Если бы меня попросили охарактеризовать происходящее сегодня в Казахстане одним словом, я бы ответил – воруют. Причем не только деньги, земельные участки, месторождения и другие материальные активы. Крадут всё – и справедливость, и веру, и надежду, и совесть. А самое главное – расхищают будущее страны.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Коррупция же со стороны государственных «деятелей» — всего лишь часть, пусть самая болезненная и выпуклая, этого общенационального процесса.
Однако этого никто не замечает. Предприниматели громко обижаются на чиновников и госорганы, забывая, что мздоимство — процесс всегда двусторонний и без дающего не совершается. Врачи и преподаватели бьют во все колокола, что здравоохранение и образование упали ниже плинтуса — и не осознают, что они сами, в том числе этому виной. Казахскоязычная интеллигенция борется, чтобы сделать казахский язык языком межнационального общения и не понимает, что таким образом отрезает своих соплеменников от гигантского пласта русскоязычной информации. И так везде, повсюду и до бесконечности.
На фоне этого катастрофического по своим размерам, ущербу и необратимости процесса происходящее сегодня в Казахстане похоже на возню муравьев на краю утеса, который вот-вот обрушится вниз и унесет вместе с собой в пучину и Республику Казахстан, и нас, его населяющих. Мы в силу короткой исторической памяти позабыли сколько народов сгинули за минувшие тысячелетия, передав свои гены новым народам, а сами в лучшем случае остались страничкой в летописи.
После этого пессимистического вопля, который, можно сказать, вырвался из сердца, перейдем к обзору внутриполитической жизни нашей страны.
Посмотрим, кто за кем
Начнем, как обычно, с елбасы. Президент провел очередное совещание в Акорде по вопросам развития предпринимательства, на котором в очередной раз поставил перед казахстанским предпринимательским корпусом все те же эпохальные задачи. Поскольку ничего принципиально нового не прозвучало, нет смысла пересказывать то, что говорил Нурсултан Абишевич или о чем его слезно просили представители разных секторов экономики (репортаж с этого мероприятия читайте на стр. 14). Обратим внимание наших читателей на другое.
В прошлом зарубежные советологи, разведчики, эксперты и журналисты всегда очень внимательно изучали, в каком порядке советские вожди появляются на трибунах Мавзолея или торжественных собраний, кто как кучкуется и с кем разговаривает. В условиях полной непрозрачности функционирования партийно-государственной вертикали в СССР это позволяло если не узнавать, то хотя бы понимать и предчувствовать зигзаги во внутренней и внешней политике Советского Союза через расстановку сил в высшем эшелоне власти.
Используем этот метод и мы. Так вот, согласно пресс-релизу Акорды: «В совещании приняли участие Премьер-Министр Карим Масимов, Председатель Сената Парламента Кайрат Мами, Председатель Мажилиса Парламента Нурлан Нигматулин, Государственный секретарь Мухтар Кул-Мухаммед, Руководитель Администрации Президента Аслан Мусин, Председатель правления АО «ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев, Председатель Президиума Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен», Председатель ассоциации организаций нефтегазового и энергетического комплекса «КаzEnergy» Тимур Кулибаев и другие представители НЭПК «Союз «Атамекен».
Тот факт, что Карим Масимов формально занимающий четвертое место в табели о рангах оказался в списке вторым после елбасы, а Аслан Мусин — последним из госслужащих, плюс упомянут Тимур Кулибаев, нам кажется не столько ошибкой пресс-службы главы государства, сколько результатом каких-то внутренних процессов. Вот только толкование этого может быть двоякое.
Первый вариант — премьер-министр, воспользовавшись противоборством между руководителем администрации президента и главой КНБ, стал потихоньку первым после елбасы. Тогда получается, что пост главы высшей аттестационной комиссии по внеочередной аттестации сотрудников правоохранительных структур, врученный Кариму Кажимкановичу Назарбаевым, это не разовый акт доверия, а отношение в целом.
