В редакцию передали текст «Нового постановления о привлечении в качестве обвиняемого» Ефимовой Вероники Владимировны, бывшего начальника управления корпоративного бизнеса № 6 «БТА Банка», которая вот уже четвертый год находится в Москве и выдачи которой столько же времени добивается казахстанская Генпрокуратура. Логика следователей, как обычно, шокирует, но главное не в ней – из текста документа отчетливо видно, что кто будет в «деле БТА» следующим «козлом отпущения».
Автор: Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Напомним, что решение — выдавать или не выдавать Веронику Ефимову Казахстану — зависит не от российских властей, а от Страсбургского суда по правам человека, куда Ефимова подала жалобу. А с учетом того, как сильно дискредитировали себя казахстанские правосудие и правоохранительные структуры, Акорда вполне может остаться с носом, что, безусловно, в администрации Назарбаева понимают.
Возможно, именно поэтому Генпрокуратура РК и стоящая за ее спиной Акорда решили перепредъявить Веронике Владимировне обвинение, чтобы оказать на нее давление и хотя бы таким образом усилить позицию своих российских коллег в Европе.
Больше подозреваемых — выше заработок
К сожалению, в полученном нами тексте указано только место принятия документа — Алматы, но пропущен день, есть только месяц — сентябрь. Но из первого абзаца видно, кто его готовил: «Руководитель следственной группы старший помощник Генерального Прокурора Республики Казахстан старший советник юстиции Артыкбаев К.Г.».
Мы не будем пересказывать все содержание «Нового постановления», которое занимает триста страниц четвертого формата. Тем более что оно в основном состоит из перечисления эпизодов «преступной деятельности», уже не раз озвученных в ходе двух предыдущих судебных процессов над бывшими сотрудниками БТА и компаний — заемщиков. Тех самых, что были зачислены следователями КНБ и Генпрокуратуры в состав «организованной преступной группы Мухтара Аблязова.
Но мы хотим обратить внимание наших читателей на иное — на тактику следователей. Они как бы «снимают» слой за слоем листы с капусты, постоянно расширяя состав обвиняемых. И мы подозреваем, что таким образом члены многочисленных следственно-оперативных групп «зарабатывают» на политическом стремлении Акорды и лично Назарбаева любой ценой добить, а если это не получится, дискредитировать главного оппонента елбасы Мухтара Аблязова.
Именно поэтому каждое новое уголовное дело по БТА превращается в процесс пропуска потенциальных сидельцев через «сеть», в ходе которой на скамью подсудимых попадают не те, кто хотя бы принимал те или иные решения о выдаче кредитов или был причастен к их неправильному использованию, а те, кто не смог откупиться. Или договориться.
«Новое постановление о привлечении в качестве обвиняемого» Вероники Ефимовой позволяет установить, кого следователи Генпрокуратуры и КНБ «добавили» в состав «ОПГ Аблязова» на этот раз и кто скорее всего сядет на скамью подсудимых в ходе следующего, третьего, судебного процесса.
Правда, когда он состоится, мы сказать не можем, но знаем точно, кто будет принимать решение о его проведении. Это, кроме Нурсултана Назарбаева, руководитель администрации президента Карим Масимов, Генпрокурор Кайрат Мами, председатель Нацбанка Григорий Марченко, вице-премьер Кайрат Келимбетов, якобы «отставник» Николай Варенко. Именно они сейчас занимаются «БТА Банком» и всем, что его касается.
«ОПГ» растет как на дрожжах
Но вернемся к документу. Сначала руководитель следственной группы Артыкбаев К.Г. установил что: «Жительница г. Алматы Ефимова Вероника Владимировна, …по приглашению Председателя Совета Директоров АО «БанкТуранАлем» (далее Банк) Аблязова М.К. с которым в связи с прежней совместной работой имела доверительные отношения, была принята на работу в АО «БанкТуранАлем» согласно приказа № 516-к-лс от 23.06.05 г. на должность начальника управления корпоративного бизнеса № 6 Банка, и согласно должностной инструкции № 28 утвержденной 22.09.01 г. осуществляла общее руководство деятельностью управления, распределяла функциональные обязанности и нагрузку между сотрудниками управления, разрабатывала текущие и перспективные планы развития Управления, совершила тяжкие преступления против собственности при следующих обстоятельствах».
