Правительство Казахстана разрешило британской New Power System Limited продать 100-процентную долю участия в ТОО «Степногорский горно-химический комбинат» (СГХК) сингапурской Rosdale PTE. LTD. Зачем – вопрос интересный. Якобы вслед за «сменой» места регистрации у комбината могут возникнуть большие заказы от «Казатомпрома».
Автор: Арман ДЖАКУБ
Но это – одна из версий. Мы решили попытаться понять, что скрывают чиновники за кулисами этой сделки.
Кто кому что продал?
Правительственное постановление об отчуждении стратегического объекта за подписью премьера Карима Масимова зарегистрировано за № 964 от 24 июля текущего года и вводится в действие со дня подписания.
Суть самого документа выражена во фразе: «Разрешить компании NEW POWER SYSTEMS LIMITED совершить сделку по отчуждению 100% доли участия в товариществе с ограниченной ответственностью «Степногорский горно-химический комбинат» в пользу компании ROSDALE PTE. LTD.».
Постановление, вероятно, идет в русле решения антимонопольного ведомства от 27 сентября 2011 года, где были одобрены сделки по покупке Rosdale PTE. LTD. (Республика Сингапур) 100-процентной доли в ТОО «СГХК», а также ТОО «Степногорский металлургический завод». К слову, сам документ имеется в открытом доступе в Интернете.
За комментариями по сделке мы обратились было в Агентство РК по защите конкуренции (АЗК), но начальник управления по экономической концентрации Нуржан Косбаев прямо заявил, что ничего не знает об обращении в АЗК сингапурской компании. «Через мое управление и через агентство это (обращение Rosdale PTE. LTD.) не проходило», — развел он руками и отказался дальше разговаривать.
Зато поделился интересными подробностями сделки генеральный директор СГХК Эшмурат Пирматов. Точнее, он назвал имена продавцов СГХК.
- New Power System Limited (принадлежал) — (Василию) Анисимову, который еще хозяин Coalco. Потом, значит, Клебанов Александр Яковлевич и еще Зуев (инициалы акционера не названы). Вот три человека являлись акционерами, — заявил нам г‑н Пирматов.
За какую сумму вышеобозначенные лица получили себе в актив СГХК, Пирматов не знает. А жаль! Ведь это, по сути, проливает свет на подоплеку уголовного дела, возбужденного против экс-главы «Казатомпрома» Мухтара Джакишева. Напомним, что следственные органы приписывали New Power System Limited к собственности экс-главы «БТА Банка» Мухтара Аблязова, за дружбу с которым и поплатился свободой Мухтар Джакишев. Однако нынешний директор СГХК так не считает.
- Здесь проблема была в том, что никто не мог выяснить, кому она принадлежала на самом деле. Чарышкин (в деле Джакишева фигурирует как подельник) был исполнительным директором, он не владелец, а владельца New Power System Limited никто не знает. Вот из-за чего разборки-то и были, — пояснил г‑н Пирматов всю щепетильность ситуации.
Открытыми остаются вопросы, кто же все-таки был продавцом в этой сделке, ее цена и поступили ли налоги от сделки в казахстанскую казну. Известно лишь со слов Эшмурата Пирматова, что сделка прошла в 2010 году. К слову, именно в этом году и был осужден Мухтар Джакишев.
Не Школьник ли подсуетился?
Прежде чем двигаться дальше, пару слов хотелось бы сказать о недавних хозяевах New Power System Limited, а именно — о связях нынешнего главы атомной национальной компании Казахстана и российского миллиардера Василия Анисимова.
Примечательно, что сыном главы «Казатомпрома» Владимира Школьника давно заключен брак с дочерью главы «Атомредметзолото» (уранодобывающее подразделение «Росатома» — авт.). И свой карьерный взлет Игорь Владимирович Школьник начал ни много ни мало с должности вице-президента Coalco Василия Анисимова. Кстати, именно Анисимов, говорят, пробил первым окно российским инвесторам в урановую сферу Казахстана, очень выгодно приобретя блок-пакет в ТОО «Акбастау», который впоследствии не менее выгодно продал «Атомредметзолото», а тот в свою очередь отдал их канадской Uranium One за обладание ее контрольным пакетом.
Про другого акционера — Александра Клебанова — известно, что он длительное время руководил авиакомпанией «Беркут» Управления делами президента. Потом стал крупным акционером в АО «Центрально-Азиатская топливно-энергетическая компания», через которую владеет также «Эксимбанком», НПФ «Аманат», АО «Павлодарэнерго», АО «Севказэнерго», ТОО «Астанаэнергосбыт», АО «Каустик», отель Rixos и многим другим.
Ему же газета «Свобода слова» приписывает 100-процентное владение ТОО «Алаш Медиа Групп», к которому имеют прямое отношение ТРК «7‑й канал», сайт Vesti.kz и радиостанция Tengri FM. Все эти СМИ в кулуарах называют медиахолдингом Карима Масимова, добавляя в их число и сайт Tengrinews.kz. Последний ресурс имеет непосредственную связь через ТОО Orange Point Agency (занимается вопросами размещения рекламы на сайте) с АО Alnair Capital Holding (100-процентная «дочка» АО). Согласно уставу общества, размещенному в Центральном депозитарии финотчетности, главой этого АО значится Айгуль Маратовна Нуриева. Она в свою очередь входит в совет директоров (на правах представителя акционера) в АО «Казахтелеком», «Казком», «Мобайл Телеком-Сервис» (Тele2 Kazakhstan), «Алтел», Sat&Company. На рынке давно ходят слухи о связях г‑жи Нуриевой с премьером Казахстана.
