В чем будущее Казахстана?

Недав­но «Рес­пуб­ли­ка» писа­ла, что «наци­о­на­ли­сты — это гигант­ский про­тестный потен­ци­ал и его мож­но напра­вить в пра­виль­ное, не ради­каль­но-про­тестное, а поли­ти­че­ское рус­ло… Поэто­му нуж­но начи­нать диа­лог с наци­о­на­ли­ста­ми, пред­ла­гать им демо­кра­тию как систе­му, в кото­рой будут в обя­за­тель­ном поряд­ке учи­ты­вать­ся и нахо­дить отра­же­ние их позиции». 

 

Автор: Өмір­зақ АҚЖІГІТ

 

Пре­крас­ное пред­ло­же­ние! И мы со стра­ниц «Рес­пуб­ли­ки» обе­ща­ли пред­ста­вить про­грам­му наци­о­нал-пат­ри­о­тов по обу­строй­ству Казах­ста­на. Мы себя не счи­та­ем ради­ка­ла­ми (во вся­ком слу­чае, пока), и нам очень инте­рес­но будет узнать, как будут учи­ты­вать­ся и в каком виде будут нахо­дить отра­же­ние наши позиции.

1. Казах­ский кага­нат (Каза­хия) — наци­о­наль­ное государство!

Реа­лии сего­дняш­не­го мира тако­вы, что про­тив гло­ба­ли­за­ции могут усто­ять толь­ко наци­о­наль­ные, идей­но спло­чен­ные вокруг корен­ной — в нашем слу­чае казах­ской — нации госу­дар­ства. Поэто­му такие самые раз­ви­тые стра­ны мира, как Япо­ния, Гер­ма­ния, Фран­ция, Изра­иль, все­ми сила­ми сохра­ня­ют и раз­ви­ва­ют свою наци­о­наль­ную осо­бен­ность. Еще по Вест­фаль­ско­му мир­но­му дого­во­ру от 1648 года по ито­гам 30-лет­ней вой­ны в Евро­пе гра­ни­цы стран ста­ли про­хо­дить по наци­о­наль­но­му при­зна­ку. И за три с поло­ви­ной века все евро­пей­ские, а вслед за ними вооб­ще все запад­ные стра­ны успе­ли постро­ить свои наци­о­наль­ные госу­дар­ства. Для них это настоль­ко дав­но прой­ден­ный этап и настоль­ко эти госу­дар­ства уже проч­ны, что они теперь могут себе поз­во­лить гово­рить о постро­е­нии граж­дан­ско­го обще­ства. Вот поче­му у них сло­во «нация» озна­ча­ет «граж­дан­ство». Они тож­де­ствен­ны. Нам же пред­сто­ит воз­ро­дить наше древ­нее, по сво­ей фор­ме наци­о­наль­ное, по содер­жа­нию — все­на­род­ное госу­дар­ство, с истин­но казах­ской, а не запад­ной демо­кра­ти­ей, где испо­кон веков духов­ное было выше мате­ри­аль­но­го, общее выше лич­но­го, спра­вед­ли­вость выше зако­на, буду­щее выше насто­я­ще­го и прошлого.

Сло­во «кага­нат» боять­ся не сле­ду­ет, оно ука­зы­ва­ет на то, что наше госу­дар­ство не моло­дое и созда­но не впер­вые, как любит повто­рять Лидер нации, а явля­ет­ся пра­во­пре­ем­ни­ком таких могу­чих госу­дар­ствен­ных обра­зо­ва­ний, как Золо­тая Орда, Деш­ти-Кип­чак, Хазар­ский и Тюрк­ский кага­на­ты, Вели­кая Гун­ская импе­рия. Госу­дар­ствен­но­сти в пре­де­лах нынеш­не­го Казах­ста­на более двух тысяч лет. Народ, не име­ю­щий на сво­ей тер­ри­то­рии таких ярко­вы­ра­жен­ных ее при­зна­ков, как гра­ни­ца, армия, госу­дар­ствен­ный аппа­рат, не смог бы раз­бить наго­ло­ву полу­мил­ли­он­ные зака­лен­ные регу­ляр­ные вой­ска заво­е­ва­те­лей Кира и Дария, заста­вить повер­нуть назад Алек­сандра Маке­дон­ско­го, доволь­ство­вав­ше­го­ся тем, что свой брон­зо­вый меч поме­нял на стальной.

