Проблема неурегулированности статуса Каспийского моря несет в себе огромные риски, и не только политические, считают российские эксперты, проанализировавшие громкие заявления участников прошедшей на прошлой неделе в Астане нефтегазовой конференции.
Автор: Екатерина БАЛАЕВА, Серик БАЙДУАЛЕТОВ
«Развитие шельфа Каспия — 2012» — так называлось мероприятие, главной темой которого в итоге оказались трубопроводы. В частности, Транскаспийский вкупе с развитием «южного направления» транспортировки газа и нефти в Европу из Каспийского и Центрально-Азиатского регионов.
Главным лоббистом его выступила глава представительства Европейского союза в Казахстане и Туркменистане Аурелия Бучез, по мнению которой никаких политических и экологических препятствий развитию этих проектов не существует. Причем госпожу Бучез не смущает неурегулированность статуса Каспия, по дну которого, собственно, и предполагается пустить трубу Транскаспийского газопровода.
Границы стройке не помеха
Напомним, что Транскаспийский газопровод подразумевает поставки туркменского газа через Азербайджан в газопровод Nabucco, который пустит туркменский газ в европейские страны в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. Однако вопрос заполнения Nabucco туркменским газом никак не решится, поскольку цепочка от основной сырьевой базы до Азербайджана — тот самый Транскаспийский газопровод — никак не начинает строиться, в том числе и из-за нерешенности вопроса о правовом статусе Каспийского моря.
На руку это прежде всего России и «Газпрому», поскольку альтернативы транспортировке туркменского газа по российской территории сейчас просто нет. И европейцев, которые считают, что «Газпром» пользуется ситуацией и устанавливает монопольно высокую цену на газ, такая ситуация, естественно, не устраивает. Поэтому они дают понять прикаспийским государствам, что пора бы уже плюнуть на неурегулированность вопроса о статусе и тянуть трубу, ориентируясь на опыт ЕС, где вопрос о границах строительству трубопроводов, по словам Бучез, не помеха.
- Европейский союз сегодня не занимает никакой конкретной позиции относительно юридического статуса Каспия, этот вопрос должен быть урегулирован между пятью прибрежными государствами, — вполне миролюбиво начала она свой спич на нефтегазовой конференции. — ЕС полностью поддерживает работу, которая сегодня идет, и уже работает с двумя государствами, которые решили построить между собой газопровод в своих территориальных водах (с Туркменистаном и Азербайджаном — авт.).
Госпожа Бучез уверена, что неурегулированность морских границ на Каспии не помеха для начала стройки века.
- Мы наблюдаем, что текущие переговоры прибрежных государств относительно нового статуса Каспия никак не препятствуют строительству и эксплуатации и нефтяных, и газовых трубопроводов, — подчеркнула Бучез. — Кроме того, с нашей точки зрения, для того чтобы построить трубопровод через Каспий, нет необходимости заниматься его фактической делимитацией. В ЕС такого рода проблемы часто встречаются: трубопроводы могу строиться через границы, которые существуют, но пока еще не согласованы.
Что касается возражений России на попытки пустить углеводороды в обход нее, представительница ЕС попыталась сделать реверанс в ее сторону, заверив, что диверсификация поставок не скажется на потреблении российского сырья Европой.
- Чем больше диверсифицирован будет рынок, тем более стабильным и предсказуемым он будет становиться и тем более благоприятными будут условия для расширения и роста газового рынка, — заочно пыталась она убедить отсутствующих на конференции россиян в том, что для них же все будет много лучше.
Альтернатива «Набукко» есть
Проанализировать заявление представителя ЕС мы попросили российских нефтегазовых аналитиков.
- История Nabucco тянется очень долго, — отмечает директор аналитического департамента компании «Альпари» Александр Разуваев. — Без согласия России никто не сможет построить такой трубопровод. А России это невыгодно, несмотря на примирительные заявления Европы. Да и в самой Европе не прекращается кризис, и в ближайшей перспективе у них вряд ли хватит ресурсов, чтобы заниматься столь масштабным сырьевым проектом.
Такого же мнения придерживается и начальник отдела аналитических исследований ИГ «Универ Капитал» Дмитрий Александров:
- Понятно, что России развитие этого проекта не особо выгодно. При этом у России есть формальные причины, чтобы запретить строительство.
Кроме того, и Запад уже практически нашел альтернативу Nabucco. Аналитики ИК БКC напоминают, что глава блока переработки нефтяного гиганта BP Иэн Конн в конце мая обозначил позицию компании по проекту разработки Шах-Дениз‑2, где BP владеет долей в 25,5%. Конн подтвердил, что первоначальная концепция строительства газопровода мощностью 31 млрд куб. метров в год (Nabucco) для транспорта газа через Турцию в Европу более не рассматривается.
Решено осуществлять транспорт через Турцию путем увеличения мощности существующей газопроводной сети или строительства нового Трансанатолийского газопровода, который первоначально будет рассчитан на перекачку 10 млрд куб. м в год до европейской границы. Помимо этого, газ пойдет в Центральную Европу через усеченный вариант Nabucco, называемый Nabucco — Запад, или через предлагаемый Юго-Восточный европейский газопровод (SEEP).