Обстоятельства эти г‑н старший советник юстиции описал так: «АО «БанкТуранАлем» (АО «БТА Банк), являясь системообразующим Банком Республики Казахстан, осуществлял свою деятельность в соответствии с Законом РК «О банках и банковской деятельности», согласно которому Банк не может заниматься непрофильной деятельностью. В обход установленных Законом ограничений, руководитель этого Банка Аблязов М.К., с другими руководителями и участниками организованной преступной группы (далее ОПГ) на постоянной и длительной основе совершал хищения вверенных ему акционерами денежных средств Банка.
Так, Аблязов М.К. в соответствии со ст. 56 Закона РК «Об акционерных обществах» от 13.05.03 г., являясь Председателем Совета Директоров Банка, обладая полномочиями по организации работы указанного органа управления Банка, согласно ст.11 Устава АО «БТА Банк» должен был осуществлять следующие требования:
- контроль за исполнением решений Общего собрания Акционеров и Совета Директоров;
- без доверенности представлять интересы Банка, выдавать доверенности Членам Совета Директоров;
- устанавливать порядок принятия решений в отношениях с третьими лицами;
- согласовывать прием на работу, перемещение и увольнение, размер, условия оплаты и премирования работников руководящего состава Банка, выдвижение в кадровый резерв персонала на руководящие должности;
- осуществлять иные функции, определенные решениями Общего собрания акционеров, Совета Директоров, Устава Банка и внутренними нормативными документами Банка.
Однако, Аблязов М.К., на основании решения Совета Директоров АО «БанкТуранАлем» (далее Банк) от 20.05.2005г. и согласно приказу № 3‑к от 23.05.2005 г. назначенный на должность Председателя Совета Директоров Банка, совместно со своим доверенным лицом — Жаримбетовым Ж.Д. создали ОПГ из числа своих приближенных лиц, а именно: Солодченко Р.В., Садыкова К.А., Ефимовой В.В., которых Аблязов наделил необходимыми для реализации своего преступного умысла властно-распорядительными полномочиями.
При вышеуказанных обстоятельствах, по инициативе и под влиянием Аблязова М.К., вовлеченные в ОПГ с их согласия лица, были назначены на должности, имеющие ключевой характер для организации хищения денежных средств Банка на системной и длительной основе.
Жаримбетов Ж.Д. был назначен первым заместителем Председателя Правления Банка, а впоследствии и Председателем Кредитного Комитета Головного Банка (далее ККГБ).
Солодченко Р.В., был назначен Председателем Правления, а также членом Совета Директоров Банка.
Садыков К.А., был назначен первоначально исполнительным директором, а затем директором по кредитованию Банка.
Мамештеги С.Х. занимал должность Заместителя Председателя, а затем и Председателя Правления Банка».
Обращаем внимание читателей, что среди членов «ОПГ Аблязова» (напомним, что кроме финансово-банковской ОПГ Аблязов, по мнению Генпрокуратуры и КНБ, также возглавлял экстремистскую политическую ОПГ, которая якобы организовала события в Жанаозене 16 декабря 2011 года), появился новый персонаж — Мамештеги. Который, получается, до этого три с лишним годом ускользал от внимания следователей.
Работали в банке? Значит виноваты
Есть смысл процитировать, в чем «виноват» главный подозреваемый.