Второй вариант — Аслан Мусин, которому фактически подчиняется пресс-служба президента РК, поскольку входит в состав администрации, по каким-то причинам решил выпятить Карима Масимова. Например, чтобы подставить его под критику и разоблачения других видных членов окружения Назарбаева и его родных.
Возможно и то, и другое, и даже обычная глупость исполнителя — гадать не беремся, но тем не менее вопросы возникают. К примеру, почему Тимур Кулибаев упомянут в полном блеске своих общественных должностей? И свидетельствует ли это о том, что елбасы перестал гневаться на среднего зятя, или что тот же Мусин решил еще раз впихнуть «нефтяного принца» в информационное пространство, чтобы его не забывали?
Из содержательного же на совещании по вопросам развития предпринимательства у елбасы наше внимание привлекла только одна вещь — идея председателя правления Национальной экономической палаты Казахстана «Союз «Атамекен» Аблая Мырзахметова об обязательном членстве в этой организации.
Понятно, почему Назарбаев поддержал ее: в условиях «управляемой демократии» лишь предприниматели оказались гуляющими без надзора (даже мулл окольцевали и завели под ДУМК). Другое дело, что реализация этого проекта может оказаться делом близким по своей эффективности к стрижке свиней — визгу много, а шерсти мало. К тому же оно потребует как минимум принятия отдельного закона, потому что заставить платить дань организации, возглавляемой Кулибаевым и Мырзахметовым, можно будет только таким образом (мнения предпринимателей по этому поводу читайте на стр. 15).
Плюс возникает множество технических вопросов. Например, будут ли индивидуальные предприниматели считаться предпринимателями и соответственно загоняться в обязательном порядке в члены предпринимательских ассоциаций? Могут ли эти ассоциации быть совершенно самостоятельными или обязаны входить в «Союз» Атамекен»? Если обязаны, то в какой пропорции будут делиться собранные обязательные взносы между низами и верхами?
И как быть с юридическими лицами, которые бездействуют вообще или только сдают отчетность — обязаны ли они платить взносы или их освободят от этой нагрузки? Как будет обеспечиваться полнота сбора обязательных взносов, то есть какие штрафы или иные меры воздействия будут заложены в законодательство против недобросовестных предпринимателей? Будет ли членство личным, то есть участниками ассоциаций и соответственно плательщиками сборов будут предприниматели сами или только юридические лица?
Про КНПК и ОСДП
Следующее внутриполитическое действо, которое мы рассмотрим под выбранным нами ракурсом, это очередной VII съезд Коммунистической народной партии Казахстана, состоявшийся 23 июня в Астане.
Сразу оговорюсь, что лично мне название этой партии кажется политически неточным — по моему мнению, более правильным будет «Коммунистическая назарбаевская партия Казахстана», что и итоге дает ту же аббревиатуру — КНПК.
Так вот, в мероприятии принял участие 61 делегат, а после обсуждения повестки дня были выбраны Центральный комитет в составе 32 человек и Центральная контрольно-ревизионная комиссия в составе 11 человек. Это, похоже, без учета кандидатов в члены ЦК, поскольку в тексте они упомянуты отдельно: «Были избраны кандидаты в ЦК КНПК».
Иными словами 61 делегат очередного VII съезда Коммунистической народной партии Казахстана избрали в общей сложности не меньше 43 членов высших органов, и без руководящего кресла осталось похоже только 18 депутатов.
Согласитесь для парламентской партии, которая достаточно активно светилась в предвыборный период и опередила ту же ОСДП, а сейчас регулярно голосует «против» правительства Карима Масимова в Парламенте, это не комильфо и заставляет задуматься, каким образом КНПК запрыгнула в Мажилис — сама или кто-то подтолкнул ее туда нехилым плечом? В принципе ответ на этот вопрос мы, как и наши читатели знаем, так что спрашиваем для порядка: чтобы в КНПК не забывали, кто главный в стране манипулятор-кукловод.
Что касается другого фланга политического спектра республики, то там особую активность проявляет сопредседатель (или все-таки председатель?) ОСДП «Азат». Вместе с рядом членов политического руководства своей партии, среди которых выделяется Петр Своик, Жармахан Туякбай с упорством достойной похвалы проталкивает идею Общенационального курултая — конгресса «Ради будущего Казахстана».