 

2. Вопрос язы­ка для наро­да - вопрос жиз­ни или смерти

Как и во фран­цуз­ской, в нашей Кон­сти­ту­ции долж­но быть напи­са­но толь­ко три сло­ва: «Язык кага­на­та — казах­ский». Все граж­дане стра­ны его знать обя­за­ны. (Кто в каком объ­е­ме, это дру­гой вопрос, здесь нужен диф­фе­рен­ци­ро­ва­ный под­ход.) А будут знать его наши граж­дане толь­ко тогда, когда появит­ся в нем необ­хо­ди­мость. Вот что самое глав­ное! Не будет необ­хо­ди­мо­сти в казах­ском язы­ке — не будет все­го осталь­но­го. А она появит­ся толь­ко тогда, когда на нем будет вестись все дело­про­из­вод­ство. Когда люди будут полу­чать на нем обра­зо­ва­ние. Когда в сфе­ре обслу­жи­ва­ния будут гово­рить на госу­дар­ствен­ном язы­ке. Когда будет вот эта необ­хо­ди­мость, тогда и появит­ся спрос. И спрос рож­да­ет пред­ло­же­ние — госу­дар­ство в лице нашей ман­кур­ти­зи­ро­ван­ной казах­ской эли­ты вынуж­де­но будет тогда финан­си­ро­вать его в пол­ной мере.

(Кста­ти, сло­во «ман­курт» здесь не совсем вер­но, т.к. ман­курт — суще­ство не созна­тель­ное, чело­век-робот, выпол­ня­ю­щий толь­ко коман­ду. Навер­ное, более под­хо­дит сло­во «мутант», они все дела­ют очень даже созна­тель­но, не хотят вер­нуть­ся к сво­им исто­кам, не хотят изу­чать казах­ский язык и толь­ко лишь пото­му, что не хотят лишить­ся при­выч­ной жиз­ни. Очень харак­те­рен посту­пок мини­стра ино­стран­ных дел Е. Идри­со­ва, кото­рый несколь­ко лет тому назад заявил: «Если не поме­ня­е­те мне моз­ги, я не выучу казах­ский язык!..»)

Реа­ли­за­ция этой тео­рии в жизнь долж­на идти по глу­бо­ко про­ра­бо­тан­ной и рас­счи­тан­ной на 10 лет про­грам­ме целе­на­прав­лен­но, изо дня в день, под стро­гим кон­тро­лем госу­дар­ства и обще­ства. И долж­на идти она одно­вре­мен­но и поэтап­но во всех госу­дар­ствен­ных и него­су­дарс­вен­ных орга­ни­за­ци­ях, в учеб­ных заве­де­ни­ях сред­не­го и выс­ше­го обра­зо­ва­ния, в судеб­ных и пра­во­охра­ни­тель­ных орга­нах, в учре­жде­ни­ях нау­ки, в бан­ков­ском деле. Рус­ский язык в тече­ние 10 лет посте­пен­но будет усту­пать свой ста­тус неофи­ци­аль­но­го госу­дар­ствен­но­го язы­ка и оста­нет­ся вто­рым язы­ком меж­на­ци­о­наль­но­го общения.

Язы­ко­вая поли­ти­ка — это кра­е­уголь­ный камень любо­го госу­дар­ствен­но­го устрой­ства, и не решить вопрос с казах­ским язы­ком — толь­ко под­ло­жить мину замед­лен­но­го дей­ствия под фун­да­мент госу­дар­ства.

