Сагат Жусип, без сомнения, является аксакалом казахстанской оппозиции. Он начинал свою политическую деятельность еще в девяностых годах — с движения «Азат», потом был в рядах РНПК, затем одним из первых в Кызылординской области вступил в ДВК, долгое время руководил областным филиалом партии «Алга». Жусип хорошо знает положение дел в казахстанской оппозиции, поэтому именно с ним мы решили поговорить о приговоре лидеру «Алги» и ситуации в стране.
Автор: Сагат ЖУСИП
- Саке, чем, по Вашему мнению, отличается оппозиция девяностых от нынешней? Насколько изменилась политическая ситуация в стране с тех пор?
- В конце 80‑х годов мы были романтиками перестройки. В первое время я был на стороне Горбачева, считал, что можно реформировать компартию и направить ее в правильное русло, сделать партию более человечной. Года через полтора-два я понял, что компартия была и останется монстром, ее невозможно реформировать. Я тогда работал начальником управления в Кызылординском облисполкоме.
В Казахстане стали появляться различные национал-патриотические организации, одной из них, я бы сказал, наиболее мощной был «Азат». В 90‑м году я был делегатом первого съезда движения «Азат», уволился с работы, чтобы заниматься общественной деятельностью. Вместе с другими кызылординскими «азатовцами» я стал организовывать филиал движения в области. Мы многого тогда не знали, у нас не было опыта политической деятельности. Очень часто мы ошибались, но затем исправляли свои ошибки, учились на ходу. Но одного у нас нельзя было отнять: наши чистые помыслы, мы работали не ради денег, не ради славы, мы действовали ради идеи.
Я не могу сказать, что тогдашние оппозиционеры были хороши, а нынешние плохи — в то время людей опытных не было. А сейчас много политиков, которые могут что-то подсказать, за двадцать лет люди многому научились. Да и власть в начале девяностых была другой, более робкой. Коммунисты во главе с Назарбаевым не знали, каким путем и куда идти, они хотели построить капитализм и называли себя демократами, хотя таковыми, конечно, не являлись. Постепенно власть Назарбаева усиливалась, а возможности оппозиции влиять на власть уменьшались, и вот к сегодняшнему дню у нас полное господство авторитарной системы, а возможности оппозиции сведены к нулю.
В жертву приносятся только пешки
- На прошлой неделе завершился судебный процесс над Владимиром Козловым. Лидера партии «Алга» осудили на семь с половиной лет лишения свободы. Известного политического деятеля хотят представить лидером ОПГ, пытавшимся насильственным путем свергнуть власть в Казахстане. Как Вы считаете, насколько обоснованным было обвинение и каковы истинные причины расправы над Владимиром Козловым?
- Я просто вне себя от этой мерзости: честного, порядочного человека посадили в тюрьму, наплевав на закон, на этические нормы. У этих людей просто не осталось ничего человеческого. Я возмущен приговором суда: получается, что элементарная порядочность, когда общественный деятель встает на сторону расстреливаемого народа, теперь преследуется по закону. Ничего противозаконного Владимир Козлов не совершал, никакой он не экстремист, об этом прекрасно знают все люди, общественность в Казахстане и за рубежом.
Сажать надо тех, кто отдавал приказ расстреливать народ, тех, кто стрелял. Именно власть расстреляла народ, а потом решила переложить вину на других людей. Если Владимир Козлов — лидер ОПГ, то и я являюсь членом этой ОПГ. Недавно я написал заявление в суд с требованием привлечь меня к ответственности как члена ОПГ Владимира Козлова. Пусть привлекают, я не боюсь их.
- Незадолго до вынесения приговора Козлову были осуждены нефтяники. Получил срок бывший аким Жанаозеня Сарбопеев, идет процесс по делу бывшего заместителя акима Мангистау Айткулова. В то же время несколько активистов оппозиции были освобождены с формулировкой «в связи с деятельным раскаянием». С чем это, по Вашему мнению, связано?