Итак: «Аблязов М.К., ранее осужденный 18.07.2002 г. Верховным Судом Республики Казахстан по ст. 307 ч.3, ст. 310, ст. 58 Уголовного Кодекса РК к 6 годам лишения свободы, с последующим применением помилования, вступив в должность Председателя Совета Директоров Банка, действуя согласованно со своим доверенным лицом Жаримбетовым Ж.Д., с которым ранее работал в АО «KEGOC», не входя в число акционеров и собственников Банка, не имея полномочий единолично принимать решения в части выдачи кредитов, обладая полномочиями управления Банком, практическими познаниями и опытом руководящей работы в сфере крупного бизнеса, финансовой сфере, в связи с прежним привлечением к уголовной ответственности обладая сведениями в области уголовно-процессуального законодательства, изучив имеющиеся данные об организации деятельности Банка, грубо и намеренно нарушая принципы корпоративного управления, принятые Банком, имея влияние на принимаемые решения в Банке, в том числе по выдаче кредитов, с целью хищения и дальнейшей легализации денежных средств Банка в крупном размере, осознавая преступный характер своих действий создающих угрозу финансовой стабильности крупнейшего в Республике Казахстан Банка второго уровня, существенно нарушая законные права и интересы граждан Республики Казахстан, являвшихся вкладчиками Банка, действуя совместно, в г. Алматы создали организованную преступную группу из числа своих доверенных лиц, а также из числа сотрудников Банка, учредителей, акционеров, директоров частных компаний, совместно с которыми совершили хищение денежных средств Банка, путем их присвоения и растраты, на системной и длительной основе, в крупных размерах».
Формулировка такая, что можно сломать язык, но, увы, именно так пишут казахстанские следователи прокуроры.
Далее в «Новом постановлении» расписывается вина других ведущих членов «ОПГ Аблязова», но мы процитируем не все: «Координацию текущей деятельности ОПГ Аблязов М.К. возложил на Жаримбетова Ж.Д., который, будучи Председателем ККГБ, пользуясь своим служебным положением и влиянием Аблязова, обеспечивал гарантированное принятие членами ККГБ положительных решений о финансировании специально созданных участниками ОПГ для совершения хищения компаний-заемщиков, в необходимых случаях обеспечивал финансирование указанных компаний без рассмотрения их заявок Кредитным Комитетом, путем фальсификации протоколов заседаний и иных сопутствующих документов.
Жаримбетов Ж.Д., обладая влиянием и существенными полномочиями по управлению Банком, практическими познаниями и опытом руководящей работы в сфере крупного бизнеса, финансовой сфере, грубо и умышленно нарушая принципы корпоративного управления, принятые Банком, имея влияние на принимаемые решения в Банке, в том числе по выдаче кредитов, с целью хищения и дальнейшей легализации денежных средств Банка в крупном размере, осознавая преступный характер своих действий, вынуждал членов ККГБ и других сотрудников Банка к принятию решений в интересах ОПГ.
Жаримбетов Ж.Д. контролировал деятельность иных руководителей ОПГ в лице Садыкова К.А. и Ефимовой В.В., которые курировали вопросы создания, финансирования, взаимодействия между собой большого количества подконтрольных ОПГ компаний-заемщиков, в том числе и не являвшихся резидентами Республики Казахстан.
Мамештеги С.Х., который в период времени с 21.01.2005г. по 18.01.2008г. занимал должности Председателя Правления, Заместителя Председателя Совета Директоров Банка. В обязанности Мамештеги С.Х., действовавшего в едином умысле с Аблязовым и Жаримбетовым, входило обеспечивать своевременное и согласованное с Аблязовым и Жаримбетовым принятие решений по линии своего кураторства, подписание документов удовлетворяющих интересы организованной преступной группы по хищению средств Банка.
Солодченко Р.В., ранее работавший совместно с Аблязовым в Министерстве энергетики, индустрии и торговли РК, и состоящий с ним в дружеских отношениях, начиная с 19.10.2005г. занимал последовательно должности члена Правления, Заместителя Председателя Правления, а также должность Председателя Правления Банка. В обязанности Солодченко, как одного из руководителей ОПГ, действовавшего в едином умысле с Аблязовым и Жаримбетовым, входило обеспечивать своевременное и согласованное с ним принятие решений по линии своего кураторства, подписание документов, удовлетворяющих интересы ОПГ по хищению средств Банка.