3. Наш неоплат­ный долг…

Мы в тече­ние пяти, мак­си­мум деся­ти лет долж­ны, про­сто обя­за­ны обес­пе­чить мигра­цию 5 млн сво­их бра­тьев и сестер из Китая и Рос­сии, Узбек­ста­на и Моң­го­лии в север­ные реги­о­ны стра­ны от Усть-Каме­но­гор­ска до Ураль­ска. Как при­знал­ся еще 5 лет назад Ораз Жан­до­сов, для наше­го пра­ви­тель­ства это не соста­вит боль­шо­го тру­да. Лишь бы было жела­ние. В про­тив­ном слу­чае мы их окон­ча­тель­но и бес­по­во­рот­но поте­ря­ем. В Китае все казах­ские шко­лы закры­лись еще 4 года назад, в Рос­сии их нико­гда и не было, в Узбе­ки­стане оста­лась поло­ви­на. И это совер­шен­но пра­виль­но c точ­ки зре­ния инте­ре­сов этих стран, мы нико­му предъ­яв­лять пре­тен­зии не име­ем пра­ва — во всем мире в госу­дар­ствен­ных шко­лах обу­че­ние идет толь­ко на госу­дар­ствен­ном язы­ке. План обу­строй­ства орал­ма­нов исхо­дя из осо­бен­но­стей реги­о­нов лежит в пра­ви­тель­стве уже три года. С ним зна­ком и пре­зи­дент стра­ны. Толь­ко вот опять име­ем воз­мож­но­сти, да жела­ния нет! Наш народ в 1930—31 годы поте­рял 4 мил­ли­о­на чело­век — боль­ше поло­ви­ны! — и спи­са­ли это на Ф. Голо­ще­ки­на. И если мы опять в мир­ное вре­мя поте­ря­ем еще боль­ше людей, кто будет отве­чать перед буду­щим поко­ле­ни­ем? Неуже­ли наша эли­та все­рьез дума­ет, что все вре­мя все будет им схо­дить с рук?!

Мы в неоплат­ном дол­гу перед наши­ми еди­но­кров­ны­ми бра­тья­ми и сест­ра­ми, и реше­ние его — самая живо­тре­пе­щу­щая про­бле­ма из всех существующих.

4. Рели­гия долж­на рабо­тать на спло­че­ние нации!

Раз­де­ле­ние нации на рели­ги­оз­ной осно­ве еще страш­нее, чем раз­де­ле­ние по язы­ку. Пото­му что рели­гия — это вера, вера же при­вя­за­на не к созна­нию, а к под­со­зна­нию. То, что под­со­зна­ние доми­ни­ру­ет над созна­ни­ем, пра­вит им, извест­но с древ­них вре­мен. Даже в наши дни вой­ны идут на рели­ги­оз­ной поч­ве, а недав­няя страш­ная тра­ге­дия на Бал­ка­нах, навер­ное, еще све­жа в памя­ти мно­гих. Поэто­му во все вре­ме­на отцы наро­дов и нации ста­ра­лись дер­жать­ся поли­ти­ки «одна нация — одна рели­гия!». Это как раз тот слу­чай, когда мы долж­ны пере­ни­мать мно­го­ве­ко­вой опыт раз­ви­тых демо­кра­ти­че­ских стран запа­да. Напри­мер, коро­ле­ва Вели­ко­бри­та­нии так­же явля­ет­ся офи­ци­аль­ной гла­вой англи­кан­ской церк­ви. И ей в рели­ги­оз­ной иерар­хии отве­де­но пер­вое место, като­ли­че­ская цер­ковь на вто­ром месте, ислам — на тре­тьем. Во Фран­ции мест­ных цер­ков­ных руко­во­ди­те­лей назна­ча­ют госу­дар­ствен­ные орга­ны. В США вы нико­гда не смо­же­те стать пре­зи­ден­том стра­ны, если не явля­е­тесь про­те­стан­том (като­лик Д. Кен­не­ди — исклю­че­ние, толь­ко под­твер­жда­ю­щее пра­ви­ло). Вот это и есть обес­пе­че­ние един­ства нации не на сло­вах (на сло­вах мож­но гово­рить что угод­но), а на деле!

