Жаугашты Жоланович Набиев – уроженец ЗКО. Перед развалом СССР работал в Министерстве местной промышленности КазССР, был в номенклатуре ЦК Компартии Казахстана и возглавлял отдел внешних связей и выставок в управлении делами Совмина КазССР. В годы независимости создал АО «Казахстан Коммерция» и стал успешным бизнесменом.
Автор: Жаугашты НАБИЕВ
В этом году Жаугашты Набиев принципиально отказался праздновать свой юбилей, решив потратить средства на благотворительность в пользу граждан Жанаозена, оказавшихся в тяжелых кандалах нужды.
Народ не обманешь
- Жаугашты Жоланович, с чем связан такой благородный порыв?
- Я внимательно слежу за событиями, которые происходят в стране, и искренне сочувствую участникам декабрьских событий прошлого года, которые попали под обстрел. Я шокирован поведением полицейских, стрелявших в спины бегущих безоружных сограждан. Считаю, что корни конфликта лежат в излишней централизации управления крупными производственными комплексами страны.
Руководство дочерних предприятий по разведке и добыче нефти национальной компании «КазМунайГаз» находится за тысячи километров от производства, в Астане. Как оно может понимать нужды своих рабочих и создавать нормальные условия добычи нефти, если молодые менеджеры в жизни не видели «живьем» нефтяные качалки и умеют только успешно контролировать финансовые потоки. В результате в регионе семь месяцев не решались трудовые споры нефтяников и не улучшались социальные условия жизни населения Западного Казахстана — кормильца страны.
Сейчас идет показательный суд, который может обернуться трагедией для многих семей в Жанаозене, теряющих единственного кормильца в семье. Я не могу на этом фоне веселиться и принимать поздравления, поэтому решил перечислить значительную сумму благотворительной помощи из личных средств женщинам Жанаозена. Возможно, мои друзья-нефтяники, которые тоже стоят на пороге своих юбилеев, последуют начатой мной традиции.
- Вы следите за судебным процессом в Жанаозене?
- Судебный процесс в Актау, несмотря на сумбурное начало, по моему ощущению, может закончиться неожиданно положительно. Такой оптимизм вызван поступками пострадавших, отзывающих свои заявления и претензии к обвиняемым.
Народ не обманешь! В нужный момент люди мобилизуются и начинают солидаризироваться и помогать друг другу. Во время Адайского восстания 80 лет назад из уст в уста передавалась фольклорная присказка: наши отчаявшиеся деды, защищая детей, женщин и свой очаг, шли в сражение с сойлом (палкой) в руках, очень редко — с охотничьим ружьем против карательных отрядов красных, имевших на вооружении не только пулеметы, но и автомобили, пылящие по барханам.
Восстававшие адайцы преследовали машину, которая постоянно мигала сигнальной красной лампочкой при торможении на каждой кочке, а преследователи воспринимали ее в виде прямой кишки, которая от натуги вылезает наружу, как это бывает у загнанных лошадей.. По-казахски это звучит очень смачно: котені кызарды. Подбадривая друг друга шутками, адайцы обращали карательные отряды в бегство.
Такой народ поставить на колени или истребить очень трудно. Именно поэтому на семейном совете мы решили не устраивать грандиозный той, а перечислить эту сумму в международный комитет «Жанаозен-2011» для поддержки детей и женщин.
Пропаганда затмевает правду
- Насколько освещение в прессе судебного процесса по Жанаозену кажется Вам объективным?
- Я слежу за процессом по всем источникам информации, в том числе по Интернету. Но после просмотра на КТК последней воскресной передачи Артура Платонова «Слуги народа», посвященной жанаозенским событиям, меня охватило сильное возмущение.
Полчаса с экрана он критиковал полицейского США за убийство нашего соотечественника Денякина и убеждал телезрителей в незаконном применении оружия американскими блюстителями порядка, а потом стал защищать полицейских, применивших для подавления беспорядка боевое оружие против мирного населения. При этом высказывание Платонова напоминало изречение буревестника русской революции — «если враг не сдается, то его надо уничтожить», оправдывало применение полицейскими боевого оружия против собственных граждан. Договорился даже до того, что то, «что разрешено американскому полицейскому, почему нельзя применять у нас?!».
Для пущей важности Платонов в союзники взял вчерашнего депутата мажилиса Ирака Елекеева. Бедный Ирак попал в коварную ловушку Платонова и, трепыхаясь, как рыбешка на горячей сковороде, вынужден был согласиться с мнением «казахстанского гуманиста», что применение боевого оружия против своего народа полицейскими оправданно.
- А как Вам тезис Платонова, что нити беспорядка тянутся за рубеж?