В обязанности Садыкова К.А., курировавшего деятельность Управления Корпоративного Бизнеса № 6 (далее УКБ № 6), входило обеспечивать в интересах ОПГ своевременное и согласованное с Аблязовым и Жаримбетовым принятие решений по линии своего кураторства, подписание документов, в том числе и своевременное предоставление необходимых документов на рассмотрение ККГБ, в другие структурные подразделения Банка, а также обеспечение своевременного подписания документов, удовлетворяющих интересы ОПГ по хищению средств Банка».
А теперь о том, как якобы совершались преступления:
«Аблязов М.К. и Жаримбетов Ж.Д., являясь руководящими должностными лицами Банка, то есть, лицами, связанными с АО «БТА Банк» особыми отношениями, достоверно знали, что созданные ими и полностью им подконтрольные компании-заемщики, должны были, согласно требованию «Кредитной политики АО «БанкТуранАлем», утвержденной Советом Директоров от 17.06.04 г., (протокол № 23) и «Кредитной политикой АО «БТА Банк», утвержденной Советом Директоров от 19.05.08 г. (протокол № 5—2), первоначально проходить стадию рассмотрения вопроса об их финансировании на заседании Совета Директоров Банка, то есть в особом порядке.
В целях сокрытия своих преступных действий, Аблязов и Жаримбетов, пользуясь своим служебным положением и неограниченным влиянием в Банке, обеспечивали заведомо незаконное рассмотрение вопросов кредитования большого количества подконтрольных им компаний в обычном порядке, без рассмотрения на заседании Совета Директоров, только через ККГБ, члены которого, достоверно зная, что вышеуказанные компании связаны с Аблязовым и Жаримбетовым, беспрепятственно решали вопросы о кредитовании данных компаний, то есть обеспечивали заведомо незаконную выдачу кредитов.
Руководитель ОПГ Аблязов, заведомо зная, в силу занимаемой должности и служебного положения, что вопросы в части предоставления кредитов относятся к компетенции ККГБ и принятые им решения являются обязательными к исполнению всеми структурными подразделениями Банка, через Жаримбетова обеспечивал принятие ККГБ заведомо необоснованных решений, диктуя им свою волю к выдаче кредитов подконтрольным компаниям Аблязова и Жаримбетова для реализации их плана по хищению средств Банка. В связи с этим, Аблязовым в первую очередь были приняты меры к усилению влияния Жаримбетова в управленческом аппарате Банка, чем и было вызвано назначение Жаримбетова Председателем Кредитного Комитета Головного Банка, приказом №218/3 от 25.09.2006 г.
Аблязов и Жаримбетов приняли все меры для того, чтобы в состав ККГБ входили подконтрольные лица, призванные обеспечить выполнение их указаний по выдаче кредитов, а также являвшиеся одновременно руководящими работниками Банка по линии служб, имеющих ключевое значение по вопросам выдачи и сопровождения кредитов, в целях создания режима благоприятствования подконтрольным им компаниям по линии этих служб».