Поэто­му и у нас долж­ны иметь пра­ва на жизнь толь­ко ислам хана­фит­ско­го направ­ле­ния и тра­ди­ци­он­ное хри­сти­ан­ство, а не его мно­го­чис­лен­ные сек­ты, кото­рые дав­но под запре­том на том же Западе.

5. Зна­ние — сила, нау­ка — будущее!

В наше вре­мя гово­рить о важ­но­сти зна­ний и нау­ки излишне. Когда в 1961 году в кос­мос поле­тел Ю. Гага­рин, аме­ри­кан­цы попа­ли в состо­я­ние грогги. При­дя в себя, они по ини­ци­а­ти­ве пре­зи­ден­та Кен­не­ди созда­ли очень серъ­ез­ную комис­сию, кото­рая долж­на была отве­тить на один-един­ствен­ный вопрос: бла­го­да­ря чему все­го лишь спу­стя 16 лет после столь опу­сто­ши­тель­ной вой­ны сове­ты ока­за­лись лиде­ра­ми в самой пере­до­вой отрас­ли нау­ки и тех­ни­ки — кос­ми­че­ской? Комисс­сия кон­грес­са через год тща­тель­ней­шей рабо­ты при­шла к выво­ду: в Совет­ском Сою­зе обра­зо­ва­ние луч­ше, чем в США… «Боло­ни­за­ция» и еди­ное наци­о­наль­ное тести­ро­ва­ние (ЕНТ) кам­ня на камне не оста­ви­ли у нас от того высо­ко­ка­че­ствен­но­го совет­ско­го обра­зо­ва­ния. Роди­на ЕНТ — США уже отка­за­лись от сво­е­го «дети­ща», а мы рука­ми и зуба­ми дер­жим­ся за него. Надо немед­лен­но вер­нуть­ся к экза­ме­на­ци­он­ной систе­ме — в наш век видео­аудио­тех­ни­ки поста­вить здесь барьер кор­руп­ции не проблема.

В началь­ной шко­ле дети не долж­ны изу­чать ино­стран­ный язык. Алгеб­ра в 1‑м клас­се — это вооб­ще наси­лие над дет­ской при­ро­дой! Все­му свое вре­мя. Вме­сто это­го они долж­ны мак­си­маль­но питать­ся сока­ми гума­ни­тар­ных пред­ме­тов — лите­ра­ту­рой, исто­ри­ей, гео­гра­фи­ей, этно­гра­фи­ей (напри­мер, напи­сать сочи­не­ния по «Воло­ка­лам­ско­му шос­се» А. Бека, на мой взгляд, это луч­шая кни­га о войне, ее изу­ча­ют в воен­ных ака­де­ми­ях Евро­пы и Аме­ри­ки). Гим­на­сти­ка и интел­лек­ту­аль­ные игры (шах­ма­ты, шаш­ки, тогуз кума­лак) долж­ны вестись как отдель­ные пред­ме­ты, плюс еже­днев­ный час уро­ка по общей физ­куль­ту­ре. В Рес­пуб­ли­ке Бела­русь ни один дет­сад не при­ни­ма­ет­ся в экс­плу­а­та­цию без бас­сей­на! В неболь­шой Шве­ции име­ет­ся 25 тысяч бас­сей­нов, в «камен­ных джун­глях» Нью-Йор­ка — 16 тысяч тен­нис­ных кор­тов. И мы долж­ны в тече­ние 10 лет обо­ру­до­вать каж­дую шко­лу бас­сей­ном и если не ста­ди­о­ном, то хотя бы бего­вой дорож­кой по пери­мет­ру школь­но­го дво­ра, вдоль кото­рой долж­ны сто­ять спор­тив­ные сна­ря­ды: пере­кла­ди­ны, бру­сья, штан­ги, гиря и т.д. Дол­жен появить­ся культ двух самых полез­ных для чело­ве­че­ско­го орга­низ­ма видов спор­та: пла­ва­ния и бега. Не зря же на ска­лах Олим­па был высе­чен девиз древ­них гре­ков «Хочешь быть здо­ро­вым — беги, хочешь быть кра­си­вым — беги, хочешь быть умным — беги!». Толь­ко здо­ро­вые и умные дети могут осво­ить соот­вет­ству­ю­щее тре­бо­ва­ни­ям эпо­хи обра­зо­ва­ние, а затем и сами созда­вать новые знания.

