Пока Назарбаев совершает свой, непонятно какой, визит в Германию, в Казахстане продолжается волна кадровых перестановок. Причем некоторым отставникам вообще не везет: мало того что высаживают из кресла, так еще и сажают, как это случилось с бывшим министром внутренних дел, а в последнее время главой Таможенного комитета Министерства финансов Казахстана Сериком Баймаганбетовым.
Автор: Мухамеджан АДИЛОВ
Поскольку в нашей стране кадровые рокировки на самом верху всегда затем повторяются волнами до самого низа, еще пару месяцев государственный аппарат будет трясти. И только весной, когда на улице станет теплее, а казахстанские девушки — еще прекраснее, все устоится. Понятно, что работать чиновники лучше не станут ни по отдельности, ни в совокупности, но кто в доме хозяин, будут помнить все.
Страх сильнее логики
Мы уже не раз писали, что торопливость с парламентскими выборами, которые мало того что были проведены досрочно, так еще и оказались нелегитимными в силу того, что на территории города Жанаозена действовало чрезвычайное положение и права горожан избирать и быть избранными были серьезно ограничены, не случайна.
Ведь если исходить из интересов собственно Нурсултана Назарбаева как человека и политика, то ему и досрочные выборы, и многопартийный парламент, и последние аресты активистов гражданского общества и журналиста, не говоря уже про бойню в Мангистау, совсем ни к чему. Но все это остро необходимо тому (или тем), кто рассчитывает подхватить власть, когда она вывалится из рук елбасы.
Потому что в условиях, когда элита раздроблена на кланы и воюет между собой, фактор времени становится главным. Более того, никто из потенциальных преемников не имеет того исключительного влияния на государственный аппарат, которое основывается как на признании им авторитета и силы Назарбаева как политика, так и на многолетней привычке подчиняться, а также опасении многих в стране менять кардинально политическую систему и механизм реализации и воспроизводства власти.
В этих условиях новый президент будет вынужден искать опору. При этом на государственный аппарат он может рассчитывать только частично, скажем так, только там, где на первых ролях его личные ставленники. Это означает, что существует риск, причем стопроцентный, что в совокупности политические оппоненты и конкуренты будут сильнее как в центре, так и в большинстве регионов.
Опора на силовиков тоже не совсем гарантирована. В силу того, что кадровый состав полиции — обычной и финансовой, КНБ, СОПа, внутренних войск, Республиканской гвардии формируется из обычных казахстанцев и, соответственно, попадает под влияние родственников и близких, изменений морального и политического климата в стране, аксакалов и так далее. Так что эти ведомства так же немонолитны, как и весь государственный аппарат, разорванный воюющими кланами в клочья.
Что касается армии, то она при всей внешней помпезности малопригодна для внутриэлитной войны. Конечно, можно бросить парочку десантно-штурмовых или танковых бригад на Астану или Алматы, но что они потом будут там делать? Украшать своим присутствием городские парки и скверы? В общем, получается, что новому елбасы, чтобы преуспеть, нужен блицкриг.
Не в листовках дело
Отсюда и ответ на вопрос, который задают себе и другим многие в Казахстане: зачем сажать Владимира Козлова, Игоря Винявского, Серика Сапаргали и многих других? Ведь очевидно, более того, в силу информационной освещенности темы уже не подлежит сомнению, что трагедия в Мангистау 16—18 декабря 2011 года стала результатом многих факторов.
И среди них листовки с призывом отправить Назарбаева на свалку или обращения Мухтара Аблязова к бастующим с предложением взять власть в свои руки сыграли роль если не сто первую, то девяносто вторую. Поэтому наш ответ на этот вопрос прост — задержали тех, кто может выступить первым против преемника Назарбаева, повести за собой гражданское общество и таким образом усилить врагов нового «лидера нации».
Если рассматривать вопрос целесообразности досрочных парламентских выборов с этой точки зрения, то получается, что они нужны тому, кто рассчитывает опереться на парламент в случае осложнения с передачей власти. Например, если какая-то ныне номинальная фигура вдруг не захочет добровольно отказываться от президентского кресла и начнет в него усаживаться.
Более того, для тех депутатов, которые вдруг начнут не слушаться, всегда готов кнут в виде признания выборов и избранного на них состава мажилиса нелегитимными. Для этого нужен двойник Квятковской, суд, который примет иск и обратится за разъяснением в Конституционный Совет, и решение последнего о том, что, оказывается, выборы-то не те, закон-то нарушили.
Понятно, что и такая схема может не сработать. Мы бы не стали сбрасывать со счетов вариант, когда преемник или, скажем, преемники после ухода Назарбаева заявляют, что елбасы был один таким великим, что ему нет равных в стране и никогда уже не будет. После чего быстренько меняют Конституцию под задачу момента, передавая всю власть премьер-министру и делая главу государства номинальной фигурой.
В общем, в ситуации, когда и Конституционный Совет, и Верховный суд, и Генпрокуратура, и мажилис, и Ассамблея народа Казахстана — по сути подразделения администрации президента, при наличии политической воли и решимости, непротивлении элиты, молчании гражданского общества и пассивности населения можно много чего в стране наворотить.
Процесс пошел
В связи с этим обращает на себя внимание усиление активности и, самое главное, смелости лидеров ОСДП. С одной стороны, ее можно оценить как реакцию партии на фальсификации, махинации, подлоги и обман во время парламентских выборов. Но с другой стороны, до этого лидеры ОСДП никогда не собирали незаконных митингов с риском, что их посадят на 15 суток. Теперь же рискуют.
И это притом, что ОСДП не осмелилась отказаться от участия в досрочных парламентских выборах, как это просили ее сделать Народная партия «Алга» и «Халык Майданы», сыграв таким образом свою роль в постановке под условным названием «Торжество демократии в Казахстане — многопартийный парламент».
Нам почему-то кажется, что смелость ОСДП — это не случайность. Очень похоже, что в Акорде идет конкуренция политических проектов и пока в этой внутриэлитной борьбе побеждает Аслан Мусин и его союзники — евразийские миллиардеры. Именно они контролируют частично «Нур Отан» и полностью КНПК и «Ак жол».
Но надо отметить, что и здесь Назарбаев частично подстраховался, согласившись или, наоборот, приказав включить в партийный список «Нур Отана» десяток политических тяжеловесов, способных остановить того же Мусина или Масимова или же поддержать их или кого-нибудь другого.
Именно поэтому сегодня демократам очень важно отстоять, не допустить осуждения Владимира Козлова, Игоря Винявского, Серика Сапаргали и их товарищей. Потому что именно они, после того как комитетчики и прокурорские, выполняя приказ Акорды, сделают из них народных героев, станут теми самыми лидерами, за которыми пойдут люди.
Наши прогнозы двух‑, трехмесячной давности, что всесильный триумвират Аслан Мусин — Карим Масимов — Тимур Кулибаев в таком составе долго не просуществует и в ходе схватки бульдогов под ковром из него вышибут самого слабого участника, то есть «нефтяного принца», оправдались на 100%. Теперь претендентов на кресло осталось двое.
Источник: Газета “Голос Республики” №5 (227) от 10 февраля 2012 года
Continue reading here:
ГАЗЕТА — Акорда зачищает поле для нового елбасы