На прошлой неделе прошло третье экспертное обсуждение, перед началом которого его участникам был роздан проект программы под названием «Политическое и социально-экономическое устройство Казахстана — каким ему быть?» (читайте подробнее на стр. 11).
В принципе если бы у нас было больше газетной площади, можно было бы пообсуждать и покритиковать этот документ. Но, увы, это малопродуктивно, так как главный его недостаток виден сразу и невооруженным глазом — он описывает какой, по мнению господина Туякбая и его сторонников, должна быть наша республика, но там нет ни слова про то, как это сделать в современных условиях.
Поэтому прожекты Жармахана Айтбаевича при всей своей политической значительности сродни мечтам молодой девы, которая мечтает, что завтра утром к ней домой подъедет к дому принц на черном «Бентли» или белом арабском скакуне и увезет в счастливое будущее. При этом, каким будет это будущее и что она в нем будет делать, дева знает точно, а вот как обеспечить прибытие нужного качества принца и его правильную траекторию движения потом — даже не заморачивается.
Со своей стороны мы хотели бы отметить в этом мероприятии два интересных факта. Первое — систематическое и похоже системное отсутствие на экспертных обсуждениях соратников Туякбая в лице Булата Абилова, Амиржана Косанова и ряда других членов политруководства ОСДП. Поэтому возникает подозрение, что этот курултай — проект не партийный, а личный. Но тогда возникает вопрос — откуда Жармахан Туякбай возьмет деньги на сбор делегатов со всего Казахстана?
Второй интересный факт — «наезд» со сторон Петра Своика на «Алгу» и «Народный фронт». Судя по его оригинальной трактовке, движению к демократии в Казахстане препятствуют и со стороны Акорды, и со стороны радикальной оппозиции.
Чтобы не быть голословным дадим цитату: «Дело демократизации блокируется с обеих сторон, — и власти, и ее радикальных оппонентов. Под демократической риторикой идет старинное степное соперничество за личную власть и богатства. Правящая верхушка, справедливо опасаясь расправы, держится за власть до последнего. Непримиримые же противники режима, не заморачиваясь на разработку институциональных реформ, сводят политические требования к свободе СМИ, митингов и демонстраций, выборности судей и акимов, отъему собственности у некоторых олигархов. То есть всего того, что быстро и надежно раскачает и обрушит авторитарный режим».
Интересно, член президиума ОСДП действительно считает, что если Акорда добьет т. н. радикальное крыло демократических сил, пересажав его лидеров и активистов, это ускорит продвижение страны в сторону демократии? Или он, пользуясь ситуацией, просто решил утопить коллег по гражданскому обществу на радость адепту управляемой демократии Ермухамету Ертысбаеву?
«Алга» ответит за всех?
В любом случае на фоне мирных посиделок под руководством лидера ОСДП бытие и судьба Владимира Козлова, Серика Сапаргали, Болата Атабаева и других выглядят печальными и предсказуемыми. Два новых уголовных дела, возбужденных против лидера «Алги» Владимира Козлова, по части 2 статьи 170 и статье 235 УК РК, — это, несомненно, попытка добить и партию, и самого Владимира Ивановича.
Ведь несмотря на шесть лет полуподпольного существования, отказы в регистрации, административное давление, уголовные преследования, обыски и аресты, «Алга» продолжала существовать и действовать. И выполняла свою роль расширителя внутриполитического пространства настолько успешно, что Акорде пришлось идти на фальсификацию откровенно заказного и чисто политического уголовного дела, который заставляет вспомнить и сталинские репрессии, и расправы с диссидентами при Брежневе, и многое другое.
Все это вряд ли проглотят другие государства ОБСЕ, в первую очередь европейские. Но это тема уже другого обзора.
Источник: Газета “Голос Республики” №24 (246) от 29 июня 2012 года
Read the original post:
ГАЗЕТА — Ждем принца на «бентли» или арабском скакуне?