Впереди новые процессы
На следующий абзац стоит обратить особое внимание. Судя по всему, в нем перечислены те, кто сядет на скамью подсудимых на следующем процессе по делу БТА Банка:
«Согласно приказов Председателя Правления АО «БанкТуранАлем» за № 44 от 14.02.2006 г., за № 218/3 от 25.09.2006 г., № 93 от 16.04.2007 г., № 169 от 22.06.2007 г. и протокола заседания Правления № 4 от 04.02.2008 г., членами ККГБ последовательно являлись доверенные лица Аблязова М.К., а именно: Погорелов А.М., председатель ККГБ, члены ККГБ — член Совета Директоров Татишев Е.Н., член Совета Директоров Жаримбетов Ж.Д., главный экономист, член Правления Джолдыбаева С.М., управляющий директор Булатханова С.С., управляющий директор Тасибеков Б.А., управляющий директор Толеубаева З.М., исполнительный директор Тлеукулова Г.О., исполнительный директор, начальник Юридического управления Абжанов Д.К., заместитель начальника Службы безопасности — начальник Управления экономической безопасности Диканбаев Е.О., заместитель Председателя Правления Холодзинский Г.И., управляющий директор, член Правления Рамазанов А.С., управляющий директор по кредитованию Ибрагимов Р.Ш., начальник Управления правового обеспечения корпоративного бизнеса юридической службы Куатбекова З.Б., директор по экономической безопасности Узбекгалиев Р.Х., и.о. исполнительного директора Абдыкалыкова Д.У., заместитель начальника Управления правового обеспечения КБ Юридической службы Исенов Б.С.. Кроме того, приказом Председателя Правления №93 от 16.04.2007 г. и протоколами заседаний Правления №4 от 04.02.2008 г., №35 от 23.07.2008 г. замещающими лицами членов ККГБ были включены: исполнительный директор Налобин В.Г., начальник УКБ №2 Кулмухамбет М.М., начальник отдела УЭБ Нуржанов А.М., начальник отдела комплексного правового сопровождения Управления правового обеспечения Сатволдинова Л., заместитель начальника Управления правового обеспечения корпоративного бизнеса Ильясов А.М., начальник Управления кредитных рисков Ковшаров А.В.».
Мы опускаем перечисление «вины» отдельных людей из выше процитированного списка в силу бессмысленности повторения глупостей следователей. Ограничимся только пересказом того, в чем оказался «виноват» человек, которого главные рейдеры в лице Масимова, Марченко, Кулибаева, Бахмутовой вскоре после захвата БТА сделали председателем правления вместо Романа Солодченко.
Цитируем: «Мамештеги С.Х. был принят на работу в АО «БанкТуранАлем» приказом № 86‑К от 30.03.1998 г. на должность заместителя директора Департамента активных операции, затем 17.09.1999 г. был переведен на должность начальника Управления казначейских и торговых операций. 20.12.2004 г. Мамештеги был назначен и.о. Председателя Правления Банка, 21.01.2005 г. приказом № 86‑К на основании Решения Совета Директоров за №№ 1—4 назначен на должность Председателя Правления Банка. 22.02.2007 г. решением очного заседания Совета Директоров Банка Мамештеги был освобожден от занимаемой должности Председателя Правления Банка и одновременно введен в состав Совета Директоров Банка на должность заместителя Председателя Совета Директоров.
19.01.2008 г. Приказом №195‑К трудовой договор с Мамештеги был расторгнут. 03.02.2009 г. приказом №2 95 Мамештеги вновь был принят на работу в Банк на должность заместителя Председателя Правления, а 20.08.2009 г. приказом № 2302-К-ЛС трудовой договор с ним был вновь расторгнут.
Согласно распределения преступных ролей в ОПГ в обязанности Мамештеги, действовавшего в едином преступном умысле с Аблязовым и Жаримбетовым, входило содействие в обеспечении своевременного и согласованного с Аблязовым и Жаримбетовым принятие решений по выдаче безвозвратных кредитов, подписание документов, необходимых для реализации преступных замыслов руководителей ОПГ Аблязова и Жаримбетова. Мамештеги, действуя в едином умысле с руководителем ОПГ Аблязовым М.К. и другими соучастниками, осознавая преступный характер своих действий и их последствий, содействовал принятию положительных решений по финансированию компаний подконтрольных Аблязову».
…В общем, создается впечатление, что в пылу политической борьбы с Мухтаром Аблязовым, бесясь от того, что целое государство никак не может его достать, Нурсултан Назарбаев и его Акорда сделали из бывшего лидера ДВК некое повторение Троцкого. И де-факто реанимировали практику 20—50‑х годов прошлого века, когда только факт знакомства с Троцким, не говоря уже про сотрудничество с ним или поддержку его идей, лозунгов и действий, уже сами по себе формировали состав особо опасного преступления и за минимальное время превращали человека во «врага народа».