И пора нако­нец опре­де­лить­ся с нау­кой: или воз­ро­дить Ака­де­мию наук (дума­ет­ся, еще не позд­но), или перей­ти окон­ча­тель­но на запад­ную модель, а то вышло пря­мо как в афо­риз­ме В. Чер­но­мыр­ди­на. Пока же хва­лить­ся нечем: удель­ный вес рас­хо­дов на НИОКР в ВВП стра­ны от 0,18% в 2000 году под­ня­лось до 0,28% в 2005‑м, и упал в 2010 году до отмет­ки 0,16%. Даже обе­щан­ное пре­зи­ден­том стра­ны уве­ли­че­ние финан­си­ро­ва­ния нау­ки в 2007—2012 годы в 25(!) раз так и оста­лись бла­ги­ми поже­ла­ни­я­ми. С таким финан­си­ро­ва­ни­ем о какой серьез­ной нау­ке мож­но говорить?

6. Про­из­вод­ство — все­му голова!

Име­ю­щий в сво­их нед­рах все эле­мен­ты таб­ли­цы Мен­де­ле­е­ва Казах­стан обре­чен быть стра­ной с раз­ви­тым про­из­вод­ством. Для это­го наши­ми уче­ны­ми и инже­не­ра­ми созда­ны все необ­хо­ди­мые пред­по­сыл­ки, в т.ч. уде­шев­ле­ние энер­ге­ти­че­ских мощ­но­стей. Толь­ко вот не хва­та­ет жела­ния. Зна­ме­ни­тый аме­ри­кан­ский мене­джер Ли Якок­ка в 1980-годы бил в набат: «Что мы дела­ем? Гото­вим толь­ко эко­но­ми­стов, финан­си­стов, юри­стов. По коли­че­ству инже­не­ров усту­па­ем не толь­ко Япо­нии, но уже и СССР. А теперь все про­из­вод­ство пере­во­дим в Китай. Зав­тра про­па­дем!» Как в воду гля­дел… И мы вме­сто того, что­бы после полу­че­ния неза­ви­си­мо­сти на пле­чах таких, как «Жез­каз­ган­цвет­мет», Усть­ка­ме­но­гор­ский тита­но-маг­ни­е­вый ком­би­нат, «Союз­фос­фор» и дру­гих, око­ло 30 экс­порт­но ори­ен­ти­ро­ван­ных союз­ных гиган­тов «въе­хать на инно­ва­цию» — а такая вели­ко­леп­ная воз­мож­ность была! — отда­ли их все на откуп ино­стран­ным ком­па­ни­ям, кото­рые абсо­лют­но не заин­те­ре­со­ва­ны в их тех­ни­че­ском и тех­но­ло­ги­че­ском совер­шен­ство­ва­нии и выжи­ма­ют сего­дня из них послед­ние соки.