- Платонов пытался загипнотизировать аудиторию, рассказывая, что какие-то посторонние молодые люди активно рушили, сжигали, мародерствовали, выполняя волю заграничных руководителей беспорядка. У меня возникли другие вопросы: где исполнители заказа и почему правоохранительные органы их не представили суду? Будут ли отставки руководителей силовых ведомств, проглядевших зарубежный заговор?
После этой программы у меня сложилось впечатление, что Платонов действительно вошел в роль телекиллера и пытается оказать давление на суд. Когда много пропаганды и агитации, трудно узнать настоящую правду.
Как бизнес воюет с властью
- Как Вы оцениваете сегодня отношения власти и бизнеса? Помнится, в свое время Вам приходилось отстаивать позиции предпринимателей в спорах с государством…
- Помню случай, который относится к началу независимости. Толчком послужило письмо Минфина от 16 ноября 1994 года «О порядке бухгалтерского учета курсовых разниц по валютным счетам и операциям в иностранных валютах». Если вспомнить, как «прыгал» в то время курс доллара по отношению тенге, то в конце квартала курсовая разница составляла «кругленькую сумму», с которой надо было платить налоги на прибыль.
И вот молодая налоговая полиция Алматы напала на «золотую жилу» под названием «курсовая разница». Однажды двое инспекторов явились с проверкой в последний день декабря на одно наше дочернее предприятие, занимающееся эксплуатацией автозаправочной станции, и предъявили санкции на сумму 16 миллионов тенге. При этом намекнули: если сумму без первой единицы дадите наличными, как многие умные ребята делали, то можно разойтись с миром, а иначе насчитаем за различные нарушения еще несколько миллионов.
Меня разозлила такая наглость, и я написал письмо премьер-министру (тогда это был Акежан Кажегельдин — ред.) с полной выкладкой несостоятельности и порочности рекомендаций Минфина, в котором просил немедленно прекратить этот беспредел. Минфин и Национальный банк в лице Мажита Есенбаева и Ораза Жандосова согласились с моими доводами и внесли поправки в законодательство.
Я точно знаю, что тогда из-за свирепого подхода налоговой полиции многие молодые бизнесмены, открывшие свое дело и не сумевшие найти средств откупиться, глотнув скупые мужские слезы, закрывали свой бизнес от безысходности. Вот вам истоки коррупции…
В свое время я писал в обращении к форуму предпринимателей, что в нашем обществе идет холодная гражданская война между интеллектами. Эти слова актуальны и сегодня. С одной стороны, хорошо организованное и оснащенное современной технологией и знанием чиновничество, с другой — не менее грамотное, но разрозненное предпринимательство. Отсюда видно, на чьей стороне победа.
К сожалению, чиновничеству сильно помогают рекрутированные ими из наших рядов предприниматели! Они, зная наши замыслы и тактику изнутри, расставляют «ловушки» очень умело, их и не заметишь, пока не подорвешься. Орудием в руках чиновничества являются конституционное право законодательной инициативы и нормотворчества, слаженная система государственных органов.
Но если расплывчатое изложение в законах, допускающее различное толкование по обстановке, — главная боевая единица в руках чиновника, то орудием предпринимателя являются его личное мужество и изворотливость ума.
- Вы из того поколения людей, которые всегда ставили интересы государства выше личных, а значит, думаете о том, как создать в Казахстане идеальное цивилизованное и развитое государство. Это реально?
- Как известно, идеальное государство по Платону — справедливое правление благородных. Платон считал, что главная причина порчи общества заключена в «господстве корыстных интересов», когда государство служит власти, а не наоборот. В идеальном государстве власть превращается в государственное управление и служит народу, заботясь о его благосостоянии в первую очередь.
- Сделав в свое время много для страны, сейчас Вы оказались не у дел… Вам не обидно?
- Конечно же, обидно. Обидно прежде всего за нашу власть, которая принимала за чистую монету советы разношерстных иностранных консультантов. При этом пренебрегла многими толковыми предложениями руководителей крупнейших наших так называемых предприятий союзного подчинения. Я был хорошо знаком почти со всеми генеральными директорами этих предприятий, не один раз мы выезжали за рубеж, устанавливая прямые связи с профильными компаниями, одновременно принимая их специалистов у нас в Казахстане. И мне всегда было очень приятно содействовать в этом.
Но в личном плане я не держу ни на кого обиды и, самое главное, считаю, что в стратегическом плане для себя не допустил крупных ошибок. Как в народе говорят, сплю спокойно.
Подготовил Гани КАРАКОЗОВ
Источник: Газета “Голос Республики” №13 (235) от 6 апреля 2012 года
Read the original post:
ГАЗЕТА — Вместо тоя помог нефтяникам