На что тратятся деньги, выделяемые в рамках государственного заказа средствам массовой информации? Ответ на этот вопрос чиновники и представители НПО попытались дать во вторник в Астане на круглом столе «Проблемы и перспективы госзаказа на проведение информационной политики в СМИ». Результат получился весьма неутешительный.
Автор: Камиль АЯНОВ
Директор ОФ «Правовой медиацентр» Диана Окремова изначально заявила, что в подсчете денег, выделяемых прессе из государственного кармана, ничего предосудительного нет:
- Это наши с вами деньги, и мы имеем право знать, на что они тратятся.
Что? Кому? За какие заслуги?
А речь идет о весьма солидных средствах. Ежегодно только по линии Министерства культуры и информации казахстанские СМИ получают на проведение государственной информационной политики более 2 млрд тенге ($13 млн). Примерно столько же в целом выделяют вдобавок городские акиматы.
Кто же получает такие немалые средства? Начнем с того, что официально это выяснить сложно. Так же, как и то, кто ратует за имидж государства за деньги, а кто — по собственной инициативе.
- В Казахстане материалы, оплаченные за счет средств госзаказа, не выпускаются под соответствующим грифом, — объяснила координатор программы «Поддержка СМИ» Фонда «Сорос-Казахстан» Дария Цыренжапова. — В итоге вообще сложно определить, насколько СМИ объективны и беспристрастны в освещении событий политической жизни страны. Поэтому публикация материалов под грифом «оплачено из средств госзаказа» — это, в первую очередь, проявление социальной ответственности СМИ, а также проявление открытости и государства, и самих изданий.
Госзаказ в Казахстане впору сравнивать с наркотиком. То есть в малых дозах, может быть, и облегчит состояние, но в повышенных вызывает тяжелую зависимость от государства — как финансовую, так и идеологическую.
- Это идет вразрез с профессиональными и этическими стандартами независимых СМИ в демократическом обществе, — констатирует Цыренжапова. — СМИ, в свою очередь, вынуждены подстраиваться под интересы своих заказчиков. Тем самым они навлекают на себя цензуру и самоцензуру. В итоге предоставления госзаказа на освещение сугубо политических тем, таких как послание президента народу Казахстана и других политических событий, ведущие СМИ Казахстана становятся предметом политической пропаганды в руках государства.
Казахстанские НПО при поддержке Фонда «Сорос-Казахстан» постарались создать базу данных «госзаказных» СМИ. По мнению составителей, это первый шаг в повышении прозрачности распределения госсредств в сфере информационной политики.
Критерий — квадратный сантиметр
Изучение темы госзаказа фонд «Правовой медиацентр» начал пять лет назад с проблемы принудительной подписки. Выяснилось, что она напрямую связана именно с госфинансированием прессы. Как сообщила Диана Окремова, сославшись на данные Министерства культуры и информации, всего в стране функционирует 2514 газет и журналов, 238 электронных СМИ. Госзаказ же растет из года в год. В 2009 году на эти цели выделялось 1 млрд 900 млн тенге. В 2010 году — более 2 млрд тенге. По 2011 году у «Правового медиацентра» данных, к сожалению, не нашлось. Зато в 2012 году, по данным Министерства информации, выложенным на сайте, заложено 22 млрд 748 млн тенге.
- Собственно, главный вопрос, на который мы искали ответы: способствует ли существующая система развитию медиарынка? Насколько эффективно тратятся бюджетные деньги, как происходит мониторинг и оценка проектов? Почему из года в год побеждают одни и те же СМИ? И как можно улучшить систему? — перечислила Окремова.
По данным фонда, из 22 миллиардов почти 20 миллиардов (90%) заложено на проведение информационной политики через электронные СМИ: ТРК «Казахстан», «Мир», агентство «Хабар»… Оставшиеся два миллиарда тенге распределяются в основном между печатными СМИ.
- Становится очевидным, что при формировании лотов и выборе тем участвуют исключительно интересы заказчика либо акимата, — подчеркнула директор фонда. — Ни общественность, ни налогоплательщики никаким образом здесь не участвуют.
Контроль за качеством выполненных материалов тоже оставляет желать лучшего. Чаще всего как критерий здесь используется… объем публикаций в квадратных сантиметрах.
- На наш взгляд, это необъективный способ. Абсолютно, — заметила Окремова.
Представители НПО провели небольшой опрос редакторов изданий о проблемах, с которыми они сталкиваются при совместной работе с государством. Большинство назвали проблемы технического характера: проведение тендера происходит достаточно поздно, и объемы приходится «закрывать» за полгода. Информация в рамках госзаказа малоинтересна читателям. Кроме того, чиновники требуют от СМИ, получивших госзаказ, освещать темы, не заявленные в лотах, а также накладывают табу на любую критику.
- Госорганы считают, что государственная политика — это позитив и похвалы в адрес исполнительной власти, — сделала вывод Окремова. — К сожалению, критика воспринимается как невыполнение обязательств.
Каждый пишет, как… диктуют
Госзаказ имеет свои плюсы и минусы, продолжила директор «Правового медиацентра». С одной стороны, это публикация законодательных актов, обеспечение распространения СМИ в регионах, сохранение там рабочих мест и источников информации. Госзаказ призван помочь сохранить баланс сил в качестве «оппозиции оппозиции», а также помочь изданиям и телеканалам, в частности казахскоязычным, материально. Но со всеми нашими перекосами мы имеем и вторжение государства в коммерческие отношения, и, как следствие, недобросовестную конкуренцию. Потому как самоокупаемому СМИ сложно конкурировать с коллегой, сидящим на мощной господпитке.