Пере­до­вые стра­ны мира штур­му­ют уже VI уклад, мы же за 20 лет отка­ти­лись назад в про­из­вод­стве, как и в зна­ний и нау­ке, как мини­мум на 50 лет. Смот­ри­те, IV тех­но­ло­ги­че­ский уклад: мас­со­вое про­из­вод­ство; боль­шая химия; тяже­лое маши­но­стро­е­ние; авто­мо­би­ли; само­ле­ты. Из это­го спис­ка 25 лет тому назад мы име­ли раз­ви­ты­ми пер­вые два пунк­та — Казах­стан обес­пе­чи­вал себя тогда всем необ­хо­ди­мым на 80%. Тяже­лое маши­но­стро­е­ние тоже при­сут­ство­ва­ло. Теперь же нет ни тех, ни дру­гих. Инду­стри­а­ли­за­цию начи­на­ем зано­во… В нача­ле 1990‑х годов корей­цы при­е­ха­ли сна­ча­ла к нам с пред­ло­же­ни­ем об авто­мо­биль­ном заво­де. Да толь­ко отпуг­нул их неуем­ный аппе­тит наших выс­ших госу­дар­ствен­ных мужей о «шап­ке»… V тех­но­ло­ги­че­ский уклад: компью­те­ры; мало­тон­наж­ная химия; теле­ком­му­ни­ка­ции; элек­тро­ни­ка; интер­нет. Мы этот уклад пол­но­стью про­спа­ли. VI тех­но­ло­ги­че­ский уклад: био­тех­но­ло­гии; нано­тех­но­ло­гии; про­ек­ти­ро­ва­ние живо­го; вло­же­ния в чело­ве­ка; новое при­ро­до­поль­зо­ва­ние; робо­то­тех­ни­ка; новая меди­ци­на; высо­кие гума­ни­тар­ные тех­но­ло­гии; про­ек­ти­ро­ва­ние буду­ще­го и управ­ле­ние им; тех­но­ло­гии сбор­ки и уни­что­же­ния соци­аль­ных субъ­ек­тов. Где «они» и где мы?..

Вид­ные уче­ные Рос­сии еще 3 года назад писа­ли: «Аль­тер­на­ти­вой уско­рен­но­му инно­ва­ци­он­но­му раз­ви­тию стра­ны может быть толь­ко ее рас­пад. Если мы не пере­ло­мим нынеш­них тен­ден­ций, по коле­ям коих сколь­зит Рос­сий­ская Феде­ра­ция, нас уже ничто не спа­сет. РФ не смо­жет быть даже сырье­вым при­дат­ком раз­ви­то­го мира». Это — о Рос­сии. Что гово­рить тогда о нас!

«Инно­ва­ция долж­на стать нашей наци­о­наль­ной иде­ей». Это были самые луч­шие сло­ва, после «в исто­рии казах­ско­го наро­да нет ниче­го, за что при­шлось бы сты­дить­ся каза­хам», что я услы­шал из уст наше­го пре­зи­ден­та за эти дол­гие годы. Пото­му что каза­хи, как никто дру­гой, очень вос­при­им­чи­вы ко все­му ново­му, тяга к зна­нию у нас в кро­ви, мы схва­ты­ва­ем все на лету. В совет­ские вре­ме­на сре­ди мос­ков­ских истин­ных про­фес­со­ров, а в абсо­лют­ном боль­шин­стве это были евреи, шла насто­я­щая кон­ку­рен­ция на казах­ских аспи­ран­тов… Если после вой­ны япон­цы тоже бро­си­ли такой же лозунг и сра­зу же ста­ли внед­рять его в жизнь, мы оста­но­ви­лись, доволь­ство­ва­лись, как все­гда, сло­ва­ми, хуже того, ста­ли имитировать.

Кста­ти, нашу гос­про­грам­му ФИИР (фор­си­ро­ван­ное инду­стри­аль­но-инно­ва­ци­он­ное раз­ви­тие) впо­ру назы­вать ИИИР, т.е. ими­та­ци­он­ное ИИР. Все наши мно­го­чис­лен­ные про­грам­мы и про­ек­ты, как и эта, — толь­ко ими­та­ция. Ими­та­ции даже в свя­тая свя­тых — инно­ва­ции зашли так дале­ко, запу­щен­ных, но на самом деле про­ста­и­ва­ю­щих инно­ва­ци­он­ных пред­при­я­тий ста­ло так мно­го, что летом мажи­лис был вынуж­ден рас­смот­реть эту про­бле­му. Ими­та­ция дис­кре­ди­ти­ру­ет любую идею, вот что страшно!

