались за помощью к собственной семье, 14% — к семье мужа и лишь 9% шли к полицейским, а к юристам или организациям, оказывающим социальные услуги (которых у нас вообще-то практически и нет), и того меньше — 0,3—0,8%. «При этом 51% женщин, испытавших какие-либо виды бытового насилия, никогда не обращались за помощью», — подытожил глава статагентства.
…Судя по приведенным в отчете данным, наш Казахстан, на всех парах несущийся к инновационно-индустриальному будущему, на самом деле никак не может выехать из средневекового прошлого. Смотрите сами.
Несмотря на миллиарды — и бюджетных средств, и займов международных финансовых организаций, обеспеченность питьевой водой и канализацией остается почти на уровне африканских стандартов. Больше половины небольшой по населению страны не знает, что такое теплый туалет! О какой здоровой нации здесь можно вести речь?!
Хотя вроде бы серьезные усилия прилагаются для снижения детской смертности, цифры до сих пор заставляют содрогаться. Если в Евросоюзе количество детей, рожденных живыми и умерших до года, за 1993—2009 годы снизилось вдвое — с 8,7 до 4,3 на тысячу, то в Казахстане в 2011 году этот показатель был равен примерно 14,9. И это даже при нашей, мягко говоря, «гибкой» статистике!
Такое же положение и с бытовым насилием, и с гендерным равенством. Казахстану остается только гордиться самым низким — пятым — местом по этим показателям среди… стран Центральной Азии. И то правда: на фоне Туркменистана и Таджикистана мы еще ого-го! Но кого это утешает?
Источник: Газета “Голос Республики” №36 (258) от 28 сентября 2012 года
Read the original post:
Даешь людям теплый туалет!