Подробности читайте на http://clck.ru/DPyV
Дать оценку ситуации в казахстанском банковском секторе и отдельно — в реструктурированных банках мы попросили директора по финансовым организациям стран СНГ международного рейтингового агентства Fitch Ratings Максима Миллера.
Деньги на ветер
— Есть мнение, что БТА, несмотря на реструктуризацию своих обязательств, испытывает колоссальные трудности и сколько ни пытайся его реанимировать — ничего не выйдет. А Вы как считаете?
- Банк структурно убыточен. Структура баланса в данный момент такова, что БТА не может генерировать положительную чистую процентную маржу. При этом банку требуется осуществлять инвестиции, выплачивать зарплаты, платить консультантам, аудиторам и так далее. Похожая ситуация и в «Альянс Банке». В обоих случаях это связано со структурой баланса и со структурой бизнеса в целом. Первый фактор — на балансе обоих банков в большом объеме находятся облигации госфонда «Самрук-Казына», по которым платятся очень низкие проценты. Насколько мы понимаем, убрать их с баланса очень сложно — облигации были частью соглашений по реструктуризации пассивов банков в прошлом году.
Второй фактор связан с тем, что последние два года менеджмент занимался не столько развитием бизнеса и работой с проблемной задолженностью, сколько реструктуризацией собственных обязательств и судебными разбирательствами с бывшими акционерами и менеджментом. Поэтому кредитный портфель, который находится сейчас на балансе, генерирует очень мало реальных процентных доходов. Кроме того, не ясны перспективы по дальнейшему развитию банка. Кредитный бизнес продолжает стагнировать. На данный момент сложно судить о способности банка и команды менеджеров развивать банковский бизнес.
В целом я склонен верить, что с учетом благоприятной макроэкономической ситуации в стране у подобных банков есть шанс в долгосрочной перспективе выстроить прибыльную бизнес-модель, хотя вероятно, что для этого понадобятся дополнительные вливания капитала и/или значительные восстановления провизий и серьезные структурные изменения. Но на данный момент ситуация такова, что существующей структурой баланса банк генерирует лишь убытки.
- А есть ли смысл «Сбербанку» покупать БТА?
- Мое мнение — скорее нет, чем да. Здесь первоочередной вопрос — это вопрос цены. Учитывая неопределенность со стоимостью кредитного портфеля БТА и его способностью генерировать прибыль, реальная ценность банка для стороннего покупателя, вероятно, значительно ниже ожиданий «Самрук-Казыны», который как минимум хотел бы вернуть свои инвестиции в банк.
На пути к «зомби»-банкам
- Если говорить в целом о ситуации в банковском секторе, какие основные риски видите Вы для казахстанских банков?
- Основной риск, безусловно, цены на нефть. Восстановление банковской системы главным образом зависит от сохранения благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Есть надежда, что в случае сохранения нынешней макроэкономической ситуации заемщики банков смогут рано или поздно рекапитализировать сами себя за счет растущих прибылей и «вырасти из долга». Это базовый сценарий для нас в настоящий момент.
В то же время, на наш взгляд, подушки безопасности на случай негативного макроэкономического сценария практически отсутствуют. Казахские банки все еще борются с последствиями недавнего кризиса. Сохраняются опасения касательно достаточности провизий, созданных против пострадавших от кризиса портфелей. Это основная причина низких рейтингов у большинства банков в стране.
- БТА и «Альянс» могут повторить опыт японских банковских институтов в 90‑х годах и превратиться в «зомби»-банки?
- Я думаю, эта перспектива актуальна не только для «Альянса» и БТА, но и для многих других казахстанских банков в данный момент. Проблема в том, что значительная часть кредитных портфелей банков остается связанной в неликвидных активах, в частности земле и недвижимости. Обычно денежных потоков, генерируемых такими активами, недостаточно даже для того, чтобы осуществлять процентные платежи. В то же время рынок подобных активов очень узкий, и, как результат, существует значительная неопределенность в отношении их рыночной стоимости. Это в свою очередь означает неопределенность в отношении достаточности капитала самих банков. Мы не исключаем, что многие казахские банки могут оказаться с отрицательным капиталом, если их кредитные портфели выставить на продажу.
- Каков уровень проблемных активов в казахстанских банках сегодня, по оценкам Fitch?
- Уровень проблемных кредитов огромный. В корпоративных портфелях он, как правило, выше 50%. Нередко мы видим, что практически все крупнейшие кредиты обладают теми или иными признаками обесценения. Но это не значит, что все они — безнадежно потерянные. Это значит, что первоначальные экономические ожидания бизнесменов и банкиров были в значительной степени пересмотрены в худшую сторону за последние три года. Это отразилось в разительном уменьшении ожидаемых прибылей и увеличении сроков окупаемости проектов. Задолженность по таким проектам, как правило, реструктурируется. С улучшением экономической ситуации шансы на реанимацию подобных заемщиков увеличиваются.
- А что сдерживает банки от активной расчистки своих балансов от проблемных займов?
- Думаю, ключевая проблема — это большая разница между ценовыми ожиданиями банков и потенциальными покупателями — будь то государство или частные инвесторы. В небольшой и высококонцентрированной экономике, как Казахстан, сложно создать рынок для проблемных кредитов, тем более для кредитов корпоративных.
К слову
Российских аналитиков в отчетности «БТА Банка» больше всего разочаровал разрыв между фактическими результатами и предварительными показателями, которые были обнародованы в феврале. Последние, считают в «Тройке Диалог», давали основания предположить, что после реструктуризации капитал банка «вышел в плюс», благодаря более активному восстановлению начисленных резервов. Качество активов, считают эксперты, тоже вызывает вопросы.
Источник: Газета “Голос Республики” №18 (194) от 20 мая 2011 года
View original post here:
В ловушке нефтяных цен