Про последнего продавца СГХК, некоего Зуева, доподлинно ничего не известно. Но в данных КФН Нацбанка РК довольно часто встречается человек с такой фамилией. Судя по должности и месту работы, он аффилирован с «Евразийской группой» — Машкевичем, Шодиевым, Ибрагимовым.
Почему улетели в Сингапур?
Не менее интересны вопросы, кто стоит за сингапурской Rosdale PTE. LTD. и почему именно Сингапур. Начнем с объяснения, почему нас так интересует место регистрации компании, а если быть точнее — ее обстоятельства.
За несколько дней до выхода постановления кабмина об одобрении продажи СГХК «сингапурскому» хозяину Карим Масимов подписывает другое постановление — об исключении Республики Сингапур из перечня стран с льготным налогообложением (то бишь из списка оффшорных стран).
Что это дает? На этот вопрос мы попросили ответить начальника департамента международного налогообложения Налогового комитета РК Акишеву Айнагуль. С ее слов, выход страны из этого перечня влияет на применение ст. 224 Налогового кодекса РК и касается непосредственно владения собственностью резидентов Казахстана за рубежом.
- Для них (резидентов РК) в какой-то степени снизилось налоговое бремя. Раньше доходы от доли участия в капитале юрлиц, зарегистрированных в Сингапуре, резиденты-акционеры включали в свой совокупный подоходный налог. Теперь, после исключения страны из этого списка, такого обязательства нет.
При этом важно отметить, что условий для включения страны в оффшорный список всего два: либо ставка подоходного налога должна быть не менее 10%, либо наличие законодательства, предусматривающего конфиденциальность прав собственности.
Так вот, на момент включения Сингапура в этот список (2010 год) ставка подоходного налога была 17%, а законодательство не раскрывало права собственности на то или иное имущество. И за два года ничего не изменилось. Тогда, спрашивается, почему исключили?
Представитель Налогового комитета РК объяснила ситуацию просто: у Казахстана и Сингапура имеется соглашение об избежании двойного налогообложения.
- Поскольку мы с ними договорились обмениваться информацией в рамках соглашения об избежании двойного налогообложения, а второй пункт условия фактически нивелируется. Поэтому страны и вычеркнули страну из списка государств с льготным налогообложением, — пояснила г‑жа Акишева, добавив: — До сегодняшнего дня мы (казахстанская сторона) ни разу не обращались за информацией в Сингапур.
Самое абсурдное в этой ситуации то, что само соглашение подписано в 2006 году, а ратифицировано Казахстаном в 2007‑м, тогда как страну впервые включили в список оффшорных стран в 2010‑м и под протухшим пять лет назад предлогом исключают из списка в 2012‑м. То есть ответ, а точнее — объяснение, мягко говоря, не совсем в масть. Тем более что продается стратегический, по оценкам самого же правительства, объект.
Чуткие к репутации
Что касается информации о том, кто же все-таки новый владелец СГХК, то никаких подробностей нам пока узнать не удалось. Этого не знает даже директор предприятия. Стоит отметить, что г‑н Пирматов не испугался нашего вопроса, более того, озвучил свое предположение, которое мы приведем без купюр: «Скорее всего, акционеры просто переоформили (свое владение) ТОО через другое юрлицо. Просто они считают, что у New Power System Limited слишком «испачканная» история из-за уголовного дела с Джакишевым. А акционерами могут быть те же самые лица». Если его предположение верно, становится понятно, кто смог убить сразу трех зайцев: убрать Джакишева, отомстить Аблязову и прибрать к рукам выгодное предприятие.
Говоря же о СГХК, важно еще отметить, что комбинат имеет возможности переработки уранового полуфабриката в товарную продукцию.
- Закись урана ядерной частоты только мы можем делать. Всего таких мощностей в стране три: «Тау-Кен», Ульбинский металлургический завод (УМЗ) и СГХК. Сначала загружается «Тау-Кен», потому что рядом с месторождением. Потом — УМЗ и затем — мы. Если пять лет назад Казахстан добывал 12 тысяч тонн, то теперь объемы выросли до 18, поэтому появляется хорошая возможность загрузить СГХК дополнительным объемом добываемого металла для его доведения до ядерной частоты. В этом году планируем 3 тысяч тонн переработать, — заметил г‑н Пирматов.
Сколько «чистыми» приносит своим акционерам СГХК, мы точно не знаем. Но если верить выкладкам фискалов по выплатам ТОО, то в 2010 году компания по КПН уплатила в казну 383,5 млн тенге. А если брать во внимание, что ставка налога равна 20% от корпоративной прибыли, нетрудно подсчитать, что чистая прибыль СГХК в 2010 году составила 1,534 млрд тенге, или около $10,22 млн.
Ну и с учетом того, что объемы поставок урана на переработку в СГХК будут расти, стоит только порадоваться за предполагаемых старых-новых акционеров. Плюс фискальная поблажка со стороны казахстанского правительства. В общем, сделка просто класс: и хвосты спрятали, и имидж поправили.
Источник: Газета “Голос Республики” №28 (250) от 3 августа 2012 года
See more here:
ГАЗЕТА — Как Степногорский комбинат перешел в руки сингапурской компании