- Госзаказ получают провластные СМИ, по предварительной договоренности, — перечислила недостатки системы Окремова. — Нет никакой прозрачности при распределении денег при проведении конкурса, есть избирательность и неэффективность в выборе партнеров. Тематика лотов формируется в начале года и не всегда актуальна. Заформализированная процедура проведения госзакупок, даже электронные торги, к сожалению, по мнению многих, не исключает коррупцию. Отсутствуют равные шансы у участников. Главный критерий — это цена, хотя журналистика является творческим интеллектуальным трудом, и невозможно оценить значимость материала, исходя только из квадратных сантиметров газетной площади.
Но главным недостатком Окремова назвала отсутствие стимулов для развития у журналистов. Потому что если надо написать «так, как сказали», то зачем проводить журналистские расследования, зачем выяснять и писать правду?
Моя твоя не понимай
Дали на круглом столе слово и госчиновникам.
- Мы не ставим целью устроить между госорганами и НПО бой без правил, — сразу предупредила Окремова. — Мы не хотим, чтобы это превратилось во взаимные претензии, споры и ссоры.
Боя не получилось: в ходе дискуссии у присутствовавших сложилось твердое впечатление, что чиновники и гражданский сектор говорили на разных языках.
Председатель Комитета архивов и информации Министерства культуры и информации Булат Калимбеков пробыл на круглом столе недолго, но успел объяснить принцип неравномерного выделения средств.
- Госзаказ у нас идет по двум направлениям, — сообщил глава комитета. — Это прямая поддержка государственных СМИ, это ведущие государственные СМИ, охватывающие всю страну: «Хабар», «Казахстан», газеты «Казправда», «Егемен Казахстан» и пр. Напрямую поддерживается 6 телеканалов, 4 радио, 12 газет и журналов. Второе направление — господдержка негосударственных СМИ. Она проходит максимально открыто, путем тендера. Эти все процедуры у нас можно отследить по сайту. Это все максимально открыто в рамках действующего законодательства.
Последние слова вызвали среди представителей СМИ скептическое хмыканье.
Госзаказ, по словам чиновника, у нас ориентирован на продвижение социально значимой информации.
- Тематику лотов (здесь, может, государство работает в отрыве от общества) мы формируем, исходя из тех приоритетов, которые озвучены главой государства в очередном послании, которые постоянно присутствуют в «Стратегии-2030», — сообщил он. — Тематика лотов традиционная, сильно не меняется. Если у общественности есть предложения, мы готовы рассмотреть. По подписке (принудительной), по перегибам — это вещи, которые присутствуют на региональном уровне. На республиканском уровне этот процесс максимально прозрачен, максимально открыт.
Скептическое хмыканье переросло в нервный смех.
Диана Окремова отметила, что в регионах Казахстана есть достойные независимые газеты, любимые читателями. Вот только госзаказ им не светит ни при каком раскладе.
- Мы говорим об элементе коррупции и договоренности, который существует, — подчеркнула она. — В регионах госзаказ распространяется между лояльными к власти газетами, и в дальнейшем, когда пресса реализует госзаказ, на нее идет давление со стороны исполнительной власти. Как можно от этого избавиться?
По мнению главы комитета, данное явление должно… «пройти само».
- Это вопрос времени, — заявил Калимбеков. — Любая власть заинтересована, чтобы ее продвигали эффективно. Если газета действительно рейтинговая, если действительно читабельная, то любой акимат будет заинтересован, чтобы разместить информацию именно в этой газете.
Ситуацию, когда зарвавшиеся чиновники смотрят на СМИ, взявшее госзаказ, как на свое крепостное, глава комитета назвал «частным случаем».
- В регионах главным критерием считается отсутствие критических материалов, — пожаловались ему. — Доходит до абсурда, когда сам аким области может позвонить на телеканал и накричать на редактора за то, что его показали не в том ракурсе, в котором бы он хотел.
Финальным стал вопрос о том, где можно найти общую сумм средств, выделяемых государством на проведение информационной политики в республике. Чиновник посоветовал обратиться в разные финансовые учреждения от региональных маслихатов до Счетного комитета и Министерства финансов, а потом ушел, так и не ответив.
Выбить костыль
Во время опроса редакторов и собственников СМИ на тему госзаказа респонденты высказали еще ряд мнений — для государства весьма нелестных.
«Я считаю, что госзаказ в своем нынешнем виде — это неэффективное и незаконное освоение бюджетных средств, — считает один из опрошенных. — Сам формат проведения госзакупок и постановка задачи перед СМИ, которое признается победителем, не дает никакой пользы ни власти, ни обществу. Абсолютно неактуальные темы, невостребованные читательской аудиторией…»
«Недостаток один и главный — государственное финансирование направлено на удушение здоровой конкуренции и создание неравных условий для СМИ, — уверен другой. — В итоге государство проплачивает создание карманных СМИ…»
«Надо создать нормальные конкурентные условия для всех СМИ, — предлагает третий, — и выбить костыль-госзаказ из-под неинтересных, непопулярных, неэффективных СМИ, которые, по сути, паразитируют на деньги налогоплательщиков, объясняя необходимость вливания в них все больших денег тезисами об обеспечении информационной безопасности, обеспечении стабильности и пр. мифическим угрозами…»
Вот только жаль, что шансов на то, что государство прислушается к этим мнениям, практически нет.
View post:
Госзаказ для СМИ: чужие здесь не ходят