Подробности читайте на respublika-kaz.info/news/society/15161/
Птицефабрику поселка Черемшанка лихорадит с осени прошлого года, хотя рабочие не видели свою зарплату на протяжении 15 (!) лет. Устав от пустых обещаний, люди объявляли акции протеста, о которых стало известно на всю страну. Один из прежних владельцев птицефабрики Адалат Аллахвердиев от птичников открестился и даже заявил о намерении продать производство за один тенге. В то же время общий долг предприятия составлял более 600 млн тенге. Чтобы локализовать конфликт, акимат Восточно-Казахстанской области поспособствовал поискам инвесторов. И вскоре они нашлись. В конце прошлого года бизнесмены из Астаны красиво говорили о намерениях поднять производство, увеличить яйценоскость, регулярно платить зарплату, хотя прежние долги так и не погасили.
Зачем такие инвесторы?
Но уже 31 декабря налоговики Глубоковского района, к которому относится поселок Черемшанка, заморозили счета птицефабрики из-за колоссальных долгов перед бюджетом — около 92 млн тенге. Но новые владельцы, как видно, все больше обещали: рабочие получали и без того крохотную зарплату лишь авансами. Сейчас на птицефабрике работает чуть больше 50 человек из 320, а остальные, как рассказала председатель профкома Ирина Русакова, находятся в отпусках без сохранения зарплаты.
Налоговое управление по Глубоковскому району подало иск в суд 16 мая, чтобы признать предприятие «Птицефабрика капитал» банкротом.
- Нам известно, что по сравнению со старыми владельцами долг только увеличился. Новый владелец обещал до 1 июня выделить 250 млн и полностью погасить зарплату. Но опять ничего не сделал. Мы говорили, что сядем голодать, если 30 мая не получим зарплату, но ничего не увидели, — заявили участники акции протеста. — Нам все равно нечего есть, какая разница — где голодать, дома или на работе?!
Птичники рассказали: нынешнее руководство птицефабрики запрещало рабочим под угрозой увольнения и невыплаты зарплаты общаться со СМИ и жаловаться на свое житье-бытье. Потому и о предстоящей голодовке многие из них предпочли умолчать, а вместо 55 человек акцию протеста объявили лишь 13. Сегодня с утра они пытались попасть на прием к гендиректору птицефабрики Тусупхану Оразгалиеву, но он пригласил в кабинет только начальников цехов. Выйдя от высокого начальства, те сообщили: дают аванс по 3—6 тысяч тенге. Рабочие страшно возмутились — ведь у каждого долги по зарплате составляют уже по 100—300 тысяч тенге, при том что ежемесячная зарплата у них около 20 тысяч тенге!
На голодовке людей как прорвало: они рассказывали журналистам, что птицы на фабрике в массовом порядке гибнут от голода, количество сократилось с 162 тысяч (когда пришли инвесторы) до чуть больше 100 тысяч, постоянно отключают за неуплату электроэнергию.
Сейчас общий долг предприятия, включая кредиты, составляет 800 млн тенге. Из них 35 млн по заработной плате и 60 млн — по пенсионным отчислениям. Рабочим опять стали давать авансы 31 мая — по 6 тысяч тенге. Даже для поселка, где почти у каждого свой огород, это жалкие гроши.
За день до голодовки на птицефабрике прошло собрание с участием представителей районных акимата и прокуратуры. По словам рабочих, «оно было очень тяжелым», людям объясняли, что власти якобы не могут вмешиваться в дела предприятия, но заявляли о намерениях сохранить птицефабрику, а в случае банкротства помочь с трудоустройством.
- Как же так! Мы же люди и тоже живем в вашем районе?! — растерянно спрашивали у представителей власти рабочие.
Зарплата — после голодовки
- У нас много людей предпенсионного возраста, которые никуда уже не устроятся. В 45 лет трудно найти работу, а многим нашим работницам осталось 2—3 года до пенсии, трудиться не могут, своим бизнесом заняться — тоже, — вздыхала Ирина Русакова.
По ее словам, несмотря на многочисленные обращения в Республиканский профсоюз агропромышленного комплекса, его руководитель г‑н Рыжов так ничего обнадеживающего предложить не мог. Люди пошли на голодовку от крайней нужды и отчаяния.
Впрочем, акция протеста продолжалась чуть больше трех часов. К голодающим прибыли замакима области Григорий Пинчук и руководство птицефабрики.
Григорий Пинчук публично пригрозил инвесторам: если до 10 июня они не выплатят людям зарплату, то акимат сделает все, чтобы этих самых инвесторов с предприятия выгнать. И не посмотрит на то, что они, со слов владельцев птицефабрики, уже якобы вложили в производство 240 млн тенге. Вот только отдачи от этих денег ни производство, ни рядовые птичники, судя по всему, так и не увидели.
- Если вам до 10 июня не дадут зарплату, то я вам сам найду 2 миллиона тенге! — заявил г‑н Пинчук пораженным рабочим, которые после этих слов согласились прекратить акцию протеста.
А гендиректор ТОО «Птицефабрика плюс» Тусупхан Оразгалиев объявил, что уже привез 8 млн тенге — для погашения части долгов по зарплате и налоговым платежам.
Кстати, накануне голодовки заместитель гендиректора ТОО «Птицефабрика капитал» Карим Дюсупов рассказал «Республике», что будто бы учредители предприятия однозначно не допустят банкротства:
- До 10 июня выплатить зарплату постараемся. Сегодня и завтра будем выдавать. Частично будем гасить долги перед бюджетом и снимать напряженность. Счета наши пока заморожены, но мы ведем переговоры с налоговиками. Если мы будем давать зарплату, они нам пообещали снять арест со счетов на 3—4 месяца. Поголовье кур восстановим. Все проблемы решаются, но не быстро.
Впрочем, такие же заверения звучат для журналистов и рабочих из уст руководства постоянно. Поверить ему на этот раз?
Excerpt from:
В Черемшанке голодают люди и птицы