Как и для Рос­сии, инно­ва­ция — наша послед­няя надеж­да. Сла­ва Все­выш­не­му, он создал нас, каза­хов, очень талант­ли­вы­ми (но, как Спра­вед­ли­вей­ший, не забыл в про­ти­во­вес ода­рить нас отри­ца­тель­ны­ми каче­ства­ми тоже спол­на). Мы вку­пе с пред­ста­ви­те­ля­ми души не чаю­щих в тех­ни­ке рус­ско­го и немец­ко­го (те еще бли­же к тех­ни­ке — они про­сто «рож­да­ют­ся» с гай­кой и клю­чом в руках…) наро­дов можем создать насто­я­щие инно­ва­ци­он­ные про­из­вод­ства. О япон­цах гене­рал Макар­тур в 1945 г. писал мар­ша­лу Эйзен­ха­у­е­ру: «Здесь такой лени­вый народ, я даже не знаю, как с ними быть». Их при­мер, после вой­ны не имев­ших ниче­го, кро­ме инно­ва­ци­он­ных идей в голо­ве, дол­жен слу­жить для нас хоро­шим ори­ен­ти­ром. Как и при­мер корей­цев, повто­рив­ших путь япон­цев и вытес­ня­ю­щих их самих сего­дня по все­му фронту.

7. Управ­ляй собой сам!

Пока закон о само­управ­ле­нии, кото­рый год жду­щий сво­е­го часа в каби­не­тах пар­ла­мен­та, не будет при­нят в новой редак­ции, пока мест­ное насе­ле­ние не почув­ству­ет, что оно реаль­но участ­ву­ет в поли­ти­ке на мест­ном, самом важ­ном уровне, ника­ких поло­жи­тель­ных изме­не­ний в обще­стве не пройзойдет.

8. Созда­ние неза­ви­си­мой судеб­ной систе­мы вполне реально

«Мясо пор­тит­ся — соль спа­сет, соль пор­тит­ся — что спа­сет?» гла­сит казах­ская муд­рость. Наша судеб­ная систе­ма напо­ми­на­ет испор­тив­шу­ю­ся соль. Что делать, что­бы в наро­де появи­лась вера в спра­вед­ли­вость суда? Для это­го необ­хо­ди­мо в первую оче­редь обес­пе­чить выбор­ность судей. В даль­ней­шем надо вос­ста­но­вить бес­пре­це­дент­ную казах­скую систе­му биев, где цари­ла не вер­ти­каль­ная, а гори­зон­таль­ная судеб­ная иерар­хия и, это самое глав­ное, толь­ко чест­ный судья мог про­кор­мить себя и свою семью, вер­шить непра­вед­ли­вый суд ему про­сто-напрас­но было невы­год­но! А пока они не пере­ста­нут брать взят­ки и выно­сить заказ­ные при­го­во­ры и реше­ния, если даже мы под­ни­мем им зар­пла­ту до 1 млн дол­ла­ров в месяц, какое было жало­ва­нье у быв­ше­го руко­во­ди­те­ля «Каз­те­ле­ком» К. Карибжанова.