- Власть очень хитра. Выражаясь шахматным языком, несколькими жертвами в виде пешек — двух-трех мелких чиновников — она пытается сохранить хорошую мину при плохой игре. А крупные фигуры, которые действительно виновны в жанаозенской трагедии, остались безнаказанными. Освобождая активистов под видом деятельного раскаяния, власть продолжают свою тактику заигрывания с народом. Но обмануть им нас не удастся, придет время и им придется ответить за все свои преступления.
- Другая часть оппозиции во главе с Булатом Абиловым объявила о начале кампании по проведению общенационального референдума по вопросам демократизации, Жармахан Туякбай занят своим проектом народного курултая. Понимая всю правильность идеи референдума, некоторые активисты оппозиции считают, что таким образом власть хочет отвлечь внимание общества от «дела Козлова» и жанаозенской проблемы, объединив оппозицию под флагом референдума, сделать ее управляемой. Каково Ваше мнение по этому поводу?
- Это очень деликатный вопрос. Если ответить прямо, то люди могут подумать, что опять в оппозиции разногласия. Но, как аксакал, двадцать лет своей жизни отдавший оппозиционной деятельности, я, наверное, имею право критиковать не только власть, но и деятелей оппозиции.
Абилову и Туякбаю я не верю. За рубежом, если лидер партии проигрывает выборы, он уходит из политики или, по крайней мере, признает свои ошибки. У нас так не поступают, у нас из года в год произносят одни и те же речи и считают себя популярными политиками, уважаемыми в народе. На самом деле многие давно разочаровались и в Абилове, и в Туякбае, только наше воспитание не позволяет говорить об этом прямо.
Некоторые, конечно, продолжают считать их гигантами мысли, но со временем, наверное, разберутся. Абилов — человек относительно молодой, но в политике он уже старик, а Туякбай — дряхлый старик. У нас уважают стариков, но про себя думают: «Как же они нам надоели», поэтому старикам давно надо освободить место молодым. Делая бесконечные заявления, они пытаются продлить свое политическое существование.
Идея референдума по сути своей правильна, но кто на самом деле стоит за спинами инициаторов — вот в чем вопрос. Акорде давно хочется иметь управляемую, предсказуемую оппозицию.
«Пора идти в народ!»
- «Алга» осталась без лидера. Вполне вероятно, что партию запретят, признав экстремистской организацией. Что Вы и другие активисты партии будете делать в таком случае?
- Еще в самом начале, когда создавалась партия, мы говорили, что «Алга» — это не партия одного лидера, это партия региональных лидеров. В каждой области у нас есть свой лидер, который действует, ориентируясь на местные особенности, у нас всегда считались с мнением регионов, активистов партии. Каждый региональный лидер, помимо того, что возглавляет филиал партии, является руководителем НПО, журналистом. Партийцы пользуются уважением на местах, их знают и с ними считаются. Несмотря ни на что мы будем заниматься общественной деятельностью, в первую очередь социальными проектами.
- Кроме «Алги», ОСДП и общественных объединений, в стране есть еще национал-патриоты, которые считают себя защитниками интересов казахского народа. Каковы их перспективы?
- Я не люблю делить людей на национал-патриотов или демократов, это искусственное разделение. Главное — чтобы человек был порядочным. Я уважаю национальные ценности, для меня важны и государственные ценности. Например, недавно Назарбаев призвал все тюркские народы объединиться, что он тогда, получается, национал-патриот? Нет, конечно. А перспективы есть у всех, особенно у тех, кто больше работает с народом и привлекает к себе здоровые силы.
Встает вопрос: что делать дальше, каким путем идти оппозиции?
- Очень трудный вопрос, но могу ответить категорично: надо идти в народ и работать с народом и не бояться этого. Не сидеть возле компьютера, а идти разговаривать с людьми, объяснять, рассказывать. Очень грустно наблюдать, как умные люди сидят в Интернете, в социальных сетях и, любуясь собой, выдают заумные мысли. Политики в последнее время пошли продвинутые, сидят в офисах, строчат в сеть и считают, что таким образом занимаются общественной деятельностью. Пора понять, что большинство нашего народа живет в аулах или просто выживает, у них нет интернета, да и газеты в аулах получают с большим опозданием.
Записал Айдос САДЫКОВ
See the article here:
Власть ответит за свои преступления