И без того идущим разными курсами центральным банкам России и Казахстана теперь будет еще сложнее сближать свои позиции по ключевым направлениям денежно-кредитной политики. Дело в том, что с прошлой пятницы Банк России (центробанк) повысил все ключевые процентные ставки на 0,25%, до 8,25% годовых.
Автор: Тулеген АСКАРОВ
«Мистер Рубль» видит дальше «Мистера Тенге»?
Для участников российского финансового рынка такое решение стало неожиданным, так как в большинстве они предполагали, что центробанк не станет менять свои ставки даже с учетом роста инфляции выше ожидаемого ориентира в 6% годовых. Однако в центробанке, возглавляемом Сергеем Игнатьевым, приняли во внимание, что по осени инфляция ускорилась в результате повышения регулируемых тарифов и значительного роста цен на продукты питания.
Конечно, борьба с инфляцией, точнее — ее таргетирование, является главной задачей центрального банка любой страны, но так как в конце лета в России обозначилось замедление роста ВВП, то на рынке никак не ожидали удорожания денег.
В свою очередь в центробанке полагают, что темпы роста российской экономики вполне нормальные, зато довольно быстро растет ссудный портфель банковского сектора на фоне снижения достаточности капитала банков и их ликвидных активов. В итоге российские аналитики сошлись на том, что центробанк просто начал «притормаживать» экономику, не дожидаясь, пока возникнут «пузыри» на рынке.
Напомним читателям, что прежняя ставка центробанка была установлена на уровне 8% годовых еще в конце прошлого года. А с начала текущего года, как известно, Россия и Казахстан вместе с Беларусью начали жить в условиях единого экономического пространства, служащего предтечей Евразийского экономического союза, который должен быть создан к 2015 году. Так вот, расхождение в монетарных курсах центробанка и нашего Нацбанка за минувшие 8 месяцев деятельности ЕЭП стало настолько очевидным, что требует неотложного вмешательства высшего политического руководства трех стран.
Так, Нацбанк Казахстана с начала текущего года понижал свою ставку рефинансирования 4 раза, в результате чего ее уровень опустился с 7,5% годовых на начало года до нынешних 5,5%, установленных с 6 августа. Разрыв этого показателя с российским составляет 2,75%, и поэтому получается, что деньги из Казахстана просто обязаны утекать в Россию, так как там они стоят дороже! Кредиты же, если рассуждать в этом направлении, должны быть дешевле у нас, но в этом ничего хорошего нет, так как и заемные средства привлекательнее размещать в соседней стране.
Кроме того, низкая ставка рефинансирования Нацбанка влечет за собой и соответствующее понижение ставок по банковским депозитам в нашей стране. Нацбанк рассчитывает тем самым стимулировать рост кредитования, но стоит ли способствовать появлению кредитного «пузыря» в преддверии очередной волны кризиса?
Между тем, по данным официальной статистики, цены на недвижимость в Казахстане уже вышли на докризисный уровень. Поэтому легко предположить, что новые экономические трудности повлекут очередное увеличение «плохих» кредитов в ссудных портфелях банков, и без того страдающих от низкого качества активов.
Стоит напомнить читателям и о разных подходах центробанка и Нацбанка к обменному курсу национальных валют против доллара, на что не раз указывал Григорий Марченко. Российские власти настойчиво продвигают рубль к статусу свободно конвертируемой валюты, позволяя его курсу к доллару колебаться весьма свободно, тогда как наш Нацбанк фактически жестко привязывает тенге к «зеленому», лишая таким образом казахстанскую валюту перспектив на самостоятельное существование в качестве СКВ.
«Западным» приходится потесниться
В продолжение темы российского рубля приведем весьма симптоматичные выкладки аналитиков Нацбанка, свидетельствующие о быстром укреплении его позиций в обороте наличной валюты в Казахстане.
Если в январе предкризисного 2006 года продажи российской наличности через обменные пункты населению составляли лишь 621 млн рублей, то в июне того же года этот показатель перевалил за миллиардный рубеж, а в июле достиг 1 млрд 221 млн, то есть удвоился!
В августе 2007 года была взята двухмиллиардная отметка — тогда продажи достигли 2 млрд 19 млн рублей. За трехмиллиардную планку этот показатель перевалил в августе 2011 года, когда клиентам обменников было продано 3 млрд 363 млн.
Нынешний год начался с 2 млрд 465 млн рублей, пришедшихся на январь, но уже в апреле продажи российской наличности достигли 3 млрд 185 млн, а в мае была пересечена новая историческая отметка — 4‑миллиардная, так как в обменных пунктах было приобретено 4 млрд 304 млн. Максимальный же показатель пришелся на июнь — 4 млрд 744 млн рублей, затем началось снижение продаж: в июле — 3 млрд 651 млн, а в августе — 3 млрд 958 млн.
Сравнив для интереса эту динамику с данными о продажах наличных долларов населению через обменные пункты за этот же период, легко прийти к выводу, что позиции «зеленого» на рынке инвалюты в целом слабеют по сравнению с относительно стабильной экспансией рубля.
Так, в январе 2006 года было продано $615 млн, миллиардная отметка была пересечена в августе ($1 млрд 294 млн). После того августа самый высокий показатель был достигнут в июне 2007 года — $1 млрд 548 млн, а в июле, когда из США ипотечный кризис перекинулся на мировые финансовые рынки, охваченное паникой население скупило в обменных пунктах $3 млрд 517 млн.
Но затем ажиотаж сошел на нет, и продажи долларов быстро снизились до более привычных отметок. Максимум 2008 года пришелся на декабрь ($1 млрд 874 млн), а максимум 2009 года — на январь ($2 млрд 307 млн), предшествовавший февральской девальвации тенге.