Таким образом, уже очевидно, что создание полноценного Nabucco в настоящее время невозможно и нецелесообразно, говорят российские эксперты. Nabucco — стратегический проект, который как бы задает вектор, но реальные сырьевые маршруты будут несколько иными.
Аналитики ИК «ВТБ Капитал» считают, что будущее европейских поставок за двумя проектами: «На наш взгляд, Юго-Восточный европейский газопровод или Nabucco — Запад будет легче совместить с существующей структурой транспорта газа в Европе, чем предлагавшийся ранее проект Nabucco в его полном виде».
Таким образом, уверены они, в диверсификации поставок Европа продвинулась дальше мечтаний о создании Транскаспийского газопровода, четко понимая, что Россия никогда не согласится на его прокладку по дну Каспийского моря, используя в качестве аргумента неурегулированность его правового статуса.
Конфликт с Ираном неминуем?
Из-за неопределенности статуса Каспия могут возникнуть и другие нефтегазовые проблемы, в частности спор за владение недавно открытыми месторождениями. Британский аналитик компании MENAS ASSOCIATES UK Алекс Джексон предсказал на той же нефтегазовой конференции в Астане вооруженный конфликт на Каспии.
Одной из действующих сторон, по убеждению британца, может стать Иран, а другой — Азербайджан. Конфликт, вероятно, возникнет из-за нефтегазовой структуры Sardar-e-Jangal, об открытии которой иранцы заявили в конце прошлого года. Дело в том, что никто до сих пор не знает точных координат нефтегазового потенциального яблока раздора, однако «есть сведения о том, что это в 250 километрах к северо-западу от порта Нека», что означает: при делении Каспия по срединной линии это уже азербайджанская территория. А поскольку иранские власти уже вовсю постарались разрекламировать Sardar-e-Jangal, Джексон считает, что Баку от такого лакомого куска просто так не откажется.
- Если нынешние иранские заявления (относительно запасов месторождения) подтвердятся, то в отношениях Ирана с Азербайджаном возможен кризис, а уже сейчас отношения достаточно плохие в двустороннем формате, — сказал Джексон. — И с учетом того, что обе страны очень сильно наращивают свои военно-морские силы, это может привести к военной конфронтации.
По словам представителя MENAS ASSOCIATES UK, сейчас «пока конкретных цифр» по объемам запасов месторождения нет, но, по первоначальным оценкам, «там может содержаться около 50 триллионов кубических футов газа и 10 миллиардов баррелей нефти. Это очень-очень серьезная цифра», — подчеркнул эксперт.
- Если будет подтверждено количество запасов, то между Азербайджаном и Ираном появится серьезный вопрос, который нужно будет как-то закрывать, — убежденно заявил британец.
И отвел роль каспийского «миротворца» России: «Это может подтолкнуть Россию к тому, чтобы выступить во главе остальных прикаспийских государств, и подтолкнуть Иран к тому, чтобы принять нынешнюю общую позицию по статусу Каспия, чтобы он согласился не с 20, а с 14 процентами акватории».
По мнению российских экспертов, территориальный статус месторождения действительно не определен и Баку действительно готов вступить в конфликт с Тегераном. Однако, по мнению Александра Разуваева из «Альпари»,
у Ирана и Азербайджана и без сырьевых месторождений назревает военно-политический конфликт.
- На севере Ирана проживает много азербайджанцев, и Азербайджан уже готовится к войне в надежде присоединить часть территории персов. Так что этим странам сейчас будет не до дележа ресурсов, — уверен эксперт.
С другой стороны, рассуждает Разуваев, если обострения между Ираном и Азербайджаном не произойдет, они могут договориться о совместной добыче нефти и газа. Однако если это и случится, то очень нескоро.
Дмитрий Александров из ИГ «Универ Капитал» отмечает, что у Ирана вообще есть много открытых и неоткрытых месторождений, однако проблема в том, что страна пока не может расширить рынок сбыта ни по нефти, ни по газу, поскольку западные страны ввели санкции против режима Ахмадинежада.
- В принципе, в Иран могут прийти западные компании, однако это осложнено политическими причинами. В частности, регуляторы США явно будут против такого развития событий. Тем более что ресурсная база нефти и газа в мире пока есть и вне Ирана, — объяснил Аллександров и добавил: — Вообще нефтегазовые месторождения Каспия не слишком привлекательны. Сейчас эксперты приходят к выводу, что ресурсная база была ранее оценена слишком оптимистично.
У Азербайджана обратная ситуация. Он едва ли способен выполнять уже взятые на себя обязательства по поставкам без использования туркменского газ, поскольку собственная добыча снижается. В связи с этим эксперт полагает, что у стран нет особого повода для конфликта и вполне возможна совместная добыча ресурсов на новых «спорных» месторождениях.
Впрочем, Каспий еще может преподнести сюрпризы, ибо неясность его статуса грозит стать причиной бесчисленных политических и сырьевых конфликтов.
Источник: Газета “Голос Республики” №23 (245) от 22 июня 2012 года
View article:
ГАЗЕТА — Россия не позволит Европе развернуться на Каспии