Более месяца назад в Казахстане начал действовать новый Трудовой кодекс. Аналитики по-разному отзываются о поправках, внесенных в этот документ, однако все едины во мнении – прав у обычных работяг стало меньше, зато у работодателей появилось больше законных возможностей увольнять сотрудников.
Автор: Алена КОЛМОГОРОВА
Народ остался за бортом
По-новому распределить права и обязанности в трудовом коллективе чиновников явно подтолкнули жанаозенские события. Ведь именно конфликт между работодателем и его подчиненными вылился в трагическое кровопролитие. Это озвучил и сам президент Нурсултан Назарбаев, устроивший разбор полетов после декабрьских беспорядков и признавший, что их первопричиной стало нежелание работодателя идти на диалог со своими сотрудниками.
- Жанаозенские события очевидным образом подтолкнули принять поправки в Трудовой кодекс, но принимающие их парламентарии пока совершенно не готовы менять ситуацию и создавать механизмы, реально не допускающие или конструктивно разрешающие трудовые конфликты в стране, — считает аналитик профсоюзного строительства Павел Шумкин.
Поэтому поправки приняли, но широкого обсуждения с привлечением заинтересованных сторон они удостоены не были. «Наш парламент, очевидно, не считает необходимым учитывать мнение главного источника государственной власти — народа», — заметил по этому поводу общественный деятель Дмитрий Бойко. Возможно, поэтому многие считают эти поправки антинародными.
За участие в забастовке — увольнять
Кстати, продвижению поправок в мажилисе способствовали депутаты от Коммунистической народной партии Казахстана — вроде бы рупора простых работяг. Поэтому вызывает недоумение, что права работников в новой редакции существенно сужены, а работодателей, наоборот, — увеличены. И все это завуалировано множеством ссылок на другие нормативные акты.
- В Трудовом кодексе множество размытых или идеологических понятий, оторванных, по сути, от реальной жизни, — говорит Павел Шумкин. — Например, понятие «социальное партнерство» является благопожелательной глупостью или абсурдом, ибо в реалии крупные монополисты-собственники или представители государства никогда не смогут быть равными партнерами с рабочими, служащими и их общественными организациями.
В главный документ трудового коллектива разработчики внесли для работодателя такое понятие, как «добровольность принятия обязательств», что сводит к нулю любые усилия общественных организаций по защите интересов своих членов. Имеющий несравнимые ресурсы собственник может принять предлагаемое, а может и не принять.
Кроме того, заключенный повторно трудовой договор при его продлении имеет неопределенный срок. Можно считать, что он действует бессрочно. А можно им воспользоваться в случае, если необходимо срочно уволить нерадивого работничка, потому что определенных сроков в новом Трудовом кодексе нет.
Но больше всего в новой редакции Павла Шумкина возмущает статья, согласно которой работодатель наделен правом финансировать профсоюзы. Как после этого можно говорить о независимости этой организации от воли главного спонсора?
- Можно привести в пример статью Трудового кодекса, которая обязывает работодателя перечислять профсоюзные взносы по личному заявлению работника. Могу сказать, что еще двадцать лет назад молодые профсоюзы пытались отстоять свое право на профсоюзные взносы через работодателя и вот наконец это право закреплено в законе. Но оно уже давно стало абсурдным, потому что понятие «реальный профсоюз» не нуждается в услугах работодателя по перечислению взносов, — убежден Павел Александрович.
Без суда и следствия
Письменные требования по улучшению условий труда, повышению заработной платы и проч. работники, как и раньше, должны передать своему начальству. Администрация в свою очередь должна в течение трех дней принять меры для их решения. Стоит заметить, что раньше на эту процедуру работодателю отводилось 7 дней, то есть сроки несколько улучшают позиции коллектива.
- В противном случае работники вправе на общем собрании или конференции делегатов большинством голосов принять решение о забастовке, предупредив письменно работодателя о дате, времени начала забастовки, количестве ее участников за 5 дней (ранее было 15 дней) до ее начала, — поясняет новые позиции Дмитрий Бойко.
Другое дело, что согласно введенным поправкам забастовка может быть судом признана незаконной. С такими исковыми требованиями к служителям Фемиды могут обратиться работодатель и прокурор. После вынесения положительного решения работодатель вправе уволить работника за продолжение участия в незаконной забастовке.
Кроме того, наемники рабсилы получили дополнительные права для досрочного расторжения трудовых договоров при отказе сотрудников от прохождения медицинского освидетельствования для установления фактов употребления алкоголя и наркотиков.
- У работодателя имеется 19 позиций, дающих ему право досрочного расторжения трудового договора, у работников их почти в три раза меньше. Хотя абсолютное большинство нарушений трудового законодательства осуществляют те же работодатели, но они в основном остаются безнаказанными, — продолжает Дмитрий Бойко.
По его мнению, в Казахстане слабо следят за выполнением законодательства — как трудового, так и затрагивающего другие сферы деятельности человека. Да и сами работники боятся открыто выступать против своего работодателя.
- Общение с работниками показывает, что у многих из них ампутирована воля бороться за отстаивание нарушенных прав, царит страх потерять работу, многие из работников безмолвны, смирились с диктатом недобросовестных работодателей, потеряли веру в торжество законов, — сетует Дмитрий Макарович.
Словом, поправки в Трудовой кодекс «без шуму и пыли» приняли. Вроде бы в защиту рабочей силы. Только улучшились ли после этого условия труда рядовых казахстанцев и их права? Вопрос риторический.
Источник: Газета “Голос Республики” №15 (237) от 20 апреля 2012 года
View the original here:
ГАЗЕТА — Работников «прогнули» под работодателей