Максимум 2010 года составил в декабре $1 млрд 820 млн, а максимум прошлого года так же пришелся на последний месяц ($2 млрд 101 млн). Ну а в текущем году пиковый результат по этой валюте пока за августом — $1 млрд 989 млн, после чего произошло сокращение продаж до $1 млрд 842 млн в июле и до $1 млрд 882 млн в августе.
Кроме того, за последние годы рубль серьезно потеснил и позиции единой европейской валюты на рынке иностранной наличности. Если в январе того же 2006 года, который мы взяли за точку отсчета, обменными пунктами было продано 60 млн евро, а максимум того года был достигнут в июне (155 млн евро), то в 2007 году наивысшая планка поднялась до 291 млн в ноябре, в 2008 году пик пришелся на октябрь (255 млн), а в 2009 году — на январь (256 млн).
После того как в еврозоне начались известные проблемы, максимальный уровень месячных продаж этой валюты значительно снизился, составив в 2010 году в декабре лишь 136 млн евро, в 2011 году в сентябре — 191 млн евро, а в нынешнем — 153 млн евро, пришедшиеся на май.
Нацбанк обнаружил нарушителей
В завершение обзора данных КФН Нацбанка о состоянии банковского сектора, начатого в предыдущих номерах нашей газеты, сегодня мы приводим читателям выкладки регулятора в части исполнения пруденциальных нормативов участниками рынка.
Дело в том, что за второй месяц лета здесь произошли заметные перемены. Если по состоянию на 1 июля нарушителей этих нормативов не было вовсе, а «БТА Банк» таковым у регулятора не числится, так как с мая находится в процессе реструктуризации долгов по решению Специализированного финансового суда Алматы, то к началу августа ситуация заметно изменилась.
Отметка «нет» в графе о выполнении пруденциальных нормативов появилась у дочернего «Альфа-Банка». Такая же пометка стоит в другой графе — о выполнении норматива достаточности собственного капитала (согласно постановлению правления АФН № 140) — у «Банка «Астана-Финанс» и «ТАИБ Казахский банк».
Какие именно претензии возникли у регулятора к «дочке» российского банка, в данных КФН не указывается. Мы же обнаружили в них, что у этого участника рынка сложилось к 1 августа наименьшее значение коэффициента срочной ликвидности (К4 — 1) — 1,896. «Банк «Астана-Финанс» к началу последнего месяца лета показал следующие значения коэффициентов достаточности собственного капитала: (К1 — 1) — 0,096, (К1 — 2) — 0,112, К2 — 0,140, а «ТАИБ Казахский банк» — соответственно 0,569; 0,559 и 0,868.
Кроме того, у «Банка Позитив Казахстан» регулятор зафиксировал значение коэффициента максимального размера бланкового кредита на 1 августа в 0,101 при нормативной величине не более 0,10. Однако в соответствии с постановлением правления АФН № 358 от 30 сентября 2009 года этому участнику рынка не было засчитано нарушение пруденциальных нормативов.
Ну а в строке «БТА Банка» в данных КФН о выполнении пруденциальных нормативов по-прежнему стоят одни прочерки, поэтому судить об истинном состоянии этого многострадального финансового института довольно сложно.
Дело для сына
Сводку сугубо текущих новостей банковского сектора начнем в этот раз с кадровых назначений. Согласование в КФН Нацбанка прошли заместители председателя правления «HSBC Банк Казахстан» Харди Элизабет и Питер Кит Олива, член совета директоров «ТАИБ Казахский Банк» Бхарат Раманатх Сетураман, занимающий аналогичную позицию в дочернем «Альфа-Банке» Умбгрове Йохан Херман Фредерик и операционный директор этого же банка Алина Аникина, зампредседателя правления «Ситибанк Казахстан» Тимур Боренштейн и председатель совета директоров «Темiрбанка» Канат Досмукаметов, а также глава «Банка RBK» Марпу Жакупаева и член его правления Анара Даулетбекова.
Особняком выделим добро от регулятора на кандидатуру Ануара Утемуратова, занявшего позицию члена правления, главного риск-менеджера Forte Bank, контролируемого его отцом-миллиардером Булатом.
Его биография пока еще не появилась на сайте банка, но, по неофициальным сведениям, он имел еще недавно непосредственное отношение к медийному рынку в качестве руководителя издательского холдинга, выпускавшего журнал Vox Populi, и выступал в качестве кинопродюсера.
Национальный управляющий холдинг «КазАгро» получил нового председателя правления вместо Берика Бейсенгалиева — им стал Дулат Айтжанов, возглавлявший в свое время юридический отдел «Казкоммерцбанка» и руководивший госкомпанией «КазАгроФинанс».
О новых дефолтах банков по обязательствам слышно не было, а «Казкоммерцбанк» порадовал инвесторов выплатой купона на сумму 244,8 млн тенге
Агентство Moody’s Investors Service отозвало у контролируемой государством Казахстанской ипотечной компании долгосрочный рейтинг эмитента в национальной валюте на уровне «В2».
…Из официальных новостей укажем на решение сената одобрить на днях проект закона «О ратификации cоглашения об основополагающих принципах валютной политики государств — членов Евразийского экономического сообщества по регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала». Теперь законопроект направлен на подпись главе государства. Согласно этому акту, по целому ряду валютных операций между резидентами стран — членов ЕвраАзЭС не будут применяться валютные ограничения, а по другим операциям предусмотрено постепенное снятие таких ограничений.
Источник: Газета “Голос Республики” №35 (257) от 21 сентября 2012 года
See the article here:
ГАЗЕТА — Москва бросает «перчатку»