9. Демо­гра­фия. Наци­о­наль­ная идея и идеология

Надо создать все усло­вия для того, что­бы сту­ден­ты еще в сте­нах сво­их учеб­ных заве­де­ний мог­ли созда­вать пол­но­цен­ную семью. Напри­мер, обя­зать все вузы обес­пе­чить сту­ден­тов обще­жи­ти­я­ми, что им вполне по силам. Это жела­тель­но со мно­гих точек зре­ния. Как извест­но, пер­вая любовь самая креп­кая. В срав­ни­тель­но ран­нем воз­расте (18—21 год) моло­дые люди лег­ко при­вы­ка­ют («при­ти­ра­ют­ся») друг к дру­гу, и, как гово­рят каза­хи, быст­ро «две поло­вин­ки ста­но­вят­ся одной целой». Это очень важ­но, пото­му что ныне новые семьи раз­ру­ша­ют­ся — рас­па­да­ют­ся по дан­ным ста­ти­сти­ки 30 (!) про­цен­тов новых брач­ных сою­зов имен­но в пер­вые годы сов­мест­ной жиз­ни. К тому же ран­ние дети, бла­го обу­че­ние поз­во­ля­ет их заве­сти, тоже спо­соб­ству­ют упроч­не­нию семьи.

Кста­ти, еще Аль-Фара­би гово­рил: «Давать зна­ния чело­ве­ку без соот­вет­ству­ю­ще­го вос­пи­та­ния то же самое, что вру­чить в руки раз­бой­ни­ка кин­жал». Поэто­му мы счи­та­ем, все кази­но и ноч­ные клу­бы долж­ны быть закры­ты, как в Изра­и­ле (там евреи-моты раз­вле­ка­ют­ся в сосед­них араб­ских стра­нах…). За муже­лож­ство надо при­вле­кать к уго­лов­ной ответ­ствен­но­сти, как и рань­ше. Геи пусть лечат­ся, в про­тив­ном слу­чае будут изо­ли­ро­ва­ны от общества.

Кро­ме это­го, дол­жен быть постав­лен пол­ный заслон про­па­ган­де так назы­ва­е­мых неже­ла­тель­ной бере­мен­но­сти, без­опас­но­го сек­са и граж­дан­ско­го бра­ка. Вме­сто это­го, если мы на самом деле хотим, что­бы наши дети были здо­ро­вы­ми и были счаст­ли­вы в семье, надо про­па­ган­ди­ро­вать деви­чье цело­муд­рие. Как бы это ни выгля­де­ло ста­ро­мод­но. Абай оста­вил заве­ща­ние для моло­дых людей: «Адал бол — бай тап, адам бол — мал тап!» Бук­валь­но: «Будь чистой — вый­ди по люб­ви, будь чело­ве­ком — содер­жи семью». «Мате­рин­ско-дет­ский капи­тал» дол­жен нарас­тать в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии с появ­ле­ни­ем каж­до­го ребен­ка. Вот тогда иметь в каж­дой семье столь­ко детей, сколь­ко может рожать каж­дая здо­ро­вая и ухо­жен­ная жен­щи­на, ста­нет самой глав­ной цен­но­стью для наро­да. При этом боль­шое коли­че­ство детей не может поме­шать жен­щине состо­ять­ся как спе­ци­а­ли­сту, как лич­но­сти — дети вос­пи­ты­ва­ют друг друга.

Все эти пред­ло­же­ния плюс пере­смотр соглас­но миро­вым прин­ци­пам согла­ше­ний с ино­стран­ны­ми ком­па­ни­я­ми («пора и честь знать!»), обес­пе­чи­ва­ю­щих эко­но­ми­че­скую, сле­до­ва­тель­но, поли­ти­че­скую неза­ви­си­мость стра­ны, вку­пе и состав­ля­ют наци­о­наль­ную идею. Все они долж­ны внед­рять­ся парал­лель­но, без отры­ва друг от дру­га. Внед­ре­ние же есть функ­ция наци­о­наль­ной идеологии.

Read More:
В чем буду­щее Казахстана?

Статьи по теме

НАЗАРБАЕВСКАЯ ЖЕСТКАЯ АВТОКРАТИЯ  «СЪЕЛА» ЖИЗНЬ ЦЕЛОГО ПОКОЛЕНИЯ

Лукпан Ахмедьяров — о давлении на казахстанское медиа-пространство, своём отъезде из Уральска и возможности эмиграции вообще

Ба! Знакомые все лица